На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Почему он раньше не контролировал ВУЗ это не частная лавочкаМинобрнауки хочет...
  • Александр Миронов
    Фигня какая-то... Будь у тебя романы, сборники рассказов, сб. стихов, поэмы... - попробуй их издай! За свой счёт если...Как быть писателе...
  • Наталья Середа
    Успехи ребенка всегда радуют родителей, вызывают гордость за собственных детей, что они вырастили достойных людей, а ...Индийскую тенниси...

Зачем и почему современные художники обращаются к эзотерике

Растущий интерес к эзотерике находит отражение в современном искусстве. Выставка «После сказки. Сопротивление очарованию», проходящая в калининградском арт-пространстве «Барн» до 3 августа, подводит черту под этим увлечением. Как интерес к мистике отражается в современном искусстве, разобрался «Сноб».

Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»

Корни волшебного дерева

Интерес к эзотерике — это устойчивая тенденция, обусловленная целым комплексом взаимосвязанных между собой социальных, культурных, психологических и экономических факторов. Но мы остановимся на трех ключевых. Это, в первую очередь, коллективное чувство потерянности в мире, поглощенном глобализацией и технопрогрессом. Согласно данным Pew Research Center (2021), в эзотерических учениях молодое поколение ищет ответы на вопросы о смысле жизни, своей роли в мире и подлинной идентичности. Эзотерика предлагает альтернативные системы ценностей и мировоззрений, которые могут показаться более осмысленными и личными, чем традиционные институты, например, религия.

Во многом на эзотерический интерес влияет и мировой контекст. В условиях нестабильности и неопределенного будущего люди ищут «якорь», за который можно закрепиться, чтобы создать иллюзию контроля над своей жизнью. Исследования времен пандемии коронавируса показали, что люди, испытывающие высокий уровень тревоги, чаще обращаются к эзотерическим верованиям и практикам. Это помогает существенно снизить стресс и чувствовать себя более уверенно.

Третий пункт — проблема самоидентификации.

Эзотерические практики часто рассматриваются как инструменты для самопознания. Люди обращаются к астрологии, таро или другим эзотерическим системам, чтобы лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны, найти свое предназначение. Согласно исследованию Mindfulness and Meditation Apps Market, оборот онлайн-рынка эзотерических товаров и услуг, в том числе приложений для медитации и иных практик, составил в 2024 году 172 млн долларов. А к 2034 году эта цифра, предположительно, превысит 467 млн долларов.

Если говорить о российском контексте, то увлечение мистикой сильно коснулось продаж специальной литературы и аксессуаров особенной направленности. По данным издательств и маркетплейсов, в 2023 году рост продаж религиозных и эзотерических книг составил до 60 %. Тенденция сохранилась и в 2024, и в 2025 — россияне скупают обереги, таро и даже хрустальные шары.

Зачем эзотерика художникам

Как и любая творческая единица, художник чувствителен к социальным процессам и реагирует на происходящее в мире. Культурный, экономический и политический контекст так или иначе влияют на «продукт» искусства. Так, например, уже несколько лет на российской арт-сцене прослеживается тенденция переосмысливать национальный культурный код и ремесла. Примечательно, что российское современное искусство чаще всего обращается к эзотерике в поисках самоидентификации.

Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»
Экспозиция выставки «Копи смех к зиме…»

Интерес к сказкам и мифологии, к фольклору и мистическим верованиям в современном искусстве носит зачастую «самокопательный» характер. Эзотерика переплетается с другой, крайне популярной в искусстве темой — памятью. Работая с духовно-религиозным в контексте национального кода и обращения к собственным корням, художник сразу с нескольких сторон решает проблему самоидентификации, размышляет о глобализации и ее влиянии на его этнос. Один из первых подобных собирательных проектов — выставка «Копи смех к зиме…», которая прошла в ММОМА в Ермолаевском переулке в 2022 году. В экспозицию вошли произведения якутского современного искусства, представители которого как раз объединили в одно художественное высказывание размышления о шаманизме и мистических отношениях природы и человека. Художники, по сути, «наслоили» культурный и мифологический пласт на современные реалии региона. Нечто подобное можно было увидеть на выставке «Безмолвие священной рощи» в галерее БИЗON в Казани — здесь представители финно-угорских народов обращались к родным мифам и легендам, используя их отчасти как способ рассказать о проблеме глобализации.

Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»
Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»
Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»
Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»
Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»
Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»
Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»
Экспозиция выставки «Безмолвие священной рощи»

А сейчас в том же ММОМА, но на Петровке, идет выставка Ксении Драныш «Материя сна». Она, наоборот, ничего общего с темой сохранения этноса не имеет. Но эзотерическое высказывание здесь все же есть. Художница исследует хрупкость человеческой идентичности через призму подсознательного и в какой-то момент отправляет зрителя в сад сновидений и медитаций. Место силы, особенная локация для погружения в себя, по сути своей, является важнейшей остановкой на пути к нирване — высшей цели буддизма. А медитация — инструмент для ее достижения, который применяется как в религиозных, так и в эзотерических практиках.

Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»
Экспозиция выставки «Материя сна»

Эзотерика — лишь переменная

Пожалуй, наиболее яркая реакция арт-сцены на эти процессы получилась у Фонда поддержки современного искусства «Сфера» и кураторского объединения másla lissé в лице художника Славы Нестерова и арт-критика Сергея Гуськова. Общими усилиями в калининградском арт-пространстве «Барн» родился проект, полностью посвященный роли сверхъестественного и мистического в современной культуре. Главная мысль выставки «После сказки. Сопротивление очарованию» — человечество всегда жило в мифе, и это не тенденция, а наша повседневность и мультинациональный культурный код. Иллюзию тренда создает измененная форма мифа.

«Мифы, конечно, всегда с нами. С доисторических времен они естественно изменились. Сейчас они разлиты по сети, и мы их часто даже не замечаем, хотя они не перестают от этого на нас воздействовать. Поэтому лучше попытаться их увидеть, проанализировать и как-то увильнуть от них, чтобы минимизировать ущерб. Мифы — как дождь: он неизбежен, но никто не мешает носить с собой зонтик, чтобы, если что, не вымокнуть насквозь и не заболеть», — отметил в беседе со «Снобом» Сергей Гуськов.

Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»
Экспозиция выставки «После сказки. Сопротивление очарованию»

Причины уверования в чу́дное и чудно́е понятны. Но все же, несмотря на свою повсеместность, эзотерическое мышление остается маргинализированным. Человечество сегодня — это не маленькая община, обитающая в пещере и всемером танцующая хоровод вокруг огня, чтобы гроза прекратилась. В современных реалиях общество больше похоже на разрозненную компанию, в которой одни плюют через плечо и стучат по дереву, а другие, глядя на это, крутят у виска.

Художники-участники выставки в «Барне» задаются вопросом, как бы строились социальные процессы, если бы мистика не была чем-то совершенно обычным, нормальным. Авторы не занимаются документированием мифов или исследованием их влияния на нашу жизнь — они пытаются представить их теоретическое будущее в повседневности социума, понять, как будет выглядеть мир, где магия перестанет быть костылем для ума, хромающего в поисках ответов.

Пересказывать экспозицию не будем. Но в контексте внедрения сверхъестественного в новую повседневность стоит выделить работу художника Pastor Train «Музейные экспонаты руками трогать запрещается, они могут быть прокляты». Ирония произведения в том, что такая угроза и впрямь может подействовать на посетителей лучше, чем десять раз повторенное «нельзя». Все-таки в музее не свистят не только лишь потому, что это неприлично. А потому, что денег не будет.

Автор: Катерина Алабина

 

Ссылка на первоисточник
наверх