Писатель Денис Драгунский, автор и герой «Подлинной жизни Дениса Кораблева», романов «Дело принципа», «Автопортрет неизвестного» и других, взял у народной сказки идею волшебного помощника. А все остальное в истории «Насквозь» написал, вдохновляясь творчеством Кира Булычева и обсуждениями нейросетей. Сказка вышла в зимнем номере «Сноба».
Однажды, в некотором году, то есть неважно, когда именно, в одной большой-пребольшой стране, которая широко раскинулась на южном берегу Северного Ледовитого океана, в одном очень большом городе, который, кстати говоря, был от океана далеко, и поэтому в нем было совсем не холодно, а летом даже жарко, в новом красивом районе, от которого до центра этого города было почти как до океана, но зато на метро, в одном большом дворе, хотя в разных домах, — жили две девочки.
Их звали Соня Сказкина и Даша Правдина.
Эти фамилии очень подходили к характеру девочек. Вы, наверное, думаете, что Соня Сказкина жила в легком и красивом мире выдумок и фантазий, а Даша Правдина все время недоверчиво хмурилась и упрямо докапывалась до истины?Наоборот!
В ответ на любую хоть чуточку непривычную историю Соня фыркала и говорила: «Всё! Хватит сказки рассказывать!» Хотя история могла быть самая простая — например, что вчера в парке можно было бесплатно покататься на пони. Обычный парковый аттракцион! Но Соня все равно не верила. Хотела лично убедиться. Громко требовала, чтоб ее завтра же отвели в парк. А назавтра никаких пони в парке не было. Наверное, этот аттракцион переехал в другой парк, бабушка с дедушкой так и объясняли — но Соня радостно кричала: «Ну, что я говорила? Кто был прав? Сказки это всё!»
А Даша, наоборот, на любую небылицу доверчиво спрашивала: «А это правда?» И когда ей отвечали: «Да, конечно, всё так и есть!» — она радостно смеялась и кричала: «Ура! Наконец-то!» Но если все оказывалось не так, как ей рассказывали, — тоже не особенно огорчалась. Потому что вокруг было много разных других интересных вещей — только успевай удивляться.
Но что это за сказка, в которой нет волшебника или хотя бы доброй феи? И вообще никакого волшебства?Подождите. Всё будет. Сначала пусть девочки познакомятся.
Долго ли, коротко — вот они уже вышли из того возраста, когда так приятно прокатиться на пони в парке под присмотром бабушки. Недоверчивый и испытующий ум Сони Сказкиной привел ее в школу номер 1115 с физико-математическим уклоном, а восторженный и легковерный характер Даши Правдиной определил ее гуманитарные склонности: история, литература, языки. Такая школа — номер 1511 — тоже была в их районе.
Однажды они случайно оказались на автобусной остановке. Долго смотрели друг на друга. Улыбнулись. Отвернулись. Снова встретились глазами.— Привет! — сказала Даша. — Кажется, я видела тебя во дворе. Еще в детстве.
— Не может быть! Не сочиняй! — ответила Соня, подумала и добавила: — Но я тебя точно видела!
Даша засмеялась, потому что выходило нелогично.
— Ну и что? — Соня как будто услышала ее мысли. А может быть, и в самом деле услышала. — А вообще, как дела?
— Да ну. Тоска и сплошная экология! — и громко потянула носом. — А у тебя?—- То же самое. Плюс искусственный интеллект.
— Ой. Ну ничего, прорвемся!Экология и впрямь нагоняла тоску. В этом городе — да и во всей стране и во всем так называемом цивилизованном мире — люди вдруг стали ужасно экологически сознательные. Боролись с глобальным потеплением и планетарным загрязнением, а для этого редко варили обед и отучались ездить на автомобилях, экономили пресную воду, все очистки собирали на компост и переходили с пластика на стекло. Стирали и купались тоже гораздо реже, чем в той, прежней, безответственной и неэкологичной жизни. Это было не совсем ароматно. Поэтому Даша изобразила громкий понюх.Девочки еще раз осмотрели друг дружку с ног до головы.
— А ты красивая, между прочим! — сказала Даша.
— Брось! Все время в зеркало смотрюсь, сплошные прыщи, каждый день по три новых! — отмахнулась Соня. — А вот ты, если честно, очень даже ничего себе! Носатенькая такая, сейчас это модно.
— Ой, правда?—- Честное слово. Как Гленди Смитсон и Агата Фонсека! — Соня на ходу придумала имена, чтоб как будто кинозвезды.— Ой, как здорово! — обрадовалась Даша. — Спасибо!
