На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Контрольная на 4 часа? Так не бывает.Первокурсникам МФ...
  • Eduard
    Зачем?Накормите ее печеньем!Жительница Тирасп...
  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...

Избегание Цыганова

и легкая боль

Месяц назад ходила в театр «Около дома Станиславского» на спектакль «Легкая боль//Барнабас». Пьеса насквозь английского драматурга и нобелевского лауреата Гарольда Пинтера. Режиссер Юрий Погребничко, чьи постановки отзываются во мне долгим постироническим эхом. В главной роли Евгений Цыганов.

 

Не написала сразу, потому что про самые сильные эмоции не могу сразу. Про Венецию смогла через два года.

А с Цыгановым у меня сложные отношения. Отсутствие объекта лично не препятствует развитию отношений с ним, наоборот. Сначала я его увидела в «Займемся любовью» в эпизоде и удивилась. Это часто, когда сильная привязанность начинается с удивления, с эмоции: вон какие бывают! «Нуканука! Никогда такого не видела». Ловишься на это, хочешь поудивляться, поглядеть на необыкновенное.

Потом я его увидела в «Питер FM», потом в «Оттепели», потом в театре Фоменко — Карандышевым в «Бесприданнице». От удивления и констатации «хочу на него смотреть» перешла к восхищению. Когда мачо убедителен и жалок в роли Карандышева, это производит сильное впечатление. Не веришь глазам, забываешь, что это актер, забываешь, какой именно.

И Мастер Цыганова — это такой, какой надо Мастер вместе с Маргаритой.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2024 г.)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2024 г.)

Жизнь идет своим чередом, но когда есть на кого взглянуть и по-хорошему взволноваться — это жизнь украшает. Собственно, у меня два таких краша: Шон Эванс и Евгений Цыганов. Но Шон очень далеко, а Евгений ходит тут рядом по Никитской.

Не так давно в тяжелый пасмурный вечер пересмотрела «Прогулку», и меня посетила яркая летняя эмоция: эх, хоть бы один бы день такой! Чтобы солнце, влюбиться, гулять, смеяться, держаться за руки и в обнимку, и выпивать понемножечку. Эмоция была так окрашена несвойственным мне гедонизмом, настолько сильной и неожиданной, что Цыганов обогнал Шона Эванса и возглавил мой список любимых актеров. И нет, не говорите, что у него всегда одно и то же выражение лица... Ему не нужно «хлопотать лицом», чтобы «играть». Как не нужно это было Жану Габену, Марлону Брандо, Александру Пороховщикову...

Кадр из фильма «Прогулка» (2003 г.)
Кадр из фильма «Прогулка» (2003 г.)

И тут как раз «Прямая речь» проводила с ним творческий вечер. То есть, была возможность реально и спокойно увидеть его живьем, не в спектакле и не в кине.

Я знала об этом заранее, за месяц. Весь месяц рассказала об этом подругам, и все за меня радовались, некоторые неприкрыто завидовали. А я чем дальше, тем больше понимала, что идти на вечер боюсь: сейчас у меня в отношениях с ним все хорошо, так зачем подвергать их испытаниям? Вдруг он совсем «не такой», уставший, противный, все ему надоели… Он же все испортит! 

«Ах, как я была влюблена, мой друг  и что теперь?» Что? Снова пустая рамка вместо картины «мужчина мечты».

В общем, повидать Цыганова живьем я не пошла, чем вызвала непонимание и даже оскорбления («ну и дура!») со стороны знакомых женщин. Я очень хотела, я мысленно собиралась, волновалась до мигрени и отложила все дела на тот вечер. А потом не пошла, и голову сразу отпустило.

С теми, кто вызывает во мне сильные эмоции, я стараюсь близко не соприкасаться, потому что мои сильные эмоции — это такие эмоции, от которых потом годами отмокать надо. Лучше предупредить, чем лечить. Посмотрела трансляцию «Мрамора» по пьесе Бродского, которую Цыганов и поставил, и сыграл, проверила, на месте ли обожание, оказалось все с ним в порядке.

Тут выяснилось, что Цыганов играет спектакль в «Около» и есть возможность «достать контрамарку». Тут уж ухватилась. Не позволила себе волноваться, поработала над собой. По максимуму прожила предвкушение, закончила все дела, вышла заранее, поставила на авиарежим телефон и тревоги, села в маленьком холле и думала, как же хорошо кого-то сильно любить и даже не знать лично. Все отступает, понимаете?

Заняты были сразу все места, включая приставные, стоячие и ступеньки. Зал небольшой и сохраняет уют, ощущение келейности собрания, даже общности.

И понеслось.

Сцена из спектакля «Легкая боль//Барнабас» (театр «Около дома Станиславского»)
Сцена из спектакля «Легкая боль//Барнабас» (театр «Около дома Станиславского»)

В этом спектакле Цыганов отнюдь не герой-любовник, а ворчливый старик в жутких сандалиях. О, пузырящиеся штаны, кофтец «прощай, молодость» с заплатками в области локтей! О, ювелирно-точные, стариковские интонации, эти замечания жене свысока и мужское занудство, вполне интернациональное. «Оса не кусает, она жалит». Какой старик, мама! — узнаваемый. Физиологически достоверный. Архитипический.

Это тебе не фокус с приклеенными усами, грима никакого вообще. Перевоплощение — затертое слово, но оно это и было. И режиссер играет с возможностями актера, заставляет его переходить из одного состояния в другое, внезапно выходить из образа, декламировать Шекспира из своего истинного возраста, еще и лежа («Что значит имя? Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет.), играть на гитаре… и тут же снова «заходить» обратно в старика. И что за невероятное переживание — наблюдать такое! Забываешь на несколько часов какой год, кто я, где я и какое сейчас время.

Цыганов чертов гений.

Позже я почитала много чего о пьесе и многих ее смысловых планах (тема неуверенности в себе из-за угроз собственной идентичности), о спектакле и драматурге «не для всех». И удивилась. Мне-то все было очевидно: мужчинам вечно нужен внешний враг, им так понятней живется. 

Думаю, Цыганов и Погребничко сократили дистанцию между мной и дребезжащим стариком, сделали «Легкую боль» чуть более «нашей», менее британской и более сложной одновременно. Вневременной. Полной ассоциаций.

У меня есть привычка теребить волосы, невроз, тик, не могу избавиться, всех раздражаю. Тем вечером я забыла и про него. Потом поняла, что как расчесалась перед выходом, так до прически и не дотрагивалась. 

И о Шоне Эвансе. В голливудском фильме по «Театру» Моэма Эванс играет молодого любовника Джулии. Люблю книгу, люблю Эванса. И не смотрю кино. Боюсь разочароваться. Ведь что тогда?

Шон Эванс
Шон Эванс

 

Ссылка на первоисточник
наверх