«Сноб» пообщался с режиссером сериала «Трасса» Душаном Глигоровым и продюсером Гавриилом Гордеевым о том, что приводит к трагедиям, показанным в сериале, и почему сегодня в России все чаще снимают не просто триллеры, а глубокие психологические истории.
Сноб: Страшные события, показанные в сериале, действительно происходили?
Душан Глигоров: Не хочется никого пугать и раскрывать детали, но все-таки скажу, что в основу нашей задумки легли реальные события. Сериал снят по их мотивам, но с очень большой долей художественного домысла.
Гавриил Гордеев: Эта история сильно переплетена и с событиями, и с чувствами, которые мы увидели в реальной жизни. Мы стремились создать большой собирательный образ беды, о которой рассказывается в сериале «Трасса». Хотелось объединить в одном художественном высказывании и определенные типажи людей, и даже определенные локации на карте России. Чтобы все было максимально достоверно.
Сноб: Вы хотите сказать, что такие преступления происходят чаще всего в южных курортных городках, в тех же Минеральных Водах?
Гавриил Гордеев: Да, мы подходили к нашей работе очень тщательно, вплоть до выбора конкретных мест.
Сноб: Как давно происходили эти события в реальной жизни?
Гавриил Гордеев: Я полагаю, что они актуальны. Это что-то такое, что было и будет всегда. И здесь я в первую очередь говорю о сложностях в отношениях между родителями и детьми, которые могут повлечь за собой огромную беду, а не о самой беде. Видите ли, мы почти никогда не задумываемся о том, к чему приводит наше молчание с близкими. Мы даже не представляем, что оно способно влиять на судьбу другого человека — пусть эта фраза не покажется вам слишком пафосной.
Сериал «Трасса» создавался в первую очередь для того, чтобы об этом лишний раз напомнить, и лишь во вторую и третью — чтобы подсветить какие-то криминальные происшествия, которые случились в реальной жизни. Наш сериал — это высказывание, достойное вечности, потому что оно затрагивает вечные темы, а не что-то сиюминутное или привязанное к определенной эпохе.
Сноб: Как можно кратко сформулировать ваше вечное высказывание?
Душан Глигоров: Его можно свести к тому, что людям нужно говорить. Нужно уметь говорить, уметь открывать себя для других и позволять другим открываться в твоем присутствии. И это касается не только детско-родительских отношений. Это умение в равной мере важно и для отношений между друзьями, например. Да и в целом между всеми людьми. Для этого нужна смелость. Человеку жизненно необходимо быть смелым и уметь доверять и разговаривать.
Сноб: Насколько тяжело было работать над таким жестким проектом? Как это отражалось на психологическом состоянии детей и подростков, задействованных в съемках?
Душан Глигоров: Этот вопрос лучше задавать актерам. Могу сказать лишь за себя: я старался создавать и поддерживать на съемках максимально комфортную атмосферу, понимая, что такая история потребует от актеров серьезной вовлеченности и морального труда. Такие проекты всегда требуют от актера погружения в самые закрытые закутки своего сознания, куда ни один человек не захотел бы заходить просто так.
Но этим «Трасса» и ценна. Это кино позволяет встретиться со своим страхом и делает эту встречу не напрасной. Надо отметить, все участники нашей команды отлично справились со своими задачами, ни у кого психологических проблем не возникло. Думаю, эта работа, наоборот, привела их к какому-то просвету.
Сноб: Что отличает «Трассу» от типичного триллера?
Гавриил Гордеев: Во-первых, «Трасса» — это кино про всех, про каждого человека. Любой человек может отождествлять себя с главными героями, потому что у каждого из нас есть свои травмы. В заурядных триллерах все гораздо проще. А во-вторых, важно ведь обращать внимание на посылы, на ценности, которые отстаивает произведение. Онлайн-кинотеатр Okko в целом в этом сезоне призывает людей к диалогу, на этой платформе за год вышли очень разные произведения с этим посылом.
В «Трассе» мы призывали к диалогу «отцов и детей», в «Лихих» продолжили эту тему, а сейчас в сериале «Мамонты» настаиваем на необходимости сохранять связь с поколениями, которые кажутся нам устаревшими. Или с новым поколением, которое пожилые люди напрасно считают безнадежным. Потому что, как ни крути, именно в этом новом поколении — единственная надежда на спасение будущего. Недаром этот год был объявлен Годом семьи. Мы, как видите, этому соответствуем. Семейственность — основной лейтмотив фильмов, которые мы создаем.
Сноб: А что делать, если ребенок закрыт и никак не желает довериться и поговорить по душам? С помощью чего поколениям сохранять связь?
Гавриил Гордеев: Исключительно с помощью любви. Дети очень к этому чувствительны. Единственный инструмент в выстраивании отношений — это вечные ценности, которых не так много, и любовь среди них главная. Нам нужно транслировать любовь на уровне чувств, нужно учиться подбирать тот язык, на котором она доступна для наших детей. Уверяю вас: дети почувствуют. Может быть, они не все сразу понимают, поэтому не стоит стараться что-то им объяснять рациональным языком. Просто дарите им свои чувства и позволяйте чувствовать в ответ, не закрывайтесь от их чувств. Этого достаточно.
Беседовал Алексей Черников
Свежие комментарии