Соня Сказкина была хоть и насмешливая, и недоверчивая, но в общем-то добрая, и ей стало чуточку стыдно. И вообще, она поняла, что за Дашей Правдиной на всякий случай надо присматривать.
Еще года через три Даша призналась Соне, что влюбилась в одного мальчика из соседнего подъезда. Зовут Миша, вроде очень умный, но на нее совсем не смотрит. Наверное, модные красавицы ему не по вкусу.
Соня задумалась. У них в физматшколе как раз было задание — создание параллельной личности в облике дублирующей персоны.— Серьезная проблема! — сказала она. — Но я тебе помогу. Ты, главное, скажи, чего ты больше хочешь: чтобы ты стала привлекательной для этого мальчика или чтоб этот мальчик вдруг в тебя влюбился? Короче: улучшить тебя или изменить мальчика?
— И того, и другого! — ответила Даша.
— Ты прямо как Винни Пух! — засмеялась Соня. — «Мне и меда, и сгущенного молока, а хлеба можно вовсе не давать!» Так, что ли?
— Тогда вообще не надо! — Даша отвернулась, потому что обиделась.
— Стоп-стоп! — сказала Соня. — Не дуйся. Физмат сказал — физмат сделал! Подожди пару недель.
Через пару недель в экспериментальной мастерской физматшколы 1115 изготовили Новую Дашу и Второго Мишу.
— Вот, смотри! — сказала Соня, приведя их обоих к Даше в гости. — Вот это теперь ты. А вот это — он.Вытащила из рюкзака планшет, открыла нужный сайт, вошла в личный кабинет, набрала пароль и пальцем потюкала по нужной плашке.Новая Даша и Второй Миша (сокращенно НД и ВМ) заулыбались и стали знакомиться с Дашей и друг с другом. ВМ был как две капли тот самый Миша, а НД — почти такая же, как Даша. Только нос не такой модный. А так — то, что надо.Даша, которая настоящая и первоначальная, схватила Соню за рукав, вытащила из комнаты в коридор, отвела на кухню.
— Погоди! — прошептала она. — Так эта красотка и есть я? Теперь это я?— Ну да! — сказала Соня. — Как договаривались.
— Здорово! Отлично! Спасибо! И Мишка точно как есть получился. А я теперь ему понравлюсь?— Конечно!— А… — Даша смутилась, покраснела и замолчала.
— Что «а»? Чем ты недовольна? У тебя вопросы? Давай быстрей. А то они там…— Что «они там»? — не поняла Даша, но на всякий случай выпила стакан воды. Вернее, не воды, а чего-то слабо-коричневого. Налила из экологичного стеклянного кувшина, куда надо было сливать остатки чая, чтобы беречь пресную воду.— Совсем без нас соскучатся! — объяснила Соня. — Неудобно оставлять гостей одних. Пошли.— Нет, погоди! — уперлась Даша. — Если он влюбится, то в меня-меня или в меня-её?— А какая разница? — Соня близко-близко посмотрела Даше в глаза. — Она и есть ты. Ты ведь это просила?
— Точно? Отлично! — по своей привычке поверила Даша. Но все-таки уточнила: — Подожди. Давай разберемся. Если она — это я, значит, я — это она?
— А вот это тебе решать! — строго сказала Соня и пошла из кухни в комнату, где НД и ВМ уже совсем было собрались целоваться. — Цыц! — шепотом прикрикнула она. — Вы чего? Медляк еще не запускали! — и на всякий случай постучала пальцами по экрану своего планшета.
ВМ убрал руку с плеча НД, и они разошлись по разным углам, так, что Даша ничего не заметила. Поначалу. В первые полчаса.Но потом всё стало ясно.
«Соня была права, — грустно думала Даша. — Всё получилось как раз по Винни Пуху. Дайте мёда и варенья, а хлеба можно вовсе не давать. Дайте второго Мишу и новую меня, а настоящая я осталась в стороне. Но поди пойми, кто тут настоящий…»На всякий случай она поинтересовалась, где прежний Миша. Соня сказала, что там же, где всегда, но это не ее проблемы.— Ты мне дашь ссылку на сайт и пароль от личного кабинета? — взмолилась Даша.
— Нет, — ответила Соня. — Я и сама туда не лазаю. Пойми меня правильно. Это будет нарушение чужого личного пространства.
— Какого еще пространства? — заорала Даша. — Какого еще чужого? Это ведь я!— Теперь уже не совсем! — отрезала Соня. — То есть, конечно, ты. Но — не твоя вещь! Она личность!
