На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Почему он раньше не контролировал ВУЗ это не частная лавочкаМинобрнауки хочет...
  • Александр Миронов
    Фигня какая-то... Будь у тебя романы, сборники рассказов, сб. стихов, поэмы... - попробуй их издай! За свой счёт если...Как быть писателе...
  • Наталья Середа
    Успехи ребенка всегда радуют родителей, вызывают гордость за собственных детей, что они вырастили достойных людей, а ...Индийскую тенниси...

Профайлинг — профессия будущего, или куда пойти учиться человеку с развитой эмпатией

«Сноб» поговорил с Алексеем Крутилиным — самым известным профайлером в России. Профайлеры — люди, которые профессионально определяют ложь по речи, жестам и неосознанным реакциям. Они помогают ловить преступников, служат в службах безопасности и востребованы в крупном бизнесе.

Алексей Крутилин
Алексей Крутилин

Не так давно у вас вышла книга «Бизнес-профайлинг.

Как не жить в самообмане и зарабатывать, опираясь на психологию». То есть, профайлинг основан в первую очередь на психологии. В чем тогда разница между профайлером и социальным психологом?

Начнем с того, что название книги — это больше про популяризаторство профайлинга. Я решил написать ее, потому что в России само слово не совсем известно, а уж тем более набор методик профайлинга, позволяющий лучше понимать окружающих и справляться с различными жизненными ситуациями. Книга написана в соавторстве — Евгений Спирица и я.

Чем отличается профайлинг и социальная психология? Психолог — помогающая профессия, а профайлер умеет наблюдать за людьми и считывать их поведение, чтобы спрогнозировать, как поведет себя человек в разных обстоятельствах. И если профессия психолога в первую очередь нацелена на помощь другим людям с их желаниями, потребностями и поведенческими установками, то профайлинг — способ помочь самому себе. То есть тот, кто обладает навыками профайлинга, — чуть больше в безопасности, чем все остальные. Такой человек понимает скрытые мотивации других людей. Он буквально снимает розовые очки и видит истинное лицо собеседника. Не важно — мужа, жены, ребенка. Всех, кто находится рядом.

Психология занимается терапией, консультированием. Профайлеры не работают «изнутри» — им достаточно той картины психики человека, что проявляется вовне на сегодняшний день. На основе этой картины и делаются выводы для работы.

Умение наблюдать и делать выводы об обмане — это про профайлинг.

Какими природными данными надо обладать будущему профайлеру?

Нужно уметь изначально видеть, кто перед тобой. На интуитивном уровне уметь распознавать ложь. Такие люди эмпатичны от природы, у них обостренное чувство восприятия. Те, кто лишен эмпатии, — изначально более «толстокожие», черствые. Хотя изучение профайлинга пойдет им на пользу, избавит от многих проблем. Например, недопонимание в семье, с женщинами, на работе: когда не можешь распознать тонких намеков, не способен понять мотивации людей — живется намного труднее.

А где учатся профайлингу? Это что-то факультативное на курсах криминалистов и психологов?

Учат много где. В том числе в государственных вузах, которые дают ДПО по этому направлению. МГУ, Государственный университет управления, Финансовая академия, РАНХиГС... В каждом из них я, кстати, преподаю или выступаю как ментор. Изучаем основы профайлинга, оперативную психодиагностику, знакомимся с особенностями поведения разных психотипов. Обладая этими знаниями, уже можно стать увереннее и совершать меньше ошибок в жизни.

Например?

Например, вас останавливает ДПС за превышение скорости. Что нужно сказать, чтобы избежать долгой проверки документов и выяснения деталей? Такие фразы, ломающие шаблоны, существуют.

Хотелось бы понять, как не просто освоить навык, но сделать его профессией. Возможно ли это?

У нас в стране нельзя стать профайлером, не имея высшего образования по психологии или криминалистике, как вы уже отметили. Нужна какая-то база в качестве выбранной вами отрасли. У нас в этом плане как в Индии — кастовая система. Однако профайлинг — возможность расти в профессии. К примеру, приходят бывшие следователи, сотрудники органов, эксперты в разных областях, получают профессию профайлера, после чего успешно применяют навыки в работе и в жизни. То есть, это не криминалистика, не психология. Это отдельный метод, который поможет усилить ваши навыки в любой области. Хотя многие работодатели, к сожалению, пока не знают даже такого термина — профайлинг. Особенно это касается малого бизнеса. Пока так.

И кто сегодня чаще всего идет на курсы по профайлингу?

Женщины, которые хотят разобраться в себе и в своем окружении.

