На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Пойти что ли, поставить холодец вариться, у меня как раз свиные хвостики завалялись😆Холодец в очередн...
  • Ингерман Ланская
    при совдепии жрали ФСЁ... потому как выбор был мизерныйБез глютена, но с...

Интервью с основательницей «Палат на Льва Толстого» Майей Сантимировой — «Сноб»

Культурно-образовательное пространство «Палаты на Льва Толстого» — это мультидисциплинарный эксперимент в центре Москвы, где несколько веков истории сошлись под одной крышей. Здесь можно найти стол из амбарной двери, послушать о театральном этикете, заглянуть на традиционное русское чаепитие и познакомиться с работами современных художников.

«Сноб» поговорил с основательницей пространства Майей Сантимировой и узнал, как работает пространство и кого здесь ждут.

Майя Эстемирова
Майя Эстемирова

Аренда исторического здания для того, чтобы проводить в нем культурные мероприятия или разместить выставочные залы, идея не новая. В чем заключается концепция твоего пространства?

Идея «Палат на Льва Толстого» возникла из сочетания двух стремлений: во-первых, из любви к историческому наследию и желания вдохнуть новую жизнь в архитектурный памятник — опыт восстановления у нас уже был, когда с семьей мы реставрировали деревянную дачу 50-х годов. Во-вторых, хотелось создать пространство для единомышленников, где могли бы собираться люди, для которых история и культура имеют особое значение. В декрете с третьим ребенком у меня наконец-то появился шанс «замедлиться», и я стала больше ходить по музеям, театрам. В то же время увлеклась столовым этикетом и коллекционированием посуды. И вот все эти линии шли параллельно, а в какой-то момент встретились и органично слились в единое целое — в «Палаты на Льва Толстого». 

Дальнейшую концепцию проекта нам продиктовало само здание: пространство, формирующее культуру повседневности. Что это такое? В первую очередь этот термин отражает жизнь человека в историческом контексте, позволяя глубже понять эпоху через ее современников. Это и наш быт, окружающие нас предметы, и все наши привычки, традиции, ритуалы. Места, которые мы посещаем, искусство, которое нам нравится, дела, которые мы планируем каждый день. Культура повседневности — это определенный образ жизни, при котором человек стремится к наполнению смыслами всех аспектов своей жизни. 

В «Палатах» все: старинные своды XVII века, антикварные предметы, произведения современных художников и дизайнеров — рассказывают свои истории. В этой атмосфере ты так или иначе начинаешь задумываться о том, как можно обогатить свою повседневность, какие существуют связи между ней и историей, культурой, самыми разными ее проявлениями. Существенная часть нашей программы выстроена вокруг стола — и в прямом, и в переносном смысле. «Палаты на Льва Толстого» — это дом, а наши гости — это семья, которая собирается за одним столом и может в расслабленной, приятной обстановке обсудить те или иные темы. Например, оперу, балет, литературу, этикет.

Но ведь послушать об опере, литературе и этикете можно на самых обычных курсах или почитать в интернете?

У нас совсем другой подход. Наши преподаватели — это наши «проводники» в большую тему. Они существуют в ней долгие годы в той или иной роли, поэтому знают всю внутреннюю кухню и могут объяснить гостям все простым языком, при этом не умаляя значимости темы. Они влюбляют в свой предмет. Предлагая знания за пределами учебников, они учат, как смотреть, как слушать, как сделать частью своей жизни. Но при этом они оказываются совсем близко: сидят с нами за одним столом. В этом и заключается наша идея. Кажется, будто повседневность — это про быт. Но мы выбираем темы, которые, на первый взгляд, выглядят слишком возвышенными, и предлагаем рассмотреть их как нечто доступное, способное влиться в каждодневную рутину. 

Стол, за которым мы сидим, — это тот самый, главный стол «Палат»? 

Все так! Наш стол создан локальным проектом из Беларуси. Это мастера, которые находят в Беловежской пуще старинные амбары, разбирают и восстанавливают их по старинной технологии. Стол, приехавший к нам, не покрыт лаком. Он живет и дышит вместе с нами и впитывает все, что вокруг происходит. Стол — это вообще нечто сакральное, это некий элемент связи семейной, поколенческой.

У нас часто проходят встречи, посвященные столовому этикету. Это не просто теория, а практическая встреча, на которой можно и нужно задавать любые вопросы о столовых приборах, обращении с текстильной салфеткой и «сложными» блюдами. Раз в месяц у нас проходят традиционные чаепития: русские купеческие с самоваром и  английские, на которых мы подаем настоящие сконы, приготовленные по рецепту шефа Елизаветы II.

Сидя на интервью, мы пьем чай из настоящего самовара и совершенно очаровательных фарфоровых чашек. Это экспонаты из твоей коллекции? Не страшно ими пользоваться?

Да, очень большая часть моей коллекции здесь. Многое мы используем каждый день на наших занятиях или встречах. Некоторые объекты — те, что более редки и ценны, — спрятаны поглубже, но я все равно их достаю, чтобы продемонстрировать на курсах. Когда я собирала коллекцию, для меня было важно дойти до самого начала — первой фарфоровой мануфактуры в России. По моей коллекции можно отследить динамику, как менялись тренды в посуде. Самый большой сервиз в «Палатах» — от Meissen, первой в Европе фарфоровой мануфактуры. Также у нас много дореволюционного стекла, столового серебра. Мы, разумеется, все это используем. В этом тоже раскрывается идея культуры повседневности.