— Какая на фиг личность? — возмутилась Даша. — Ты мне ее подарила! Она принадлежит мне.— Погоди, — спокойно возразила Соня. — Вот ты в своей 1511-й гуманитарной школе изучаешь русскую литературу начала XIX века. Это твоя тема. Так? Про крепостных крестьян, так? Что же, значит, они — не личности? Если их покупали, продавали, дарили и в карты проигрывали? Ты прямо как будто помещица!
— Личность, личность! — пробурчала Даша. И в уме прибавила: «Личность из шкафа».
Да, правда, НД теперь жила в Дашиной комнате, в шкафу. Спала стоя. То есть не спала, а просто стояла, завешанная разными толстовками. Что касается ВМ, то он жил в кабинете робототехники физматшколы 1115, откуда его выпускали по утрам. Как только ВМ появлялся на пороге квартиры, НД тут же вылезала наружу: наверное, ей поступал сигнал. Когда ВМ заходил в комнату, он как будто бы не видел Дашу — смотрел на нее как на стенку. ВМ забирал НД, и они шли гулять. Странное дело, но Дашины родители совсем не обращали на это внимания. То ли они были такие тактичные, личное пространство и все такое прочее, то ли на самом деле ничего не видели? Загадка. А еще загадочнее, что Даша совсем не ревновала. Скучала немного, это да: не с кем пойти погулять. Но ревности — ни капельки. Целый месяц прошел без прогулок. Через месяц НД совсем отвязалась: попросила Дашу пойти на весь вечер в кино, а они с ВМ, значит, чтобы у нее в комнате остались. Ну или пусть Даша ложится спать на диванчике, носом к стенке, и не обращает внимания. Злость была прямо до ногтей и зубов, а ревности не было. Удивительно.
Но вообще, конечно, дикая наглость. Даша просто рассвирепела и наорала на них, выгнала вон и пошла жаловаться Соне.
— Не ревнуешь? Отлично! — сказала та. — Что это означает? Это означает, что не только она — это ты, но теперь и ты — это она. Все идет по плану!
— А то, что они трахаться у меня на глазах собрались, это тебе как? — Даша была очень воспитанной девочкой и первый раз в жизни произнесла это неприличное слово. — Тоже отлично? Тоже по плану? Да я эту тварь больше на порог не пущу! Ну ее к черту!— Погоди, погоди! — Соня взяла Дашу за руки. — Не бесись. Они, конечно, дураки. Но интеллект очень мощный.
— Разве так бывает? — сквозь всю свою злость поинтересовалась Даша.
— Обычное дело. Моя бабушка говорила: умная голова дураку досталась. Ты правильно решила — ну их к черту. Но отформатировать диски или просто утопить их в Москве-реке — это тоже глупо. Их надо как-то с толком использовать. Мы сейчас испытываем новый девайс. Можно слегка покататься в пространстве и времени. Давай загоним оба интеллекта в кого-то одного.
— Давай! — сказала Даша. — А в кого?— Тебе решать. В Новую тебя или во Второго Мишу?— В него!— А тебе себя не жалко? — удивилась Соня. — А ее?
— Обойдусь! — сказала Даша. — И она обойдется. Да и потом: если она будет я, то выйдет, что это я буду командовать, а тебе будет обидно. Нас будет двое, а ты одна, нечестно. Так что пусть будет третий человек. Ты, я и он.
— Спасибо, — сказала Соня и пожала Даше руку. — Какая ты добрая. Справедливая.
«Ну прямо уж, добрая! — подумала Даша. — Наоборот. Я прямо как старинная помещица! Свою улучшенную крепостную копию выгоняю со двора. Ну и пусть. Аналогии тут неуместны!»
Миша номер два выглядел совсем по-другому, чем ВМ. Миша был симпатичный мальчик-десятиклассник, а этот — пожилой и какой-то бесцветный. Серые волосы, серая кожа и все время губами жует.
«Это у него в зубах дополнительный пульт», — тихонько объяснила Соня.
— Куда поедем, девочки? — прямо без «здрасьте» сказал ВМ2. — Вбок, вглубь, вдаль или как?
— Насквозь! — сказала Соня.
— Как это? — не понял ВМ2.— Сквозь время!— Ура, ура! — захлопала в ладоши Даша. — Сквозь время, отлично!ВМ2 пожал плечами, показал указательным пальцем вперед, большим пальцем назад, и вопросительно поднял брови.
— Какая-нибудь далекая русская деревня, — сказала Даша. — и чтоб примерно лет двести или сто пятьдесят тому назад.
— Зачем? — возмутилась Соня.
