Десятилетиями сексуальные БДСМ-практики маргинализировались и порицались обществом, а людей, участвующих в этом, клеймили психическими расстройствами. Как на самом деле доминирование и подчинение помогают избавиться от травм, разбирается Ольга Нечаева
БДСМ — собирательное название всех сексуальных практик, включающее в себя связывание и обездвиживание, сексуальное рабство, доминирование и подчинение, садомазохизм, а также некоторые другие практики и фетиши.
Недавнее канадское исследование, в котором приняли участие более 1500 человек, определило на втором по популярности месте.
Естественно, не все воплощают или имеют возможность воплотить свои фантазии в жизнь. Крупное исследование, проведенное в США, , что 21% людей включают в свою сексуальную жизнь связывание, 34% — шлепки, 14–16% — эротическую порку, а 4% участвовали в БДСМ-вечеринках.
Зачем люди идут в БДСМ и что они там находят?
Многие десятки лет практика БДСМ патологизировались и считалась психическим отклонением, которое всегда является результатом травмы или болезни. Это, естественно, создавало определенную стигму, и те, кого ловили за постыдными увлечениями, нередко подвергались остракизму. Так, согласно Национальной коалиции за cексуальные cвободы США, в 1998 году 36% практикующих садомазохизм в сексе были жертвами преследований, 30% испытали на себе активную дискриминацию, 24% были уволены, 17% получили отказ в повышении, а 3% были лишены родительских прав.
Но ситуация кардинально изменилась за последние двадцать лет. Благодаря появлению достаточного количества научных работ и эмпирических исследований, к 2013 году , диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации, которое является мировым стандартом для диагностики психических расстройств, провели границу между психической патологией и ролевыми играми двух согласных взрослых. Желающие менее ванильного секса перестали считаться психически больными.
Современные исследования рассматривают БДСМ как нестандартную, но вполне здоровую вариацию сексуального самовыражения, свойственную около несколько причин, по которым люди оказываются в мире боли, подчинения и унижения.
Самой массовой категорией стали люди, обнаружившие в себе «тягу» к подчинению, доминированию, связыванию или унижению с раннего возраста. Участники исследования рассказывали, что мысли и фантазии о связывании, наказании, подчинении посещали их задолго до того, как они узнали хоть что-то о сексе, и это не связано с травматичным опытом детства. Они ощущали эту склонность как нечто врожденное, «прошивку», и воспринимали это как часть своей сексуальной идентичности или ориентации, а не просто как фетиш или увлечение.
На втором месте по частоте были люди, которые считают любовь к БДСМ своей психологической особенностью, способом возвращения к гармонии. Они часто говорили о БДСМ как о практике «излечения», возвращения в себя, нахождения внутреннего баланса. Это во многом перекликается с недавними исследованиями сексуальных фантазий, о которых я писала в одной из , — а именно, что сексуальные игры и фантазии позволяют восполнить эмоциональные потребности и дефициты, с которыми мы сталкиваемся в жизни: переизбыток ответственности, недостаток свободы и многие другие.
Среди практиков БДСМ есть и те, кто вполне осознанно использует их, чтобы справляться с травмами: абъюзом, сексуальным насилием или наказаниями в детском возрасте. Проживая травматичный опыт в безопасной обстановке, они находят для себя способ победить его разрушительное влияние, вернуть себе власть. А также в БДСМ приходят и те, кому это позволяет справляться с хронической болью.
Каким же образом эротическая порка, сексуальное рабство или подвешивание на распорках становится возрождающим и помогающим опытом? Ответ на этот вопрос лежит в двух плоскостях: физиологии и психологии.
Многие из практиков БДСМ говорят о «сабспейс» — особом «подпространстве», или «пространстве подчиненного». Сабспейс — это специфическое , сабспейс описывается в терминах духовных практик: измененное состояние сознания, практика обретения смысла, эмоциональный катарсис, обновление, временное избавление от социальной идентичности и роли, возможность выйти за границы эго и почувствовать иной уровень связи с миром.
У «верхних», или «домов», так же есть топспейс — состояние высочайшей фокусировки внимания, максимальной собранности, сосредоточенности и отключения всех отвлечений, оптимальная действенность. Одно из немногих эмпирических исследований Михай Чиксентмихайи.
Все эффекты этих состояний — снижение стресса, повышение близости, возможность проживать моменты измененного сознания и удовольствия — указывают на положительный эффект БДСМ. Однако их достижение невозможно без определенного уровня доверия, часто недоступного в обычном сексе: жестко формализованные ритуалы договора, взаимности, безопасности, согласия, а также полная отдача контроля за своим физическим состоянием «дому» — все это позволяет выйти на этот уровень.
Исследовательница БДСМ-практик Дульсинея Питагора в своей работе указывает, что согласие — критический элемент, который проводит границу между абъюзом и БДСМ. БДСМ-сообщество выработало целый список механизмов, призванных заботиться о благополучии своих участников и защищать их: стоп-слова и безопасные слова, контракты и последующий уход, позволяющий участникам бережно выйти из практики.
Тем не менее именно доверие является критичным элементом практики. По БДСМ-практиков, испытавших ощущение «сабспейса», способность «нижнего» использовать стоп-слово или вообще говорить может быть нарушена в этом состоянии. Тогда задача «дома» — заметить это и взять на себя ответственность за его состояние.
Получается, что практика проживания пиковых трансцендентных потоковых состояний на физиологическом уровне, совмещенная с психологической пользой культуры доверия, безопасности и открытости, создает , о котором все чаще пишут ученые.
Еще в 2006 году исследователи психологического состояния тех, кто практикует БДСМ, , что те люди, которые идентифицируют себя как БДСМ-практики, менее невротичны, более экстравертны и открыты новому, лучше справляются с отвержением, более ассертивны и вообще демонстрируют более высокие показатели психологического здоровья и благополучия, чем контрольная группа.
Для тех двух третей из нас, чьи сексуальные аппетиты выходят за пределы миссионерской позиции, все это — хорошие новости.
Свежие комментарии