На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

67 подписчиков

Свежие комментарии

  • Неизвестно Неизвестно
    Так там светского образования давать не будут, а закон Божий можно и в воскресных школах по выходным учить, им полный...Госдума может при...
  • Нина Попова
    После принятия такого закона у нас появится куча мусульманских школ.Госдума может при...
  • Sobering
    Татуировавший себя - самому себе уже не принадлежит!История татуирово...

О чем говорит Москва, когда никто не слышит: портрет столицы на выставке «Город-сказка»

До 20 октября Московский музей современного искусства представляет проект архитектурной фотографии «Город-сказка» при поддержке Фонда Ruarts на Гоголевском бульваре, 10/2. «Сноб» разобрался, какие сказки могут рассказать улицы Москвы.

Михаил Розанов, из серии «Город», 2023 год
Михаил Розанов, из серии «Город», 2023 год

Как остановить время: сила архитектурной фотографии

Уже с 1850-х годов архитектурная фотография зарекомендовала себя не просто как способ фотофиксации зданий, а как часть более значимой миссии.

Если Ньютон и Лейбниц изучали пространство и время с точки зрения физики, то фотографы городского пространства делают это через призму искусства. 

Среди наиболее ранних примеров архитектурной фотографии — творчество французского автора Шарля Марвиля. Во время правления Наполеона III фотограф создал более 400 снимков улиц Парижа до начала глобальной реконструкции города. К концу перестройки из французской столицы исчезли 57 улиц и 2227 домов, а более 25 000 жителей переселились на окраины. Однако уничтоженные переулки, исторические здания и жилые дома остались в «Парижской серии» Шарля Марвиля. 

Среди отечественных архитектурных фотографов пионером стал Иван Барщевский. В 70–90-е годы XIX века Барщевский путешествовал по всей стране, снимая памятники архитектуры разных городов. Часть из них разрушилась или подверглась значительной перестройке, но на фотографиях Барщевского они по-прежнему не нуждаются в реконструкции.

Спустя столетия, в 2024 году, архитектурная фотография остается способом отражения реальности, не только урбанистической, но и социальной. Это доказывают работы Михаила Розанова и Сергея Борисова, представленные на выставке «Город-сказка». Экспозиция выставки состоит из более 40 работ Розанова из 8 разных серий, над которыми фотограф работал на протяжении 10 лет. Снимков Борисова в «Городе-сказке» — более 50. Фотографии показывают Москву с 1987 года и до настоящего времени. 

Сергей Борисов, «Туманное утро», 2021 год
Сергей Борисов, «Туманное утро», 2021 год

Содержание и стилистика работ оправдывают название проекта. Фотографы раскрывают Москву как нечто большее, чем набор координат и топографических знаков. На снимках Борисова и Розанова Москва — город, в котором нет понятия «времени», но есть образы, истории и смыслы, которые поджидают зрителя в каждом переулке. 

Все фотографии экспозиции — монохромные. Работы фотографов наделяют Москву почти мистической атмосферой и превращают хорошо знакомое в иноземное. Но, несмотря на это, подходы и стили Борисова и Розанова разнятся. Московский музей современного искусства поделился с редакцией «Сноба» комментариями авторов об их знаковых фотографиях с выставки «Город-сказка».  

«Я почувствовал себя героем какого-то странного фантастического кино…»

Архитектурные фотографии Михаила Розанова выставляются в Москве не в первый раз. Среди последних проектов автора — персональная выставка 2023 года «Сталь. Стекло. Бетон». Экспозиция состояла из снимков архитектуры европейского модернизма 1950–1980-х годов в Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве. 

Сравнивая «Сталь. Стекло. Бетон» и работы Розанова в проекте «Город-сказка», можно заметить: приставка «архи» в архитектурной фотографии автора действительно обретает значение «высшей степени». На выставке в ММОМА (Московском музее современного искусства) Михаил Розанов показывает Москву минималистично, делает акцент на городском пространстве, а не на сюжетах, которые его наполняют. Его «город-сказка» — из света и тени, беспредельности и глубины. Но в первую очередь — из зданий и сооружений столицы, которые напоминают кадры из арт-хауса в монохромных контрастах фотографа.  

Михаил Розанов, из серии «Российская государственная библиотека», 2024 год
Михаил Розанов, из серии «Российская государственная библиотека», 2024 год

«Город-сказка» — проект об историях, которые рассказывает Москва. Одна из таких историй стала основой серии фотографий Розанова «Российская государственная библиотека». 

«Меня пригласили сделать съемку для книги, заказанной Российской государственной библиотекой, в которой была глава, посвященная научной реставрации скульптур. В книге подробно описывался весь технический процесс, который я документировал. И я запомнил то ощущение, когда оказался на крыше совершенно один, идет снег, над головой удивительное небо, рядом белоснежные скульптуры, которые словно парят над Москвой… В тот момент я почувствовал себя героем какого-то странного фантастического кино. И мне кажется, что эта фотография прекрасно передает это почти мистическое переживание благодаря свету и нереальным, только что отреставрированным белым скульптурам». 

Еще одна сказка столицы открылась Розанову во время прогулки по Остоженке. Фотография из серии «Город» контрастна не только за счет света, но и за счет сочетания архитектуры разных веков и разных смыслов. Москва полна такими контрастами, и Розанов запечатлел один из них: «Я размышлял, что мне необходимо снять панорамные виды Москвы, но непонятно, с какой точки это сделать сегодня. С этими мыслями я подошел к храму Христа Спасителя, и тут вдруг громко над головой раздается объявление: “Приглашаем вас посетить смотровую площадку храма Христа Спасителя, чтобы полюбоваться панорамным видом”. Я поднялся — и открылся действительно роскошный вид. Можно сказать, божественное вмешательство». 

Михаил Розанов, из серии «Кремль», 2021 год
Михаил Розанов, из серии «Кремль», 2021 год

Среди работ, представленных на выставке в ММОМА, есть и любимая фотография самого Розанова из серии «Кремль». На снимке изображен панорамный вид на Московский Кремль. Магия фотографии создается с помощью пространства — бескрайнего и, как рассказал автор, буквально полуночного: «Это было лето, июнь, и погода была исключительно теплой. Я проснулся в полпятого утра с четким намерением пойти и снять панорамный вид Кремля. Я встал и отправился снимать. И сейчас понимаю, что это того стоило. Я получил ту воду, то состояние воздуха и тот свет, которые хотел получить». В 2022 году Михаил Розанов выпустил книгу по заказу музеев Московского Кремля, среди которых находится и этот снимок Кремля после рассвета. 

«Случайные граффитисты и рыбаки, модели, готовые терпеть зной и холод, раздеваться или облачаться бог весть во что»

Сергея Борисова называют «летописцем истории» в мире фотографов. За десятки лет работы автор собрал целую коллекцию жанров: Борисов занимался портретной съемкой, студийной и городской, фотографировал в стиле ню. Многие работы автора построены на ретроспективе как на попытке осмыслить настоящее через прошлое. На снимках Борисова — как в рамках выставки «Город-сказка», так и в других проектах — переплетаются сюжеты 80-х и 90-х годов и мотивы, актуальные и на сегодняшний день. 

Если главный герой работ Михаила Розанова — это город, а сюжеты зритель может разглядеть лишь за кадром, то в работах Сергея Борисова в центре всегда человек. Именно человек формирует те самые сюжеты, становится действующим лицом сказок, которые рассказывает Москва. 

