Прозрачные корпуса, ультратонкие калибры и синий цвет: «Сноб» рассказывает о главных трендах женевского часового салона Watches & Wonders 2025.

Перефразируя «Арабские сказки» Тэффи, осень — время грибное, а весна — часовое. Потому что в начале апреля все ценители часовой механики устремляются в Женеву, где проходит крупнейшая в мире профильная выставка Watches & Wonders.
Начавшись когда-то как камерный салон «для своих», за четверть века мероприятие сумело переманить в свои стены крупные и элитные часовые бренды, собрав самые сливки выставок SIHH и BaselWorld. Только в одном павильоне Palexpo, где в этом году с 1 по 7 апреля проходил Watches & Wonders, было представлено 60 именитых часовых марок, включая Bulgari, Cartier, Hublot, Rolex, Patek Philippe, TAG Heuer, Vacheron Constantin, Zenith и других, и это не считая презентаций в самом городе — в бутиках, отелях и на сателлитных независимых экспозициях.
Конечно, часы, особенно механические, в наше время относятся скорее к области эмоций, чем практичной технике, однако и тут есть свои законы привлекательности. А о том, в какую сторону движется часовая мода, лучше всего судить, посмотрев все новинки года, собранные под одной крышей на Watches & Wonders.
Полная прозрачность
В том, что престижные часы все больше смещаются от классического дизайна с циферблатом и стрелками к максимальной открытости механизма, нет ничего необычного. В конце концов, люди уже давно платят не за то, чтобы узнавать время, и даже не ради престижности бренда. Они хотят видеть ту самую механическую анимацию, которая управляет стрелками, причем видеть ее желательно целиком со всех сторон, поэтому даже открытые циферблаты и скелетоны считаются недостаточно эффектными — настоящий восторг вызывают модели, чьи корпуса изготовлены из прозрачного сапфирового стекла.

Ведущим экспертом в этой области является мануфактура Hublot, которая, кстати, в 2025 году отмечает 20-летие своей флагманской коллекции Big Bang. В честь этого события бренд представил много новинок, в том числе целый сет Master of Sapphire, в котором собраны пять моделей из сапфирового стекла разных оттенков: белого, пурпурного, синего, бирюзового и желтого. А в модели Big Bang Unico Water Blue Sapphire, оснащенной мануфактурным калибром хронографа, можно увидеть уникальный оттенок сапфира цвета воды горного озера.
Ulysse Nardin в новой модели Diver (Air) установил мировой рекорд, создав самые легкие в мире дайверские часы весом всего 52 грамма вместе с ремешком. Это оказалось возможно, поскольку из механизма с титановыми мостами и кремниевым спуском убрали все лишнее — 80 % содержимого корпуса составляет воздух, отсюда и название новинки.

Увидеть механизм можно даже в премьере Chanel J12 X-Ray — эта модель тоже изготовлена из синего сапфирового стекла. Парижский дом впервые столь решительно изменил фирменной черно-белой гамме — впрочем, о цвете речь пойдет немного позже.
По тонкому краю
Год от года часы становятся тоньше, а диаметр корпуса уже давно не напоминает хоккейную шайбу. Очевидно, что дело не в моде на винтажные перевыпуски, и уж тем более не во влиянии китайского рынка, который несколько утратил свое влияние. Просто часы должны быть удобными и комфортными, особенно если носить их постоянно.
В этом направлении уже одиннадцать лет тон задает Bulgari, поставивший за это время аж десять рекордов в области ультратонких часов — и не экспериментальных прототипов, а вполне коммерческого продукта. Десятый рекорд, представленный на Watches & Wonders, — это самый тонкий в мире турбийон. Высота корпуса Octo Finissimo Ultra Tourbillon составляет 1,85 мм — это уже не часы, а ультрамеханическая манжета.