— Я как раз про это пишу в семестровой работе. «Русская крепостная и пореформенная деревня в произведениях Григоровича и Тургенева, Эртеля и Энгельгардта. Сравнительный анализ».— Фу! — Соня даже головой замотала. — Мох и плесень! А я хочу вперед, в будущее, и чтобы тоже лет на полтораста, а можно и на двести тоже. Чтобы все увидеть…
— Да что ты там увидишь? Ты же ничего не поймешь! — перебивала ее Даша. — Ты будешь там как иностранка-провинциалка! Гостья из прошлого!
— А там у себя, в давней давности, — спорила Соня, — что ты увидишь нового? Это все уже сто тысяч раз описано-переописано!Они так долго спорили, что ВМ2 предложил бросить монетку.У Сониной бабушки нашелся старый пятак. Пятирублевик, в смысле, но какая разница, все уже давно перешли на цифру.Загадали: Соня — вперед — решка, Даша — назад — орел.ВМ2 ловко подщелкнул монету, она взлетела, кувыркаясь, вверх, и шлепнулась на его раскрытую ладонь, и он тут же прихлопнул ее второй ладонью.— Помчались!— А кто выиграл? — хором спросили Соня и Даша.
— Хватит болтать! За мной! — он взял их за руки. — Вж-ж-жих!
Наверное, он и был тем самым волшебником, о котором я говорил вначале. Ну или просто очень продвинутым девайсом с крутой программой — что, в принципе, одно и то же.Вж-жих! И они втроем оказались на высоком холме.По синему небу плыли красивые облака. Вдали было что-то вроде моря. В него впадала широкая река. Серебряный полукруг пресной воды не смешивался с соленой зеленоватой голубизной. На берегу стояла деревня: домики под соломенными крышами, палисадники с цветами, огороды и сады. Лодочная пристань.— Жуть какая, — сказала Соня. — Приехали.
— Ура! — сказала Даша. — Приехали! То, что мне надо. Это, наверное, Черное море? А какая река?
— Реку не могу сразу определить, — ответил ВМ2. — Береговая линия сильно изменилась. Подтопило материк. А море, девочки, это уже не море, а океан.
— Какой?—- Северный Тепловатый.
— Значит, про глобальное потепление правду говорили? — изумилась Даша.
— Выходит, так.
— Значит, мы попали в будущее? — растерялась Соня. — Через двести лет?
— Догадливая! — усмехнулся ВМ2.
— А почему деревня старинная? — спросила Даша.
— Это не деревня, — объяснил ВМ2. — И не старинная. Это новейший экологический кластер. Пятьсот человек на самообеспечении. Сами выращивают овощи в огороде, весь мусор — на удобрение. Вода из реки, топливо — из леса в виде дров. Половина народа живет вот так. Вернее, будет так жить через 200 лет. Ты хотела будущего, Соня? Любуйся. Ты хотела изучать прошлое, Даша? Вот оно.
— Как это?! — хором спросили Соня и Даша.
— Идешь вперед, а попадаешь назад, — объяснил ВМ2. — Земля круглая, и время, наверное, тоже.
Вдруг они услышали разноголосый крик. Небольшая толпа выбежала из деревни. Человек десять гнались за молодым парнем.
— Мишаня, Мишаня, постой! — кричал бородатый мужик.
— Не хочу жениться! — кричал парень. — Не люба мне эта девка!
— Другую возьмешь! — кричали ему.
— Не хочу жениться, хочу учиться! — отбивался он. — В Москву хочу! Хочу цифирную премудрость познавать, звезды на небе считать! Мудрые книги читать!
— Мишаня, совсем одурел! — заголосили мужики, бабы и девки.Соня все сразу сообразила.
— Это же Ломоносов! — шепнула она Даше и громко скомандовала: — А ну, сюда! К нам!
— К нам, к нам! — И Даша побежала навстречу этому парню, и замахала рукой ВМ2, чтоб он их всех схватил и унес.
Вжжихх!И они снова оказались в своем времени, в своем городе, в своем дворе.
— Привет, пока! — сказала Соня и пошла к своему дому.
— Ага! — помахала рукой Даша, повернулась и тоже пошла домой.И тут увидела у подъезда соседского мальчика Мишу. Настоящего. Теперь он был очень похож на того Мишаню, которого они вытащили из приморской деревни. Даже странно. Но зато интересно!
— Где ты была? — спросил он. — Почему целый месяц не выходила гулять?
— Тебя не касается! — гордо ответила она.
— Я без тебя скучал, между прочим, — сказал Миша.
— Ой, правда? — спросила Даша.«Правда, — это я говорю уже от себя, то есть от автора. — Конечно, правда!»
Свежие комментарии