Использование всех этих ложек, чашек, тарелок показывает, что прятать сокровища в бабушкин сервант не нужно. Важно не просто жить, а проживать свой день и каждый свой ритуал. А трапеза или чаепитие — один из таких ритуалов. Я сама очень люблю накрывать на стол, чтобы сидеть за ним было эстетично и приятно. Это полностью меняет восприятие быта и рутины. Особенно в материнстве:  я — мама троих детей, и обыкновенные домашние дела я стараюсь обогащать традициями. Вот так позавтракаешь всей семьей за красиво накрытым столом, с сервизами, серебром и приготовленной с любовью едой — и настрой на день становится совсем другим. Это уже не обязанность. Это остановка для осмысления.

А какие в пространстве есть «пасхалки», которые как бы соединяют современный быт с историческими деталями?

Я бы сказала, что у нас все со смыслом и все локальное. Например, люстра, под которой мы сидим, — ее создала русская художница из Коломны Наташа Мельник. Она отсылает к ткацкому двору, потому что Палаты были центром Хамовной слободы, известной в XVII веке как ткацкая слобода. Здесь жили ткачи, которые  изготавливали льняное полотно — хам. Отсюда, кстати говоря, появилось и название сегодняшних Хамовников. А экраны на радиаторах, сделанные на заказ мастерами из Коломны, были вдохновлены старинными скатертями. В целом, во всем интерьере прослеживается особый поклон ткачеству и рукоделию, нити как инструменту и нити как метафоре времени, мостику к разным эпохам.

Получается, что курсы «Палат» — это практически курсы подготовки к ЕГЭ по истории, только более увлекательные, чем монотонное чтение учебника.

Не совсем так! (Смеется.) Учебники по истории содержат факты, даты, описания давно минувших событий — это, можно сказать, история в себе, которая заканчивается на прочитанных страницах. В «Палатах» мы смотрим на историю как на то, что напрямую влияет на наше настоящее — коллективное или личное. Мы сокращаем дистанцию между историей и любым человеком, который к нам приходит, будь то взрослый или ребенок. Так, все в нашем пространстве можно трогать руками, и это нормально — не консервировать историю, а жить в ней, ведь она продолжается, а мы ее создаем. 

У тебя трое детей. Как я понимаю, это тоже нашло отражение в проекте? 

Да, моим детям 9, 7 и 5 лет. Сейчас у нас есть отдельная детская программа — «Дети Палат», а также семейные мероприятия, где себя комфортно чувствуют и взрослые, и их дети. Мне было очень важно, чтобы был детский курс по этикету, поэтому мы создали свою программу  — понятную и доступную, интересную для детей, чтобы им было, в первую очередь, не скучно учиться. Преподаватели курса по первому образованию педагоги, которые выстраивают горизонтальные доверительные отношения с ребятами. 

Дети осознают, что этикет — это не что-то большое и страшное, взрослое и занудное, что опускается на тебя, а ты потом не знаешь, что с этим делать. Это часть жизни, базовая привычка, как чистка зубов по утрам. Особенно приятно видеть, как из урока в урок дети уже сами охотно общаются — им нравится быть вежливыми, вступать друг с другом в диалог. Такие маленькие и такие серьезные, это очаровательное зрелище. У нас есть базовый курс для детей возраста первого класса, и продвинутый — для тех, кто уже знаком с основами этикета. 

Не волнуешься, что за пределами «Палат» дети все это забудут? Они же как губка впитывают новую информацию — и хорошую, и не очень.

В курсах очень много акцентов сделано на практику, например, дети отрабатывают то, что узнали, в игровых сценах друг с другом, или самостоятельно накрывают стол к чаепитию. На выпускной они всей группой выходят в театр, где закрепляют полученные навыки. В конечном итоге это зачастую превращается в привычку, а это уже не забудешь. Родители потом рассказывают нам, как дети начинают их учить: как правильно пользоваться приборами, как расставлять предметы на столе, поправляют в общении. У нас даже случается, что родители приходят на занятия по этикету вслед за детьми, а не наоборот, потому что дети дома рассказали им то, чего они раньше не знали.

Кроме откровенно исторических мотивов в «Палатах» есть и современное искусство. Расскажи о нем подробнее: как оно здесь появилось и какую функцию выполняет, на фоне уже упомянутой концепции пространства?

Здесь уживаются XVII, ХХ века и сегодняшний день. Согласись, увидеть в историческом пространстве работы по типу «Богатырей» Виктора Васнецова было бы слишком очевидно. Летом вместе c художниками и предметными дизайнерами галереи 3L мы переосмыслили российский культурный код. Сейчас у нас представлена новогодняя подборка работ от галереи SAMPLE.

Какие у пространства планы на конец года?

До конца года в «Палатах» проходит новогодний цикл. Мастер-класс по сет-дизайну, лекция с исследованием праздничных традиций, встреча, посвященная «Щелкунчику»… Это для взрослых. А для детей и всей семьи у нас будет два больших события. В прошлом году большой ажиотаж вызвал наш новогодний бал, тоже по мотивам «Щелкунчика», поэтому в этот раз на его основе мы создали новую программу: целый интерактивный спектакль с танцами под классическую музыку в живом исполнении, пышными нарядами и, конечно, праздничным столом.

Для маленьких гостей в программе также есть вечер со сказками, театром теней и мастер-классом: дети сами будут рисовать и собирать волшебных зверей, которые потом станут героями постановки. Такой акцент на детские театральные события совершенно неслучайный: мы активно развиваем это направление, так что в следующем году «Детей Палат» ждет много интересного! 

Беседовала Катерина Алабина

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх