С 17 до 21 марта в Москве проходит фестиваль студенческих спектаклей «Первый план». Этот смотр сосредоточился на лучших постановках шести главных театральных вузов России, поэтому для зрителей — это прекрасная возможность понять отличия и традиции разных театральных школ. «Сноб» выбрал наиболее интересные постановки и попросил режиссеров рассказать про них подробнее.
«Трактирщица» Карло Гольдони, Театральный институт им. Щукина

Комедия — сложный жанр для артиста. А Щукинская театральная школа славится именно яркой формой, наполненной при этом и интересным содержанием. Тогда только может случиться спектакль-праздник, о котором говорил Евгений Вахтангов. Задача сложная, но тем интереснее и полезнее студентам ее решать. Бессмертная комедия Карло Гольдони «Трактирщица», продолжающая традиции итальянской народной комедии масок, такую возможность дает. Комедия как жанр вообще, а комедия дель арте тем более, требует работы над острыми характерами, над отточенной пластикой каждого персонажа. Это кропотливый и сложный процесс.

Юлия Авшарова, доцент Щукинского училища, режиссер:
«Это спектакль студентов 4-го курса, который идет на сцене Учебного театра. Но показ на фестивале — всегда вызов для молодых артистов. Размер сцены, другие кулисы, количество зрителей в зале — все иное, и все влияет на существование артиста. Задача каждого спектакля — сделать так, чтобы энергия и смыслы со сцены попадали даже в последний ряд, поэтому для студентов это настоящий профессиональный тренинг. Очень полезно так встряхнуться, а после — сделать выводы: что поменять в себе, своей роли, спектакле».
«Чехов. Рассказы», ГИТИС

Шесть рассказов Антона Чехова объединены в саунд-драму с живым оркестром, где актер в образе Чехова поет и танцует чечетку, а из «Дамы с собачкой» вдруг вышагивает гейша. Открытием для зрителей здесь станет не только подход к классику через музыку, но и новый факультет ГИТИСа, который так и называется — «факультет новых направлений сценических искусств». Возглавляет его, опять же, новый худрук «Ленкома» Владимир Панков, известный в российском театре как создатель этого самого жанра — саунд-драма. Простыми словами, «звуковая драма» — это спектакль, в котором на равных могут сочетаться опера, балет, рок, психологический театр, греческий хор и многое другое.
Традиционное актерское образование такой всесторонней оснащенности не дает, и, как правило, после четырех лет обучения молодому артисту, если он хочет быть конкурентоспособным и в театре, и в кино, приходится добирать скиллы на стороне. Кафедра саунд-драмы, первая и в ГИТИСе, и в системе театрального образования вообще, выпускает драматических артистов не просто музыкальных, а способных музыкально мыслить, на высшем уровне владеющих пластикой, пантомимой, разнообразными стилями вокала. В целом — артиста синтетического театра.

Екатерина Петрова-Вербич, режиссер:
«В отличие от традиционного актерского образования, где начинают с Островского и Чехова, а к четвертому курсу доходят до вербатима и современной драматургии, кафедра саунд-драмы выстраивает другую систему — от современности к архаике. К третьему курсу, когда в студенте уже формируется какое-то осознанное понимание себя, мы приступаем к классическим авторам и художественному слову.
Спектакль по Чехову вызревал почти год, и чуть больше года мы играем его в Учебном театре ГИТИСа. Мы поставили задачу: нельзя убирать ни одного авторского слова, мы должны оправдать его и присвоить даже в условиях музыкальности и фантасмогоричности всего происходящего. Это первый выход студентов четвертого курса на такую большую сцену. Очень важно давать начинающим артистам на самом старте почувствовать дыхание большого зала, пережить этот стресс в безопасном процессе обучения. Выйти на сцену не учебного театра, не прокатной концертной площадки, а именно профессионального репертуарного театра. Здорово, что МТС заявили такой фестиваль и дают студентам эту возможность».
«Наполовину оконченная сказка» Эдварда Коллина, Школа-студия МХАТ

В контексте других театральных вузов Школа-студия МХАТ всегда была довольно камерным местом, как престижный колледж. Количество преподавателей почти равно количеству учащихся, потому каждый студент получает почти персональное внимание от всех педагогов. Это похоже на творческое наставничество, когда в индивидуальном взаимодействии со многими разными педагогами студент развивается всесторонне.

Владимир Зиберев, педагог Школы-студии МХАТ, режиссер:
«Мы выпустили спектакль полтора месяца назад, так что зрители фестиваля увидят почти премьеру. И отправить его на широкий фестивальный смотр — в некотором смысле вызов для студентов, хотя фестивальная и гастрольная жизнь курса довольно богата. Для нас важно было взять тот материал, который вдохновит актеров на фантазию, поиск и выдумывание театральных способов, ходов, интересностей. Музыкальность курса в этой работе очевидна благодаря умению ребят чувствовать слово, тон текста, темпоритмы сценического существования, а музыкальное оформление, написанное специально для спектакля, дополняет атмосферу странной, колючей сказки».
«Ужасы в цветочном магазине» по рассказу Герберта Уэллса, РГИСИ
Факультет музыкального театра Петербургской театральной академии, ныне РГИСИ, готовит артистов мюзикла. Но важно, что мастерскую возглавляет Иван Благодер — руководитель творческой части Александринского театра. То есть будущие музыкальные артисты получают крепкую драматическую базу. На фестивале студенты третьего курса представят мистический мюзикл. «Ужасы в цветочном магазине» — спектакль, выросший из студенческой инициативы, из одного удачного номера, показанного на экзамене. Специально для спектакля был создан музыкальный бэнд, и все идет на живом звуке.

Алексей Едошин, педагог РГИСИ, режиссер:
«С этим курсом мы уже были на гастролях в Кемерово и Калининграде, но показывали только отрывки. “Первый план” — это первый опыт ребят показа полноценного спектакля на чужую аудиторию. Очень волнующий опыт, потому что на любой не своей площадке спектакль видоизменяется, иначе работают декорации, многое меняет синергия зала. Гастроли требуют чуть более профессионального подхода, нежели работа в родных стенах. Так что для молодого артиста — это великолепный опыт. Да еще и компания такая, все театральные вузы Москвы на одной сцене — студентов это прокачает в любом случае и даст импульс к развитию спектакля».
Подготовила Мила Денёва
Свежие комментарии