Назвать исключительные творения инженеров Bulgari «трендом» довольно сложно, но смещение спроса в сторону более тонких и элегантных часов вполне очевидно. Одной из главных премьер салона стала новая коллекция Rolex Land-Dweller — фактически костюмный вариант Oyster Perpetual. Благодаря инновационному калибру 7135 высота корпуса стала менее 1 см, к тому же он дополнился интегрированным браслетом Flat Jubilee с плоскими центральными звеньями.
Классические тонкие часы представили также Cartier в коллекции Tank à Guichets и Jaeger-LeCoultre, который вернулся к истокам в новинке Reverso Tribute Monoface Small Seconds, напоминающей золотую пластинку на мягком золотом браслете миланского плетения.
Новые механизмы
Rolex, который в течение семи лет разрабатывал новый механизм для Land-Dweller с кремниевой спиралью, системой Dynapulse, основанной на принципе естественного спуска, и еще массой запатентованных решений, на самом деле продемонстрировал еще один важный тренд современной часовой инженерии: часовщики не почивают на лаврах, а постоянно находятся в поиске нового серийного калибра с отличными характеристиками, который будет всем нравиться.

Правда, подход в этом деле у всех разный. Например, в Grand Seiko до сих пор убеждены, что нет ничего важнее точности хода, поэтому продолжают совершенствовать свою систему Spring Drive (гибрид механической колесной системы с электромагнитным спуском), в этом году представив новый калибр 9RB2, который поместили в модель Spring Drive U.F.A. Аббревиатура расшифровывается как Ultra Fine Accuracy, и действительно — погрешность хода часов заявлена в пределах +/- 20 секунд в год.
В то же время мануфактура Zenith, празднующая в этом году 160 лет со дня основания, наоборот, решила порадовать своих поклонников, возродив легендарный калибр 135, который побеждал на всех хронометрических конкурсах в середине прошлого века. Механизм обрел пристанище в платиновом корпусе новой элегантной коллекции G.F.J, названной по инициалам Жоржа Фавра-Жако, основателя Zenith.

Мысли о вечности
Идея, что механизмы с вечными календарями могут стать главным трендом в часовой механике, звучит довольно странно (учитывая, насколько это редкое и статусное усложнение), однако в этом году на Watches & Wonders «вечников» действительно было едва ли не больше, чем турбийонов. Хотя это один из самых статичных и самых капризных часовых модулей: если часы остановятся, то владелец замучается правильно выставлять все календарные индикаторы.
Тем не менее можно насчитать более десятка премьер новых механизмов вечных календарей, которыми отметились Parmigiani Fleurier, A. Lange & Söhne, Patek Philippe, Frederique Constant, IWC, Piaget и другие мануфактуры. Британский бренд Bremont представил Altitude Perpetual Calendar GMT Mono-Pusher, ставший самой сложной моделью в истории марки.

А женевская мануфактура Vacheron Constantin в честь своего 270-летия показала Les Cabinotiers Solaria Ultra Grand Complication — самые сложные наручные часы в мире. Если в легендарной Tour de l’Ile, которую мануфактура выпустила к 250-летию, было «всего» 16 усложнений, то новый механизм 3655 может похвастаться 41-й функцией, среди которых, естественно, есть календарные и астрономические.
Синий час
Что касается цветовой гаммы, то по премьерам Watches & Wonders можно заметить: синий, несколько сдавший позиции пару лет назад, теперь уверенно вернул себе звание самого популярного оттенка в часовом искусстве. Zenith в рамках все того же юбилея выпустил целую коллекцию Blue Ceramic Chronograph Trilogy — 160th Anniversary Edition, а Hublot даже разработал новый цвет керамики для Big Bang, который назвал Petrol Blue.

Маркером возрожденного тренда стал Chanel, изменивший своей монохромной гамме ради целой новой коллекции J12 в корпусе из синей керамики. Причем руководитель часового направления дома Арно Шастен уверяет, что часы J12 Bleu были вдохновлены вовсе не парфюмом Bleu de Chanel, а так называемым «синим часом» — коротким временем после заката или сразу перед рассветом, который так любят фотографы за глубокий рассеянный цвет неба. Зыбкий оттенок, но с надеждой на перемены.
Свежие комментарии