Растущий интерес к эзотерике находит отражение в современном искусстве. Выставка «После сказки. Сопротивление очарованию», проходящая в калининградском арт-пространстве «Барн» до 3 августа, подводит черту под этим увлечением. Как интерес к мистике отражается в современном искусстве, разобрался «Сноб».

Корни волшебного дерева
Интерес к эзотерике — это устойчивая тенденция, обусловленная целым комплексом взаимосвязанных между собой социальных, культурных, психологических и экономических факторов. Но мы остановимся на трех ключевых. Это, в первую очередь, коллективное чувство потерянности в мире, поглощенном глобализацией и технопрогрессом. Согласно данным Pew Research Center (2021), в эзотерических учениях молодое поколение ищет ответы на вопросы о смысле жизни, своей роли в мире и подлинной идентичности. Эзотерика предлагает альтернативные системы ценностей и мировоззрений, которые могут показаться более осмысленными и личными, чем традиционные институты, например, религия.
Во многом на эзотерический интерес влияет и мировой контекст. В условиях нестабильности и неопределенного будущего люди ищут «якорь», за который можно закрепиться, чтобы создать иллюзию контроля над своей жизнью. Исследования времен пандемии коронавируса показали, что люди, испытывающие высокий уровень тревоги, чаще обращаются к эзотерическим верованиям и практикам. Это помогает существенно снизить стресс и чувствовать себя более уверенно.
Третий пункт — проблема самоидентификации. Эзотерические практики часто рассматриваются как инструменты для самопознания. Люди обращаются к астрологии, таро или другим эзотерическим системам, чтобы лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны, найти свое предназначение. Согласно исследованию Mindfulness and Meditation Apps Market, оборот онлайн-рынка эзотерических товаров и услуг, в том числе приложений для медитации и иных практик, составил в 2024 году 172 млн долларов. А к 2034 году эта цифра, предположительно, превысит 467 млн долларов.
Если говорить о российском контексте, то увлечение мистикой сильно коснулось продаж специальной литературы и аксессуаров особенной направленности. По данным издательств и маркетплейсов, в 2023 году рост продаж религиозных и эзотерических книг составил до 60 %. Тенденция сохранилась и в 2024, и в 2025 — россияне скупают обереги, таро и даже хрустальные шары.
Зачем эзотерика художникам
Как и любая творческая единица, художник чувствителен к социальным процессам и реагирует на происходящее в мире. Культурный, экономический и политический контекст так или иначе влияют на «продукт» искусства. Так, например, уже несколько лет на российской арт-сцене прослеживается тенденция переосмысливать национальный культурный код и ремесла. Примечательно, что российское современное искусство чаще всего обращается к эзотерике в поисках самоидентификации.





Интерес к сказкам и мифологии, к фольклору и мистическим верованиям в современном искусстве носит зачастую «самокопательный» характер. Эзотерика переплетается с другой, крайне популярной в искусстве темой — памятью. Работая с духовно-религиозным в контексте национального кода и обращения к собственным корням, художник сразу с нескольких сторон решает проблему самоидентификации, размышляет о глобализации и ее влиянии на его этнос. Один из первых подобных собирательных проектов — выставка «Копи смех к зиме…», которая прошла в ММОМА в Ермолаевском переулке в 2022 году. В экспозицию вошли произведения якутского современного искусства, представители которого как раз объединили в одно художественное высказывание размышления о шаманизме и мистических отношениях природы и человека. Художники, по сути, «наслоили» культурный и мифологический пласт на современные реалии региона. Нечто подобное можно было увидеть на выставке «Безмолвие священной рощи» в галерее БИЗON в Казани — здесь представители финно-угорских народов обращались к родным мифам и легендам, используя их отчасти как способ рассказать о проблеме глобализации.




А сейчас в том же ММОМА, но на Петровке, идет выставка Ксении Драныш «Материя сна». Она, наоборот, ничего общего с темой сохранения этноса не имеет. Но эзотерическое высказывание здесь все же есть. Художница исследует хрупкость человеческой идентичности через призму подсознательного и в какой-то момент отправляет зрителя в сад сновидений и медитаций. Место силы, особенная локация для погружения в себя, по сути своей, является важнейшей остановкой на пути к нирване — высшей цели буддизма. А медитация — инструмент для ее достижения, который применяется как в религиозных, так и в эзотерических практиках.





Эзотерика — лишь переменная
Пожалуй, наиболее яркая реакция арт-сцены на эти процессы получилась у Фонда поддержки современного искусства «Сфера» и кураторского объединения másla lissé в лице художника Славы Нестерова и арт-критика Сергея Гуськова. Общими усилиями в калининградском арт-пространстве «Барн» родился проект, полностью посвященный роли сверхъестественного и мистического в современной культуре. Главная мысль выставки «После сказки. Сопротивление очарованию» — человечество всегда жило в мифе, и это не тенденция, а наша повседневность и мультинациональный культурный код. Иллюзию тренда создает измененная форма мифа.
«Мифы, конечно, всегда с нами. С доисторических времен они естественно изменились. Сейчас они разлиты по сети, и мы их часто даже не замечаем, хотя они не перестают от этого на нас воздействовать. Поэтому лучше попытаться их увидеть, проанализировать и как-то увильнуть от них, чтобы минимизировать ущерб. Мифы — как дождь: он неизбежен, но никто не мешает носить с собой зонтик, чтобы, если что, не вымокнуть насквозь и не заболеть», — отметил в беседе со «Снобом» Сергей Гуськов.




Причины уверования в чу́дное и чудно́е понятны. Но все же, несмотря на свою повсеместность, эзотерическое мышление остается маргинализированным. Человечество сегодня — это не маленькая община, обитающая в пещере и всемером танцующая хоровод вокруг огня, чтобы гроза прекратилась. В современных реалиях общество больше похоже на разрозненную компанию, в которой одни плюют через плечо и стучат по дереву, а другие, глядя на это, крутят у виска.
Художники-участники выставки в «Барне» задаются вопросом, как бы строились социальные процессы, если бы мистика не была чем-то совершенно обычным, нормальным. Авторы не занимаются документированием мифов или исследованием их влияния на нашу жизнь — они пытаются представить их теоретическое будущее в повседневности социума, понять, как будет выглядеть мир, где магия перестанет быть костылем для ума, хромающего в поисках ответов.
Пересказывать экспозицию не будем. Но в контексте внедрения сверхъестественного в новую повседневность стоит выделить работу художника Pastor Train «Музейные экспонаты руками трогать запрещается, они могут быть прокляты». Ирония произведения в том, что такая угроза и впрямь может подействовать на посетителей лучше, чем десять раз повторенное «нельзя». Все-таки в музее не свистят не только лишь потому, что это неприлично. А потому, что денег не будет.
Автор: Катерина Алабина
Свежие комментарии