
С 4 октября по 4 ноября 2025 года в наукограде Черноголовка развернётся выставка-дрейф «Резонанс» — итоговый показ работ художников-участников резиденции «Гало», сфокусированной на диалоге искусства с наукой. Четыре автора превратили городские пространства в точки соприкосновения науки, искусства и человеческого опыта.
Подробности — в материале «Сноба».
Ключ к «Резонансу» и «Гало»
Подмосковная Черноголовка связана с именем физика-теоретика Льва Ландау: именно здесь его ученики основали в 1964 году Институт теоретической физики (ИТФ РАН). Ландау изучал белых карликов и нейтронные звёзды — и неслучайно название самой арт-резиденции отсылает к гало, сферическому облаку звёзд, где белых карликов особенно много. По задумке кураторов, так же, как галактическое гало «обнимает» Млечный путь, арт-резиденция «Гало» обрамляет наукоград, приглашая художников стать первопроходцами в художественной архивации его культурного ландшафта. «Резонанс» в этом контексте — не только научная метафора, но и метод: искусство настраивается на вибрацию города, вступает в диалог с жителями, а город отвечает на этот отклик. Научный фокус резиденции связан с локальной средой: в составе Научного центра РАН здесь объединены целых семь институтов. Кроме того, с Черноголовкой связаны четыре нобелевских лауреата.
Формат: выставка-дрейф
«Резонанс» — это не проект в музейном зале, а экспозиция, которая развернулась в трёх пространствах: Доме учёных НЦЧ РАН, бывшем здании городского ЗАГСа и корпусе общего назначения ФИЦ ПХФ и МХ РАН. Три точки экспозиции гармонично встроены в городскую ткань: бывший ЗАГС с уникальным витражом становится пространством для фотографии, видеоарта и запахов, Дом учёных превращается в своего рода ботанический архив, а корпус Института открывает доступ к итогам лабораторных экспериментов, переведённых на язык звука и формы. Локации выстроены вдоль главной магистрали — Институтского проспекта — и, исследуя проекты, зритель прокладывает маршрут, погружаясь в контекст места.

Четыре голоса резонанса
У проекта четыре голоса — световой, ольфакторный, ботанический и звуковой. Каждый был найден и раскрыт художниками под руководством кураторов Христины Отс и Дарьи Болдыревой. Так, Мария Инькова в проекте Lucida Morgana исследует свет как первичную силу и предлагает посмотреть на мираж как на откровение: её фотографии и видео-арт формируют поэтику световых связей. Ольфакторные инсталляции Мая Стерлеговых в проекте «Озарение» превращают город в «вдыхаемый» портрет и показывают, как рождается вдохновение. Дарья Неретина в работе «Пост-культурные: в тени» делает героями выставки местные растения и сорняки, создавая ботанический архив, где природа вступает в диалог с городской культурой. Сергей Костырко в рамках совместной работы с научным сотрудником ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН Владимиром Ракитиным переводит микрорельеф материалов для солнечных батарей — в звук и трёхмерные формы, делая видимым и слышимым то, что обычно скрыто в лабораториях.




Публичная программа
В расписании программы — кураторские экскурсии от урбаниста и программного директора «Гало» Марии Туркиной каждые выходные, встречи с художниками и практические занятия, которые соединяют исследование городской среды с творчеством: от наблюдения за флорой палисадников до экспериментов в области био-арта и ольфакторных практик. Гости смогут поучаствовать в создании «духов для насекомых» вместе с парфюмером Ириной Королёвой, научиться вышивать ботанические открытки вместе с Дарьей Неретиной, а также попробовать необычные техники работы с растениями, которые превращают каркас их сосудов в композицию — на воркшопе Киры Горшковой и Полины Пахомовой.
Свежие комментарии