Вы сотрудничаете с правоохранительными органами? Просят вас составить характеристику подозреваемого или портрет предполагаемого убийцы?

Лично я — нет, но знаю коллег по цеху, которые работают в этом направлении. Моя специализация — крупный бизнес.

Как это выглядит, можете пример привести?

Заказчик и его партнер назначают мне встречу. Едем в ресторан, встречаемся с владельцем другого крупного бизнеса. В начале диалога изучаю базовое поведение собеседников: то есть, смотрю, как они себя ведут, как реагируют на раздражители. Деньги — это большой стресс, особенно когда человек хочет тебя обмануть. Скрытые эмоции проявляются в неосознанных, рефлекторных жестах, в мимике. Тело никогда не врет. Я подготовил ряд вопросов, которые должны были задать на этом ужине мои заказчики. В ходе диалога отслеживал реакции на эти вопросы. Буквально через 3–4 минуты стало понятно, что сделка не состоится, коллеги моих заказчиков попросту врут. О чем я и сообщил одному из них на ухо. Без объяснения причин мы тут же встали и покинули переговоры.

А те ваши коллеги, которые помогают правоохранительным органам — они как работают? Тоже вопросы следователю подсказывают? Например, у следствия есть несколько подозреваемых и нужно выявить истинного виновника. Хотя бы кратко можете описать механизм работы профайлера?

Все будет зависеть от контекста, от материалов. Какое именно это дело? Финансовая махинация, насилие, убийство, кража, разбой, угон? Это я сейчас перечисляю то, что с точки зрения криминалистического профайлинга может подходить под психологический портрет. То есть человек, который, к примеру, шизоидного типа личности, — он не станет заниматься разбоем. Не выйдет на улицу крушить все вокруг. Потому что он физически, скорее всего, не подготовлен. Такие люди обладают другим мышлением и склонны испытывать сильный страх. Они скорее в Даркнете что-нибудь закажут, устроят атаку на серверы банка. Шизоиды интеллектуально развиты, не очень любят общаться и, как правило, совершают преступления дистанционно. Глядя на нескольких подозреваемых, задав им ряд вопросов, можно легко определить типы личности и сделать выводы.

Есть люди, наоборот, не сильно интеллектуально развитые. Им проще ночью кого-то подкараулить, устроить гоп-стоп, отнять имущество, применив силу. Это больше похоже на эпилептоидный тип личности. Физическая сила у его представителей превалирует над интеллектом.

Универсальной методики нет.

С точки зрения криминалистического профайлинга у каждого типа личности есть свои приоритеты в преступлениях. Для кого-то гоп-стоп на улице — норма, а для кого-то украсть миллиард рублей на откате, получив какой-нибудь госконтракт, тоже будет нормой. И это два разных преступления, два разных человека, два разных психотипа.

Случались ли в вашей практике осечки? Например, неверно вынесенное решение для бизнеса?

В профайлинге используется выражение: «нет поражения — есть обратная связь». То есть, ошибки воспринимаются как часть собственного опыта. У меня больших промахов не случалось пока.

Всем этим навыкам, чисто теоретически, можно обучить искусственный интеллект?

Уже появились различные боты на основе искусственного интеллекта, которые нейротипируют человека, составляют его психологический профиль. Но они не умеют выявлять ложь. И вообще не дотягивают до способностей живых людей. Человек выстраивает коммуникацию нелинейно, не по шаблону: может спровоцировать собеседника на стресс, в котором раскроются истинные мотивы поведения, тщательно скрываемые ради выгоды. Все методики в нейросеть загрузить, как мне кажется, не получится.

Вам помогает профайлинг в обычной жизни?

Помогает постоянно. Понимаешь жену и детей, по крайней мере мотивации каждого из них. При ссорах или детских истериках быстро можешь распознать, что конкретно человек хотел и не получил. Понимаешь и своих сотрудников, и партнеров на переговорах. Такая своего рода дешифровка «эзопова языка», который проявляется не в метафорах и сравнениях, а в жестах и мимике, в умолчаниях, паузах, пассивной агрессии или слезах. Мы везде окружены людьми, если не живем в лесу.

Везде, и особенно там, где присутствуют товарно-денежные отношения, есть риск того, что что-то пойдет не так. Но профайлинг помогает это все нивелировать, свести к минимуму. Поэтому хочется, чтобы люди осваивали техники профайлинга для работы и жизни. Счастливых тогда станет намного больше.

Беседовала: Марина Марьяшина

 

Ссылка на первоисточник
наверх