Фестиваль «Мелиховская весна» в 2025 году отмечает 25-летие. В программе — спектакли из России, Белоруссии, Казахстана и Китая, посвящённые 130-летию «Чайки», а также творческие встречи с ведущими режиссерами.
«Чайка» Льва Додина
Где: Академический Малый драматический театр — Театр Европы (Санкт-Петербург)
Когда: 23–24 мая 2025, 19:30

Спектакль Льва Додина открывает фестиваль. Его играют два первых дня, чтобы зритель мог проникнуться главной идеей режиссера о том, что у каждого есть в этом мире своя миссия. Пусть даже она и сопряжена со страданием и непониманием. Додин уходит от сомнений в ценности персонажей на сцене. У него чеховские герои старшего поколения не зависли в межвременье и междуделье, не закоснели, не живут одним лишь прошлым, не умея ничего сделать здесь и сейчас. А младшее поколение не рвется вперед, отметая все ценности отцов. Каждый тут в чем-то талантлив и безусловно хорош. У каждого есть «свой крест», который он с достоинством несет, бросая вызов окружающему миру. И тем самым создавая для самого себя пространство надежды в мире безнадежности.
«Чайки» Сергея Афанасьева
Где: Новосибирский городской драматический театр
Когда: 27 мая 2025, 19:00

Авторский новосибирский театр, отмеченный как в России, так и за рубежом (100+ дипломов и наград во всевозможных фестивалях), привез в Мелихово собирательный образ чеховских чаек: оттого и название спектакля во множественном числе. «Чехов для меня — это в первую очередь носитель русской духовности, в самом высоком, в самом сокровенном понимании этого слова», — говорит режиссер Сергей Афанасьев. Он выводит на передний план драму семейных отношений, которую считает достойной шекспировских трагедий (и определяет жанр спектакля как драматический роман). Но и муки любви не остаются незамеченными. При этом на сцене не один сюжет, а сразу все главные чеховские пьесы с безошибочно узнаваемыми героями. Тут в «Чайку» вписаны и «Три сестры», и «Вишневый сад», и «Дядя Ваня» (и в речи врача Дорна мы узнаем врача Астрова, а в пылких высказываниях учителя Медведенко — революционные мысли «вечного студента» Пети Трофимова). По сути, это большое театральное исследование всего творчества Чехова и его страдающих и утонченных героев в неизменной атмосфере надлома, ностальгии, но стремлении жить и дышать полной грудью, несмотря ни на что.
«Чайка» Се Лимина
Где: Сычуаньский народный художественный театр (Китай)
Когда: 28 мая 2025, 17:00

Сычуаньский народный художественный театр — один из ведущих государственных театров Китая с 72-летней историей. В его репертуаре есть и детские спектакли, и мюзиклы, но основу составляют, конечно, драматические постановки, одна из которых — как раз «Чайка» Се Лимина. Герои его спектакля показаны максимально близко к тексту — это те самые чайки, которые вступают в умозрительный бой с действительностью. Но когда они сталкиваются с реальностью, их разбитые мечты либо превращаются в красивый, но печальный символ, либо рассыпаются в прах, оставляя после себя лишь горстку перьев. И чистая Нина, и ранимый Костя, выстреливший сначала в чайку, а потом в себя, — безутешные мечтатели, тоскующие по высокому небу. Такие мечтатели есть и в российской, и в европейской, и в восточной традиции. И потому китайскому драматическому театру этот сюжет тоже близок — он снова и снова напоминает, как хрупки идеалы и как прозаична жизнь. Но важно, что в этой версии сюжет перенесен в современный Китай. И это уже молодые китайцы наших дней пытаются ответить на вопрос, что есть наша жизнь — трагедия или горькая комедия? Гимн свободной душе или реквием по несбывшемуся?
«Чайка» Вероники Вигг
Где: Тверской областной театр юного зрителя
Когда: 29 мая 2025, 19:00

Тверской ТЮЗ, известный работой с приглашенными режиссерами и поддержкой молодых театральных талантов, покажет в Мелихове спектакль, который с успехом идет на сцене уже семь лет. Постановка собрала множество наград и неизменно проходит при полном зале. Режиссер театра Вероника Вигг работала с театрами Великобритании, Аргентины, Испании, Финляндии. О чеховской пьесе она говорит так: «Пьеса “Чайка” — особая, ее можно назвать пьесой-ловушкой, пьесой с огромным воздушным пространством и неожиданно жесткими условиями полета. Когда работаешь над Чеховым, хочется перенести его тексты на территорию обостренного смысла, разбить текст по словам, по слогам, по паузам. Ты и следуешь за автором, и впускаешь, или пытаешься впускать, туда нашу сегодняшнюю жизнь». Чеховское умение показать хрупкость человеческой натуры — та волшебная палочка, которая каждого героя преображает и делает симпатичным, даже близким. В итоге в спектакле удается передать внутренний мир каждого так, чтобы зрители сопереживали героям в их стремлении бежать за счастьем, лишаясь по пути последних сил.
Свежие комментарии