Сергей Борисов, «Акробат», 1993 год
Сергей Борисов, «Акробат», 1993 год

Среди работ, представленных на выставке «Город-сказка», — фотографии разных десятилетий. Например, снимок «Акробат» был сделан Борисовым в 1993 году. 50 метров над уровнем земли, последние годы винилового бума и Олег Газманов — сюжет, который подарила автору Москва. «Когда во всем мире уже кончился век больших пластинок, я получил заказ на оформление LP-пластинки “Морячка” для Олега Газманова. Гонорар обещали до неприличия маленький, но я согласился, договорившись с Олегом, что вдобавок к этому он снимется для моих творческих нужд. Правда, я побоялся сразу сказать ему, что нам придется нелегально подниматься на “Рабочего и колхозницу”. У меня давно была мысль кого-нибудь там сфотографировать, но вход был закрыт хотя и на полусломанный, но все же замок, и подниматься надо было по ржавой и скользкой лестнице. Мои опасения были напрасны. Олег сразу загорелся мыслью там сняться. Оказалось, что он был профессиональным акробатом. К тому же с ним и милиция была не страшна». 

Еще одной ретроспективой 90-х на выставке «Город-сказка» стал снимок «Соседний переулок». История за этой фотографией связана с переулком лишь косвенно. Улица Москвы в этом сюжете — это символ, напоминание о прошлом в реконструированном настоящем: «В середине 80-х годов, когда я активно занимался рекламой музыкальных коллективов, моя студия всегда была полна музыкантов. Они забегали не только по работе, но и просто потусоваться. Как-то Юра Антонов пригласил меня поплавать в бассейне “Москва”, благо он находился в пешей доступности от студии. Билеты в “Москву” достать было времязатратно, поэтому я туда редко ходил. Юра посмеялся над моей недогадливостью: дашь рубль служителю, и он выделит тебе прекрасный ящичек для одежды. С тех пор я все лето ходил в бассейн. К тому же сбоку от раздевалок были лужайки, где мы играли в футбол трое на трое. Таких, как мы с Антоновым, там достаточно набиралось. Строительство храма на месте бассейна я встретил со смешанными чувствами. Тем более у нас на Знаменке стоит прекрасный храм, хотя и не такой вместительный. Зато мы можем любоваться куполом из соседнего переулка». 

Сергей Борисов, «Соседний переулок», 1999 год
Сергей Борисов, «Соседний переулок», 1999 год

Мистицизм и романтика столицы сохраняются и в снимках Борисова последних лет. Локации Москвы сменяются, но работы фотографа показывают, что найти свою сказку можно в любой точке города. В центре сюжета работы «Туманное утро» 2021 года по-прежнему люди, однако вместо «Рабочего и колхозницы» или загадочного переулка — на фоне Москва-Сити. «В тот день на Москву опустился небывалый туман. Я за свою уже не короткую жизнь такого и не помню. Хотел снять Сити от своего дома, но туман был слишком плотным, поэтому пришлось перебраться поближе к реке. “Утро туманное, утро седое... Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые”. Эти строки из романса очень подходили под мое настроение. Вспомнились старые снимки, сделанные на берегу Москвы-реки: случайные граффитисты и рыбаки, модели, готовые терпеть зной и холод, раздеваться или облачаться бог весть во что. Так и хотелось объясниться в любви к ним ко всем, но рядом были только эти двое — Надя и Женя. Им я объясняться не стал, просто решил поснимать. Они оказались прекрасными моделями, не уступающими моим старым, из канонических снимков. Да еще туманные небоскребы... Чтобы совсем уж не вдаваться в лирику, навеянную романсом, я попросил их прибавить немного брутальности, чай, в двадцать первом веке живем. Не получилось, но и так вроде ничего». С 2024 года истории Сергея Борисова хранят не только его снимки, но и автобиография фотографа — «Темпо». 

Выставка «Город-сказка» — симбиоз творчества и памяти двух фотографов. Работы Михаила Розанова и Сергея Борисова отражают не только разные периоды архитектуры Москвы, но и разные сюжеты, которые скрываются на улицах столицы. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх