На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

  • motorigin gennadii
    Блин, Он однажды действовал,12 ноября 2023года. )В Италии началось...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Если хоть один из этих супов Окрошка, то я Мария-Антуанетта😂😂Квас против кефир...
  • Ведищева Елена
    Согласна со всем сказанным. Написано так, что втягиваешься в мир, который описывает Гайто Газданов. Но это и немного ...Гайто Газданов: с...

Ранее неизвестную картину Васнецова оценили в 27 миллионов рублей

Картина «Боярин», больше ста лет хранившаяся в частной коллекции, претендует на статус главного музейного открытия 2025 года. «Сноб» первым публикует сенсационную находку — ранее неизвестную картину Виктора Васнецова, подтвержденную экспертизой и уже оцененную в 27 миллионов рублей.

Васнецов

Виктор Васнецов, «Боярин»
Виктор Васнецов, «Боярин»

Масляный холст «Боярин» кисти Виктора Васнецова появился в Московском аукционном доме вслед за другой утерянной работой художника — «Богомольцы», представленной на предыдущих торгах.

Обе картины долгие годы хранились в семье известного астронома и коллекционера Авенира Яковкина.

Среди его потомков передавалась легенда о том, что полотно принадлежит кисти самого Васнецова. Именно успешная атрибуция «Богомольцев» побудила наследников Яковкина обратиться в Московский аукционный дом для экспертизы «Боярина». В преддверии торгов, назначенных на 8 июня, подлинность работы была подтверждена. Теперь этот вновь обретенный шедевр, ставший топ-лотом аукциона, оценивается в 27 млн рублей.

«Полотно представляет собой яркий образец позднего периода творчества Виктора Васнецова. Не только стилистика данного произведения, но и особенности угольного подготовительного рисунка, характер живописного построения изображения, безо всяких сомнений, позволяют его считать работой художника. Атрибуция произведения „Боярин“ — это еще один судьбоносный случай в практике нашего аукционного дома. Мы гордимся тем, что вносим свой вклад в обнаружение произведений, носящих столь весомую культурную ценность для российского искусства», — рассказывает Сергей Подстаницкий, историк искусств, коллекционер и сооснователь Московского аукционного дома.

Особую музейную значимость эта картина представляет еще и потому, что является продолжением художественного интереса Виктора Васнецова к древнерусскому костюму.

Глубокое изучение его составляющих пронизывает все творчество художника — это, в том числе, эскизы к постановке спектакля «Чародейка» 1884 года, эскизы костюмов певчих Федоровского собора 1915 года, портреты собственных сыновей.

Работа «Боярин» подтверждает, что и в позднем периоде творчества Виктор Васнецов не изменял себе. Изображение боярского костюма с прямоугольными «разговорами» было особенно любимо художником — к нему он возвращался всю жизнь. Данное произведение имеет особое историко-культурное значение, и за этот лот может развернуться серьезная борьба среди коллекционеров-почитателей классики.

Композиционно в произведении «Боярин» угадывается небезызвестное полотно «Царевна у окна» 1920 года, которое в настоящее время хранится в фонде Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Одна из особенностей заново обнаруженного шедевра — чистейший провенанс произведения. С момента своего создания (ориентировочно 1910–1920-е годы) картина принадлежала Авениру Яковкину, астроному и большому почитателю искусства.

Яковкин открыл и исследовал асимметрию видимого диска Луны и ее зависимость от оптической либрации — в науке этот прорыв получил название «эффект Яковкина». Астроном и художник были современниками, хотя и с большой разницей в возрасте.

После смерти Яковкина в 1974 году картины и другие предметы искусства были переданы его сыну, Владимиру. Он продолжил дело отца и в том, что касается науки (стал известным астрономом — в честь него названа арктическая бухта им. Яковкина), и в том, что касается коллекционирования искусства.

Сегодня «Боярин» Виктора Васнецова, как и другие шедевры живописи и антиквариата, в разное время приобретенные отцом и сыном, представляет собой наследство семьи Яковкиных.

