На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

55 подписчиков

Свежие комментарии

Кто научит детей жизни в цифровом мире

Родители запрещают детям проводить много времени в интернете и в то же время считают, что в виртуальном мире те разберутся сами. Кто должен стать для подростка главным проводником в цифровом пространстве, размышляет Катерина Мурашова.

Иллюстрация: Veronchikchik

— Они с подружкой фотографировались голяком и пересылали друг другу фото. Со всякими подробностями и отдельными деталями. Я как этот ужас увидела и поняла все, так чуть в обморок не грохнулась — у меня в глазах потемнело и в сторону повело, схватилась там за стену или еще за что-то и с трудом удержалась. Потом, как немного в себя пришла, ору ей: «Ты что, совсем дура, не понимаешь, что делаешь?!» — и сама вижу: не понимает. Говорит чуть не с ухмылкой: «А че такова? Я же не прямо в интернет выкладываю, а только ей, в письме, а она же моя самая лучшая подруга, никому не покажет. И я ее фотки тоже никому не покажу. Никакой опасности тут нет, все-то ты, мама, выдумываешь. И вообще, лазить в мой телефон — это фи и нарушение моей приватности».

Потом я взяла себя в руки, перестала орать и на стены бросаться и говорю ей: «Пойми, эти фотографии где-то там в интернете, на каком-то сервере или чем-то таком, сохраняются на-всег-да, к тому же это вы сегодня с ней лучшие подруги, а завтра или послезавтра, или через пять лет поссоритесь или не поделите что-то, станете врагами, соперницами, или ей просто захочется пошутить, или развлечься и развлечь своих новых приятелей… Вот только представь…»

Она вроде как-то стала посерьезней и говорит: «Мама, я об этом не подумала». В общем, в итоге мы договорились, что она поговорит с подружкой и они обе у себя все эти фотографии и письма удалят. Но вы же понимаете, что проверить я это не могу.

— Сколько лет вашей дочери и ее подруге? — спросила я. — 13? 15?

— Десять! Обеим. В том-то все и дело! — воскликнула мать и закрыла лицо руками.

***

Лет уже наверное десять назад ко мне на прием приходила женщина из полиции, инспектор по делам несовершеннолетних. В числе прочего она просила меня объяснять подросткам и родителям, которые приходят ко мне на консультации, что все выложенные в интернет материалы сохраняются в электронном виде навсегда и могут влиять на судьбу человека много лет спустя. Например, обеспечивать вполне надежный запрет на некоторые вполне престижные профессии, на места на госслужбе и т. д. Связана эта просьба была с тем, что в то время значительно увеличилось число случаев, когда подростки 10–14 лет совершали кражи в супермаркетах вдвоем — один крадет, другой снимает это на видео — и потом выкладывали это видео в интернет. У женщины-полицейского был тот же самый жест, что и у женщины-матери, описанной выше — всплескивание руками и буквально вскрик: неужели они не понимают?! — и тут же ее собственный ответ: да, по всей видимости, не понимают. Объясните им хоть вы…

***

Интернет, как и наш основной, реальный мир — небезопасное пространство. Это не дискуссионный вопрос — это просто факт. И довольно часто у родителей возникает вопрос: где должны проходить границы моего контроля при посещении и обживании ребенком этого виртуального  мира?

Давайте попробуем разобраться. 

Вариант первый. Тактика «держать и не пущать». Как в общем-то всем известно, она вызывает парадоксальную реакцию — жгучее желание немедленно пойти именно туда, куда нельзя (в случае с интернетом это еще усугубляется тем фактом, что там более-менее свободно «гуляет» значительная часть сверстников), прямо наплевав на все запреты или искусно их обойдя. Иногда родители пытаются придерживаться этой тактики («У моего ребенка в 11 лет кнопочный телефон, и он читает только бумажные книги. В интернет он ходит с моего ноутбука на полчаса в день и под моим контролем».). Сообщаю на основании многочисленных случаев из своей практики, что это прямой риск в прогностическом смысле. Прожить сейчас без виртуального мира нереально, через год-два ребенок — к тому времени уже подросток — все-таки в него попадет и, скорее всего, ошалеет от открывшихся перед ним перспектив. Учеба, кружки и все прочее полетят в тартарары.

