
В Центре Гиляровского открылась выставка «Линия Гиляровского», в основе которой случайно найденный в прошлом году архив писателя и журналиста. Экспозиция представляет неопубликованные прежде письма, открытки, записки соседям, фотографии и многое другое. «Сноб» рассказывает о некоторых из них.
Рукописи

Пожалуй, одна из главных ценностей новой выставки — сохранившиеся рукописи Гиляровского. Здесь представлены черновики его стихотворений (например, «Реквием» («Бельгия») или «Русь истомилась в неволе»), записки друзьям и близким, письма, бланки и чеки, подписанные рукой писателя.
Также благодаря найденному архиву посетители увидят и несколько визитных карточек, одна из которых — московского корреспондента «Нового времени» и «Русских ведомостей». От своего не лишенного чувства юмора хозяина она сохранила кое-что на обороте:
Фотография из Мелихова

Ещё одним важнейшим документом из прошлого стали фотографии. На них можно увидеть не только семью Владимира Алексеевича, но и друзей — Антона, Михаила и Ивана Чеховых и Алексея Долженко.
В книге «Друзья и встречи» Гиляровский вспоминал этот случай в усадьбе Мелихово: «Кто-то из братьев Чеховых имел фотографический аппарат, снимал виды и группы. И вот однажды ранней весной, только что снег сошёл, мы гуляли в саду, Антон Павлович обратился ко мне: “Гиляй, я устал, покатай меня на тачке!” и сел в тачку. Туда же поместился его брат Миша, бывший тогда ещё гимназистом, а когда я привёз их к дому, то пожелали снять фотографию».
«Листок спорта»

По заданиям редакции Владимир Гиляровский много где побывал. Так, в 1882 году он впервые попал на скачки и «с первого же раза был поражён и очарован красой и резвостью скаковых лошадей». Со временем любовь Гиляровского к этим прекрасным созданиям только усиливалась. В 1891 году он запустил производство собственной газеты, посвящённой коннозаводству и конному спорту, — «Листок объявлений и спорта» (позднее «Журнал спорта»). Под стеклом на стене посетители могут увидеть сохранившиеся экземпляры. Писатель обращал внимание читателей на оборотную сторону бегов, такую как жестокое обращение с животными и тотализаторы. Будучи влиятельным, авторитетным публицистом, он добивался гуманизации всего, что связано с конным спортом.
«Журнал спорта» пользовался большим спросом. Как-то в 1905 году в его работе случился сбой. Тогда, не получив свежие выпуски, подписчики отреагировали недоуменными и возмущёнными письмами со всех концов Российской империи — их можно разглядеть в витрине.
К слову, именно в этом журнале свою литературную карьеру начала и десятилетняя Надя Гиляровская, опубликовав перевод хроники лондонской спортивной жизни.
Письмо дочери

Надежда Гиляровская была единственной дочерью журналиста и пошла по стопам отца — стала переводчиком, историком литературы и театра (театрально-декорационного искусства), автором нескольких монографий, литературных переводов, рассказов. Окончив Первую московскую женскую гимназию с золотой медалью, в 1906 году была зачислена вольнослушательницей на историко-филологический факультет Московского университета, в 1907 году параллельно начала обучение на историко-филологическом факультете Московских высших женских курсов. Затем, отказавшись от университетской карьеры, она выбрала литературу, театр и музейное дело.
Впоследствии Надежда Гиляровская работала в Историческом музее, Музее оперы С.И. Зимина, принимала участие в организации музея Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМа) по приглашению самого Мейерхольда, а также была сотрудником Московского коммунального музея (сегодня — Музей Москвы).
Всю свою жизнь они с отцом поддерживали очень тёплые отношения. В архиве Гиляровского было найдено её письмо из Парижа, где она рассказывает о своём пребывании в столице Франции и с любовью обращается к родным.
Автор: Ольга Янковская
Свежие комментарии