«Между риском и совриском» — проект «Сноба» о художниках, которые изменили искусство и превратили его в объект многомиллионных сделок. Историк искусств Алина Сопова и актер Святослав Рогожан рассказывают о Поле Гогене — художнике, который перевернул представления о живописи. Почему при жизни его считали эксцентричным неудачником, а после смерти — гением?
Как он порвал с европейской академической традицией и создал собственный стиль? И правда ли, что из-за него Ван Гог отрезал себе ухо?От брокера к художнику
Поль Гоген (1848–1903) начинал карьеру вовсе не в искусстве: он был успешным биржевым брокером, зарабатывал достаточно, чтобы обеспечивать жену и пятерых детей, а также коллекционировать живопись. Гоген мог бы спокойно стареть в уютном кабинете с картинами Моне на стенах. Но в 1882 году случился финансовый кризис, и жизнь дала сбой. Поль оказался на грани банкротства. Именно тогда он задумался о карьере художника. Решение было смелым, особенно учитывая, что жена категорически возражала, да и друзья поглядывали с недоумением. Тем не менее Гоген рискнул.
Сначала Поль Гоген подражал импрессионистам. Но потом понял: это не его путь. Он стал искать более символичный язык в живописи — и нашел его. Простые формы, густые цвета, выразительность без академической перспективы — синтетизм, так называется новый стиль, который создали Поль Гоген, Эмиль Бернар и Луи Анкетен. В отличие от импрессионизма, передававшего мимолетные впечатления, синтетизм Гогена выражал мысли и эмоции через цвет и форму. Этот стиль особенно ярко проявился в таких работах, как «Видение после проповеди» (1888) и «Желтый Христос» (1889).


Ухо Ван Гога
В 1888 году Ван Гог, одержимый поиском творческого союза, пригласил Поля Гогена в Арль. Ван Гог мечтал создать «мастерскую Юга» — братство художников-единомышленников. Гоген приехал, но их совместное проживание оказалось непростым. Ван Гог восхищался Гогеном, но их взгляды на искусство различались. Постоянные споры приводили к ссорам, кульминацией которых стало знаменитое происшествие — Ван Гог отрезал себе мочку уха после одного из конфликтов. Шокированный этим событием Гоген покинул Арль. Позже он писал, что это был один из самых сложных периодов его жизни.

Побег на Таити: рождение настоящего Гогена
В 1891 году, разочаровавшись в Европе, Гоген отправился на Таити в поисках вдохновения. Он стремился к жизни, свободной от условностей и проблем западной цивилизации. И здесь он нашел то, что искал. Даже больше. Поль Гоген обрел свой собственный художественный стиль, создал свои знаковые работы:
«Таитянские женщины на берегу» (1891) — первое погружение в местную культуру и новую палитру.
«Когда свадьба?» (1892) — картина, ставшая одной из самых дорогих в истории. О ней вы можете узнать в нашем выпуске на VK.
И одна из самых загадочных — «Дух мертвых не дремлет» (1892). На ней изображена таитянская жена Гогена — Теха’амана. К слову, ей было всего 13-14 лет. Воздержимся от комментариев. Теха’амана лежит на кровати с тревожным выражением лица, а позади нее стоит таинственная темная фигура — воплощение таитянского духа смерти. Желтые и фиолетовые оттенки создают тревожное настроение, усиливая ощущение мистики и ирреальности. А нагота девушки и ее поза намекают на беспомощность перед силами потустороннего мира. Эта картина станет одним из ключевых произведений символизма, а также предвосхитит интерес европейских художников к мистическим и архаичным мотивам. Но это случится позже. А пока…