Репины

Илья и Юрий Репины, «Портрет Веры Репиной на фоне декоративного пейзажа в японском стиле», 1925 год
Илья и Юрий Репины, «Портрет Веры Репиной на фоне декоративного пейзажа в японском стиле», 1925 год

Еще один топ-лот, ничуть не уступающий заново обнаруженной работе Виктора Васнецова по своей музейной значимости, — это «Портрет Веры Репиной на фоне декоративного пейзажа в японском стиле», написанный в соавторстве отцом и сыном, Ильей и Юрием Репиными, в 1925 году.

Работа-посвящение старшей дочери именитого художника впервые была опубликована в каталоге известного чешского исследователя русского искусства Владимира Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» в 1974 году.

Справа внизу холста присутствует дарственная надпись Репина-младшего: «Сестрѣ моей Вѣрѣ Рѣпиной от Юрия Рѣпина», причем авторская подпись принадлежит Репину-старшему. Непосредственно портрет написан отцом, а фон — сыном. Эстимейт — 13 млн рублей.

«Послереволюционные годы для семьи Репиных, как и для многих бывших российских граждан в самостоятельной Финляндии, оказались невероятно трудными […] Желая помочь сыну, Илья Репин не только экспонировал его работы на своих выставках, но и приглашал его в свою мастерскую. И, как свидетельствуют фотографии, они часто работали вместе над созданием портретов или разрабатывали одни и те же темы. […] Появление в 1925 году портрета Веры Репиной вполне логично рассматривать, как результат осмысления и реализации в портрете обоими художниками стилистики европейского модерна… Портрет Веры занимает особое место среди работ Ильи Репина. И в творчестве Юрия ему нет аналогов», — пишет в экспертном заключении к работе научный руководитель музея-усадьбы Ильи Репина «Пенаты», искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Бородина.

Шишкин

Иван Шишкин, «Финский залив»  («Морской берег»)
Иван Шишкин, «Финский залив» («Морской берег»)

Всего в обширном каталоге грядущих торгов — более 150 лотов, и произведения Виктора Васнецова и Ильи Репина — далеко не единственные, достойные борьбы.

В числе работ, которые ожидаемо быстро пополнят частные коллекции, — редчайшие вещи Константина Маковского, Петра Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Станислава Жуковского, Ивана Шишкина, Николая Клодта, Бориса Кустодиева. А также антикварные изделия Императорского Строгановского училища, фирмы Федора Лорие, 15-й Московской артели ювелиров.

Еще один топ-лот — пейзаж «Финский залив»  (еще одно название — «Морской берег») кисти Ивана Шишкина, написанный в конце XIX века. Современники называли художника «царем леса» за его невероятное мастерство передавать монументальную природу родных краев на холст.

Уникальность лота связана с тем, что это одно из немногих произведений, которые Шишкин посвятил как раз не теме леса. Каждое лето один из самых известных пейзажистов пореформенной эпохи работал в разных местах России, и этот лот — удачная возможность пополнить свою коллекцию живописных путешествий Шишкина. Эстимейт — 20 млн рублей.

Кто продает?

Торги Московского аукционного дома пройдут 8 июня в 17:00 в онлайн-формате, а также очно — по адресу: Большой Овчинниковский переулок, 22с3.

Аукционный холдинг был основан в 2023 году с целью заменить ушедшие международные аукционы и предложить российским коллекционерам достойную альтернативу «русским торгам». Альянс создали Московский аукционный дом, Петербургский аукционный дом и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. Сейчас в структуру холдинга входят Петербургский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и аукцион Петербургский нумизмат.

Московский аукционный дом специализируется на предметах ультрадорогого искусства. Институции известны на рынке не только громкими продажами, но и экспертизой и авторитетом основателей — Александра Попова, Сергея Подстаницкого и Федора Светлакова.

Александр Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова, которая занимает 60 % рынка экспертной оценки предметов искусств.

Сергей Подстаницкий — искусствовед и коллекционер, куратор и автор каталогов выставок Клуба коллекционеров графики и организатор ряда персональных выставок собственной коллекции, в том числе в Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Царское Село», Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Федор Светлаков — историк, занимавший пост хранителя второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры, хранящегося в Эрмитаже, а также автор Первого каталога картинной галереи Эрмитажа.

Автор: Екатерина Алабина

 

Ссылка на первоисточник
наверх