В российский прокат вышла эротическая драма «Плохая девочка» от студии A24, в которой загнанная в навязанные обществом рамки героиня Николь Кидман пытается претворить в жизнь свои истинные сексуальные потребности. Кинокритик Ксения Балюк анализирует, как фильму Халины Рейн из программы Венецианского кинофестиваля удается исследовать тему эмоциональной близости через призму секса.
Когда контроль не отменяет подчинения
Она — состоявшаяся глава крупной компании, которая с нуля создала бизнес в сфере автоматизированной доставки. Он — обычный стажер, который пока не может похвастаться карьерными успехами. Роми (Николь Кидман), привыкшая к власти, жаждет подчинения. Сэмюэль (Харрис Дикинсон), обычно исполняющий приказы, способен их раздавать, если понимает, что это нужно.
В оригинале «Плохая девочка» называется Babygirl, то есть «малышка», и то, что будет демонстрироваться на экране в течение почти двух часов, соответствует логике маленькой девочки. «Ребенок» ждет указаний, капризничает и безумно радуется награде. Роми, героиня Николь Кидман, именно такая.
Несмотря на то, что муж Роми — весьма мачо (Антонио Бандерас), здоровых сексуальных отношений между супругами нет. Более того, их не было десятилетиями. Именно здесь и зарождается конфликт. Как признаться не только себе, но и партнеру, что хочешь включить порно во время секса? Как понятно объяснить, почему это важно для тебя? Как тактично указать на свои, скажем так, «нестандартные» сексуальные предпочтения? И, наконец, как довериться человеку, который не готов тебя услышать?
Когда в жизни Роми появляется тонко чувствующий эмоции подчиненный лет на 30 младше, она расцветает. Сэмюэль (Харрис Дикинсон) буквально с порога разглядывает в начальнице скрытую тягу не к контролю, а к подчинению, тем самым молниеносно располагает женщину к себе. В конце концов, какой босс хоть раз не задумывался о том, чтобы иногда покомандовали и им?
Ближе к финалу героиня Николь Кидман проходит через провокационные и неоднозначные эпизоды: она успевает постоять на четвереньках и полакать из блюдечка молоко (в версии для российских кинотеатров эта сцена вырезана) и почти (или нет) описаться во время оргазма. Однако ключевая драма разыгрывается в сцене встречи Роми, ее мужа и любовника. Последний открыто заявляет возрастному супругу героини, что его взгляды на секс устарели. Этот горький укол в самолюбие героя Бандераса доводит его до панической атаки, но становится катализатором важного осознания: умение слушать и понимать друг друга — путь к обретению гармонии.
Нарушая культурные табу
Председательница жюри Венецианского кинофестиваля 2024 года Изабель Юппер вручила Николь Кидман за лучшую женскую роль в «Плохой девочке» Кубок Вольпи. Здесь считывается некая солидарность, ведь в 2016-м Юппер исполнила похожую роль в фильме Пола Верховена «Она», за что получила награды «Золотого глобуса» и французской премии «Сезар».
«Плохая девочка» является прямым оммажем фильму «Она», с которым Пол Верховен эффектно вернулся в большое кино после двадцатилетнего перерыва. И там, и там солирует «сильная и независимая женщина», которая исследует границы дозволенного и бросает вызов социуму, публично обнажая скрытые психозы и получая удовольствие от процесса. И правда, кто сказал, что влечение к насильнику обязательно противоестественно? Если женщина полагается только на себя, к чему ей рассуждения о норме и морали?
Верховен вновь никого не осуждает, он просто смеется над происходящим, продолжая в свойственной ему провокационной манере изучать любовь и эрос. «Основной инстинкт» про притяжение конфликтующих сторон, «Шоугелз» про американскую мечту в декорациях стриптиз-шоу, «Искушение» про сексуальные инстинкты монахинь, «Она» про изменение гендерных ролей — Верховен не изменяет себе.
Одна, вдвоем, втроем, etc.
Со временем изменился и подход к сексу в кино. Так, отметившая в 2024 году 50-летие «Эммануэль» Жюста Жэкина уже полвека обрастает сиквелами, спин-оффами, клонами и последователями. Все эти фильмы сняты как под копирку и не особенно учитывают личность женщины как таковую, а вот Одри Диван действует иначе.
Французская постановщица, снявшая новую версию «Эммануэль» в 2024 году, признается, что не знакома с оригинальным фильмом. Она опиралась на названный в честь своей создательницы роман, который базировался на жизни Эммануэль Арсан (это псевдоним Марайи Бибид), но, как полагается автофикшену, с некоторыми отступлениями от реальности. Так, тайка вообразила себя француженкой, оказавшейся в Таиланде.
Одри Диван, в отличие от своих предшественников, не пускает Эммануэль во все тяжкие: складывается впечатление, что героине вообще никто не нужен — она прекрасно справляется с сексуальной разрядкой сама, лишь в последние три минуты фильма случится постельная сцена с мужчиной.
Переосмыслить жанр пытались и другие ключевые режиссеры современности: Гаспар Ноэ в одном из своих самых провокационных фильмов «Любовь» делал объектом изучения секс втроем, а Ларс фон Триер рассматривал становление женщины с диагнозом нимфомания. Но все равно эротических драм сегодня крайне мало.
Это не значит, что сексуальный пыл в кино поугас — скорее, идет процесс переосмысления. В конце концов, никто никому ничего не должен.
Свежие комментарии