Возвращение в Париж
Полный надежд Гоген, спустя два года жизни дикарем, в 1893 году вернулся в Европу. Художник организовал выставку своих таитянских картин в Париже, надеясь наконец завоевать признание. Однако начинание было не особо удачным: да, некоторые работы купили, но критики восприняли картины без особого восторга, называли их грубыми и примитивными. Европейская публика не была готова к его ярким цветам, экзотическим сюжетам и отказу от академической перспективы. Гоген был глубоко разочарован. Он осознал, что в Европе его искусство не ценят. На этом его неудачи не закончились.
Гоген хотел восстановить отношения с женой Метте, но она отвергла его. За годы разлуки их брак окончательно разрушился: Метте тяжело пережила финансовые трудности после ухода мужа и не поддерживала его художественные поиски. Она одна воспитывала их пятерых детей, пока Гоген вел жизнь странника. Конечно, это окончательно отдалило их друг от друга. Метте отказалась от воссоединения, и для Гогена это стало тяжелым ударом. Единственной связью с семьей оставалась его переписка с дочерью Алиной. Поль любил свою дочь, делился с ней мыслями, переживаниями, пытался сохранить хотя бы эту тонкую нить, связывающую его с прошлой жизнью. Но даже дочь не смогла удержать его в Европе. Через два года после возвращения Гоген вновь покинул цивилизованный мир и отправился на Таити.

Глубокий кризис и «завещание»
Болезни изматывали тело: сифилис, сердечные проблемы, постоянные боли. Но сильнее всего на Гогена подействовала новость, полученная в 1897 году: умерла его дочь Алина. Это стало для него страшным ударом. Художник чувствовал себя еще более одиноким, покинутым, оторванным от мира. Утрата погрузила его в глубокую депрессию, но именно в этом состоянии он создал свои самые философские и пронзительные работы — картины, полные размышлений о жизни и смерти.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1897) — главное философское произведение Гогена, созданное в момент глубокого кризиса. Изображение разделено на три части, каждая показывает этап человеческого существования. Справа младенец, символизирует рождение и начало пути, дальше — группа взрослых, представляющая зрелость и поиск смысла, а слева — пожилая женщина, осознающая неизбежность смерти. Над фигурами протянуты экзотические деревья. На заднем плане идол, который символизирует духовный мир и религиозные верования.
После завершения работы над картиной Гоген решил покончить с собой: он ушел в горы и выпил яд, но он не подействовал, и художник выжил. Это событие стало поворотным моментом в его жизни. Картина, задуманная как прощание с миром, стала одним из величайших произведений искусства. Гоген считал ее своей лучшей работой.

В 1901 году Поль Гоген переехал на Маркизские острова — еще дальше, вглубь океана, еще дальше от всего, что напоминало ему о прошлом. Художник умер в 54 года в одиночестве, не получив признания. Причиной смерти, как считается, стал сердечный приступ. Всемирная слава, к которой он стремился, пришла к нему лишь после смерти.
Как узнать работы Поля Гогена?
● Цвета. Гоген использовал чистые, яркие цвета, которые создают мощный эмоциональный эффект. Цвет в его работах играли самостоятельную символическую роль.
● Плоскостные изображения. Сложного светотеневого моделирования нет, вместо этого плоские цветовые пятна, часто обведенные четкими контурами. Это придает его картинам простоту и декоративность, создает эффект витража или декоративной росписи, например, в «Таитянских женщинах на берегу» (1891).
● Символизм и аллегории. Картины Гогена часто наполнены символическим смыслом. Например, образы таитянок или местных духов.
● Упрощенные формы. Гоген стремился к стилизованной, «первобытной» пластике, вдохновляясь народным искусством, архаикой и древними идолами. Его персонажи монументальны, массивны, напоминают каменные статуи.
После смерти

Поль Гоген повлиял на развитие искусства. Его работы предвосхитили фовизм, кубизм, экспрессионизм, а упрощенные формы, насыщенные цвета и отказ от академической перспективы стали основой модернизма. Гоген доказал, что искусство может быть эмоциональным, а не просто отражающим реальность.
Гоген говорил: «Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть». Он изменил искусство, создал новый визуальный язык и доказал, что художник должен следовать своему пути, даже если мир его не понимает.
Свежие комментарии