Вариант второй. Интернет есть, но в очень урезанном виде. Плюс тотальный контроль с помощью современных технических средств (дети и уж тем более подростки замечательно умеют преодолевать их действие, но все время появляются новые), ограничение времени, проведенного в гаджете, просмотр «историй просмотра», фотографий, звонков ребенка и т. д. Помогает? В общем-то, да. До определенного момента (предположительно лет до 13–14) родитель приблизительно в курсе происходящего и ничего существенного не упустит. В чем тут риск? В разрушении детско-родительских отношений. Чем старше ребенок, тем больше он противится тому, что ему вот таким вот очевидным образом не доверяют. Считают неполноценным и неспособным правильно сориентироваться в интернете и выстроить свою жизнь в сочетании обоих миров. Протест может быть активным и пассивным, но отношения страдают всегда.

Вариант третий.  Полный аналог обучения в реальном мире. В реальном мире родитель за совсем маленьким ребенком плотно «присматривает», не оставляя его одного. Потом постепенно отпускает, попутно называя все встречающиеся опасности, потом постепенно обучает находить дорогу сначала к магазину, потом из школы домой, потом ездить на кружок и к бабушке на метро и закупать продукты по списку. Позже подрастающий ребенок обучается ходить в поход с группой сверстников, выстраивать какие-то совместные проекты с друзьями и выбирает себе маршрут обучения специальности — родитель при необходимости дает советы. Это кажется таким естественным, не так ли? К моему глубокому сожалению, очень малое количество родителей поступает так же по отношению к виртуальному миру, в который все наши современные дети рано или поздно приходят.

Здесь есть какое-то противоречие, которое я часто замечаю в высказываниях приходящих ко мне взрослых. С одной стороны, интернет — опасность. Я им пугаю. С другой стороны, я ребенка в нем практически ничему конкретному не учу, не показываю, как там все устроено, и априори считаю, что он сам разберется и научится. Более того, в нашем обществе прямо-таки процветает идея о том, что современные дети «лучше нас во всем этом разбираются». На мой взгляд, эта идея не верна абсолютно — и два моих примера в начале поста как раз об этом. Ни в чем они «сами по себе», просто за счет принадлежности к поколению, не разбираются. Научите — будут разбираться. Не научите — не будут.

Чему учить. В первую очередь — как современный виртуальный мир устроен. Системный подход. В каком возрасте? В том же, когда ребенка впервые выпускают одного в реальный мир (до этого — только с вами, под вашим присмотром). Выпустили одного во двор в пять? Значит, в пять. Выпустили в семь? Значит, в семь. Объяснения подбираем в соответствии с возрастом. Показываем плюшки, ништяки и опасности, все объясняем. Ребенка постарше обязательно учим работать с информацией, показываем, как ее перепроверять, рассказываем, как отличать откровенные фейки от того, что требует проверки, как формировать на основе всего этого свое мнение. Очень большое внимание еще до наступления подростковости уделяем тому, как знакомиться, дружить, группироваться и приятельствовать в интернете. Так же как первые знакомства, дружба и вражда ребенка в реальном мире происходят на ваших глазах — в песочнице, в гостях, на детской площадке, — аналогично и в мире виртуальном вы присматриваете, можете дать совет, что-то разрулить, прекратить, объяснить, что происходит и как лучше себя вести. Все это современные родители почему-то упускают.

Все дети хотят общаться с миром, что-нибудь рассказать и получить признание (лайки и восхищенные комментарии). Все дети расстраиваются, если их послания и предложения игнорируются или вызывают агрессию. Всем детям хочется научиться изучать и понимать других в интернете (способы существенно отличаются тех, что используются в реальном мире), влиять на происходящее там. Всем хочется понять, как оно устроено и почему происходит так, а не иначе, например, каковы механизмы популярности и т. д. «Сами во всем разберутся»? А вы, родители, где?

Увы или, наоборот, ура, но сегодня воспитание и обучение детей происходит одновременно в двух мирах — реальном и виртуальном, и везде требуется, несомненно, структурирующее участие родителей, абсолютно не сводящееся к понятиям контроля и запрета. Чем быстрее современные родители это поймут и возьмут на вооружение, тем, на мой взгляд, лучше и эффективнее будут адаптироваться к меняющемуся миру наши дети.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх