Картина «Боярин», больше ста лет хранившаяся в частной коллекции, претендует на статус главного музейного открытия 2025 года. «Сноб» первым публикует сенсационную находку — ранее неизвестную картину Виктора Васнецова, подтвержденную экспертизой и уже оцененную в 27 миллионов рублей.
Васнецов

Масляный холст «Боярин» кисти Виктора Васнецова появился в Московском аукционном доме вслед за другой утерянной работой художника — «Богомольцы», представленной на предыдущих торгах. Обе картины долгие годы хранились в семье известного астронома и коллекционера Авенира Яковкина.
Среди его потомков передавалась легенда о том, что полотно принадлежит кисти самого Васнецова. Именно успешная атрибуция «Богомольцев» побудила наследников Яковкина обратиться в Московский аукционный дом для экспертизы «Боярина». В преддверии торгов, назначенных на 8 июня, подлинность работы была подтверждена. Теперь этот вновь обретенный шедевр, ставший топ-лотом аукциона, оценивается в 27 млн рублей.
«Полотно представляет собой яркий образец позднего периода творчества Виктора Васнецова. Не только стилистика данного произведения, но и особенности угольного подготовительного рисунка, характер живописного построения изображения, безо всяких сомнений, позволяют его считать работой художника. Атрибуция произведения „Боярин“ — это еще один судьбоносный случай в практике нашего аукционного дома. Мы гордимся тем, что вносим свой вклад в обнаружение произведений, носящих столь весомую культурную ценность для российского искусства», — рассказывает Сергей Подстаницкий, историк искусств, коллекционер и сооснователь Московского аукционного дома.
Особую музейную значимость эта картина представляет еще и потому, что является продолжением художественного интереса Виктора Васнецова к древнерусскому костюму. Глубокое изучение его составляющих пронизывает все творчество художника — это, в том числе, эскизы к постановке спектакля «Чародейка» 1884 года, эскизы костюмов певчих Федоровского собора 1915 года, портреты собственных сыновей.
Работа «Боярин» подтверждает, что и в позднем периоде творчества Виктор Васнецов не изменял себе. Изображение боярского костюма с прямоугольными «разговорами» было особенно любимо художником — к нему он возвращался всю жизнь. Данное произведение имеет особое историко-культурное значение, и за этот лот может развернуться серьезная борьба среди коллекционеров-почитателей классики.
Композиционно в произведении «Боярин» угадывается небезызвестное полотно «Царевна у окна» 1920 года, которое в настоящее время хранится в фонде Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Одна из особенностей заново обнаруженного шедевра — чистейший провенанс произведения. С момента своего создания (ориентировочно 1910–1920-е годы) картина принадлежала Авениру Яковкину, астроному и большому почитателю искусства.
Яковкин открыл и исследовал асимметрию видимого диска Луны и ее зависимость от оптической либрации — в науке этот прорыв получил название «эффект Яковкина». Астроном и художник были современниками, хотя и с большой разницей в возрасте.
После смерти Яковкина в 1974 году картины и другие предметы искусства были переданы его сыну, Владимиру. Он продолжил дело отца и в том, что касается науки (стал известным астрономом — в честь него названа арктическая бухта им. Яковкина), и в том, что касается коллекционирования искусства.
Сегодня «Боярин» Виктора Васнецова, как и другие шедевры живописи и антиквариата, в разное время приобретенные отцом и сыном, представляет собой наследство семьи Яковкиных.
Репины

Еще один топ-лот, ничуть не уступающий заново обнаруженной работе Виктора Васнецова по своей музейной значимости, — это «Портрет Веры Репиной на фоне декоративного пейзажа в японском стиле», написанный в соавторстве отцом и сыном, Ильей и Юрием Репиными, в 1925 году.
Работа-посвящение старшей дочери именитого художника впервые была опубликована в каталоге известного чешского исследователя русского искусства Владимира Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» в 1974 году.
Справа внизу холста присутствует дарственная надпись Репина-младшего: «Сестрѣ моей Вѣрѣ Рѣпиной от Юрия Рѣпина», причем авторская подпись принадлежит Репину-старшему. Непосредственно портрет написан отцом, а фон — сыном. Эстимейт — 13 млн рублей.
«Послереволюционные годы для семьи Репиных, как и для многих бывших российских граждан в самостоятельной Финляндии, оказались невероятно трудными […] Желая помочь сыну, Илья Репин не только экспонировал его работы на своих выставках, но и приглашал его в свою мастерскую. И, как свидетельствуют фотографии, они часто работали вместе над созданием портретов или разрабатывали одни и те же темы. […] Появление в 1925 году портрета Веры Репиной вполне логично рассматривать, как результат осмысления и реализации в портрете обоими художниками стилистики европейского модерна… Портрет Веры занимает особое место среди работ Ильи Репина. И в творчестве Юрия ему нет аналогов», — пишет в экспертном заключении к работе научный руководитель музея-усадьбы Ильи Репина «Пенаты», искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Бородина.
Шишкин

Всего в обширном каталоге грядущих торгов — более 150 лотов, и произведения Виктора Васнецова и Ильи Репина — далеко не единственные, достойные борьбы.
В числе работ, которые ожидаемо быстро пополнят частные коллекции, — редчайшие вещи Константина Маковского, Петра Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Станислава Жуковского, Ивана Шишкина, Николая Клодта, Бориса Кустодиева. А также антикварные изделия Императорского Строгановского училища, фирмы Федора Лорие, 15-й Московской артели ювелиров.
Еще один топ-лот — пейзаж «Финский залив» (еще одно название — «Морской берег») кисти Ивана Шишкина, написанный в конце XIX века. Современники называли художника «царем леса» за его невероятное мастерство передавать монументальную природу родных краев на холст.
Уникальность лота связана с тем, что это одно из немногих произведений, которые Шишкин посвятил как раз не теме леса. Каждое лето один из самых известных пейзажистов пореформенной эпохи работал в разных местах России, и этот лот — удачная возможность пополнить свою коллекцию живописных путешествий Шишкина. Эстимейт — 20 млн рублей.
Кто продает?
Торги Московского аукционного дома пройдут 8 июня в 17:00 в онлайн-формате, а также очно — по адресу: Большой Овчинниковский переулок, 22с3.
Аукционный холдинг был основан в 2023 году с целью заменить ушедшие международные аукционы и предложить российским коллекционерам достойную альтернативу «русским торгам». Альянс создали Московский аукционный дом, Петербургский аукционный дом и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. Сейчас в структуру холдинга входят Петербургский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и аукцион Петербургский нумизмат.
Московский аукционный дом специализируется на предметах ультрадорогого искусства. Институции известны на рынке не только громкими продажами, но и экспертизой и авторитетом основателей — Александра Попова, Сергея Подстаницкого и Федора Светлакова.
Александр Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова, которая занимает 60 % рынка экспертной оценки предметов искусств.
Сергей Подстаницкий — искусствовед и коллекционер, куратор и автор каталогов выставок Клуба коллекционеров графики и организатор ряда персональных выставок собственной коллекции, в том числе в Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Царское Село», Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Федор Светлаков — историк, занимавший пост хранителя второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры, хранящегося в Эрмитаже, а также автор Первого каталога картинной галереи Эрмитажа.
Автор: Екатерина Алабина
Свежие комментарии