В конце октября в театральном центре «Вишневый сад» состоялась премьера осознанного танцевального спектакля «Медитация». «Сноб» поговорил с режиссером, хореографом и креативным продюсером постановки Анной Верде и автором идеи и продюсером Виталием-Марком Гладышевым о философии спектакля и процессе работы над ним.
Сноб: Из чего родилась идея поставить спектакль-медитацию и сильно ли финальная постановка отличалась от того, что было задумано изначально?
Виталий-Марк Гладышев: Год назад у меня возникла потребность поставить нейтральный спектакль, который не будет привязан к информационной повестке, после которого зритель бы мог сказать: «Я чувствую легкость и радость». В то же время я обратился к восточным практиками, в частности к динамической медитации по Ошо. И в какой-то момент в моей голове все сошлось: медитация — крайне театрализованный процесс. Мы встретились с Анной, я рассказал ей о своей идее поставить спектакль, она сразу же ее подхватила. И вот через год — воплощение нашей совместной работы можно увидеть на сцене.
Одна из ключевых идей Ошо — его незаповеди. В одном из интервью его как духовного лидера спросили о правилах, по которым стоит жить человечеству. И он ответил, что вообще нет никаких правил — живите свободно. Но журналист настаивал, и Ошо сказал, что может сформулировать несколько незаповедей. Это были, на мой взгляд, простые ценности любого адекватного человека. Такие как «живи свободно», «живи здесь и сейчас», «живи с любовью» и так далее. Эти незаповеди легли в основу нашего спектакля.
Сноб: Много ли в спектакле импровизации или хореографическая партитура четко прописана?
Анна Верде: Мне кажется правильным четко прописывать хореографический текст, когда берешься за масштабную и многослойную работу. То есть идти по пути хореографического развития, а не импровизации или лаборатории. Для «Медитации» было важным держать сюжетную линию и наращивать динамику по всему хронометражу спектакля. В импровизации этого добиться невозможно. Поэтому я подготовила стройный хореографический рисунок, в том числе ритмический, прописала драматургию и только после этой работы над архитектурой приступила к постановочному процессу. Я человек из балетной среды, у меня образование балетмейстера. И в данной работе я пошла по классическому пути, более близкому моей профессии.
Сноб: Как вы выстраивали драматургию спектакля на такую абстрактную тему?
Анна Верде: В нашем спектакле есть легко считываемый сюжет. В основу легли десять незаповедей Ошо. Я их называю принципами. Мы не хотели иллюстрировать эти принципы в формате сурдоперевода. Мы решили уйти от буквальности и долго искали форму, чтобы сохранить баланс абстракции и конкретности в постановке. В итоге я написала сценарий сама, и в его основе — путь героя, история артиста, который в процессе жизни и творческого становления осознает ценности, которые мы заложили в фундамент спектакля.
Виталий-Марк Гладышев: Эта история идеально легла именно на хореографический язык. С одной стороны, мы показываем процесс медитации достаточно буквально, с другой — предлагаем зрителю образы и смыслы, которые могут прийти в его жизнь в процессе медитации или просто осознанного проживания каждого дня.
Сноб: Откуда у вас такой интерес к восточным практикам и мифам в целом?
Анна Верде: На первом курсе ГИТИСа я делала работу, в которой отразила использование мифологических сюжетов в работах самых известных художников, начиная с 14-го века и заканчивая современностью. Все они могли обратиться к историческому или социальному сюжету, но выбирали обратиться к чему-то вне времени, к мифу. Мне тоже близок этот путь. Мне кажется, мы можем испытать единение через обнаружение общих архетипов. Зрительский отклик на мои предыдущие работы по темам мифов — начать искать, исследовать, копать в этой теме. Для меня как для режиссера это идеально! Если после «Медитации» зрители будут искать ответы на новые для себя вопросы и попробуют освоить информацию, которую они получили во время спектакля, то это победа для всей постановочной команды. Мы стремились сочетать эмоциональную, психологическую, развлекательную, образовательную функции театра.
Сноб: Для вас важна просветительская роль театра?
Анна Верде: В том числе, да. Не устану хвалить команду спектакля: в «Медитации» собрались подкованные, глубокие артисты, не только профессионалы своего дела, но и немного философы. Имея такой «материал», мне хотелось сделать работу с долгим послевкусием, а не только красивую картинку-обложку.
Сноб: Можно ли назвать ваш спектакль иммерсивным? Вовлекаете ли вы в медитацию зрителей?
Виталий-Марк Гладышев: Я бы не стал называть «Медитацию» иммерсивным спектаклем. Сейчас при слове «иммерсивный» зритель представляет спектакль-бродилку по большому особняку в масках. А ведь включение зрителя может быть и на более тонком уровне. Я собираю обратную связь о спектакле у зрителей и прессы и часто встречаю подобные отзывы: «Во время спектакля я закрывал глаза и медитировал». На нашем спектакле зритель таким образом подключается к постановке. Драматургически мы тоже создали условия для такого включения зрителя. В каком состоянии публика приходит в театр? Часто в суете, после работы, со своими мыслями и проблемами в голове. Уже в начале спектакля танцовщики «соединяются» со зрителями — постановка начинается в хаосе и медленно приходит к спокойному и гармоничному финалу.
Сноб: Для кого ваш спектакль? Как вы определяете публику «Медитации»?
Анна Верде: Не побоюсь сказать, что наш спектакль — для каждого, для всех, кто готов открыться новому. Лично мне хотелось бы видеть в зале публикую постарше — тех зрителей, у кого уже накопился багаж жизненного опыта и кто будет готов ассоциировать себя с героями. Никакого значения не имеют социальный статус или профессия, только наличие какого-то жизненного опыта. Ведь, если мы ставим одной из задач спектакля пересмотр своей жизни, должно быть что пересматривать. Поэтому, несмотря на возрастное ограничение 12+, я бы рекомендовала этот спектакль аудитории 25+.
Сноб: Без чего спектакль бы не случился?
Виталий-Марк Гладышев: Возможно, отвечу банально, но самое главное в спектакле — это команда.
Анна Верде: А самое главное в командной работе — доверие. Виталий доверился мне, команда доверилась мне, мы доверились друг другу, и в итоге у нас все получилось. Никто не задавал неуместные вопросы. Общая картинка для всех артистов, и для Виталия в том числе, сложилась за три дня до спектакля, больше никто ее не видел, я видела ее только в своей голове. И благодаря этому доверию, исключительно доверию, мы смогли сделать спектакль.
Виталий-Марк Гладышев: Нам действительно очень повезло с командой. От главного творческого тандема постановки хореограф — композитор до рабочих сцены, которые прониклись нашим спектаклем и стали сосоздателями благодаря своей вере в проект. Композитор проекта Илья Дягель сразу почувствовал творческое единство с Анной и с первой встречи понял нашу идею. Он продолжил работу с мифологическим уровнем и добавил к восточной поэтике русский фольклор. В спектакле также звучат необычные музыкальные инструменты, которые создают ощущение иного пространства. Мультиинструменталисты Владислав Леднев и Роман Новиков играют на диджериду, ханге, бендире, канджире и других редких инструментах, которые могут быть знакомы зрителям, если они бывали на аудиальной медитации, например.
Сноб: Вау! А с какими сложностями вы столкнулись во время работы над спектаклем?
Виталий-Марк Гладышев: Ох, проект проверял нас на прочность в самых неожиданных моментах. Может показаться по нашей беседе, что все шло идеально с самого начала, но, поверьте, это лишь ретроспективным взглядом так кажется.
Анна Верде: Да, будем честны, в процессе работы возникало много мелких непредвиденных трудностей, которые все время сбивали нас с курса. И в мелочах много всего поменялось, но от общей идеи, цели «Медитации» мы не отказались. Например, в течение года мы пытались собрать команду единомышленников и обращались к специалистам по совершенно разным вопросам: начиная от эскизов костюмов и сценографии, заканчивая музыкой к спектаклю. Илья — не первый композитор, к которому мы обратились, но первый, с кем мы сошлись в художественном видении спектакля. Самым сложным для нас оказался поиск не просто профессионалов в команду, а тех, кто с тобой на одной волне.
Сноб: Выходит, самая «проблемная» часть в работе над спектаклем обернулась для вас самой сильной стороной постановки?
Анна Верде: Да, верно. Режиссерско-постановочную группу мы искали очень долго. С кем-то даже начинали работать, но через несколько недель понимали, что не сойдемся. Только артистов не пришлось искать — ими выступили мои постоянные коллеги, с большей частью из которых мы уже сделали не один проект. В спектакле задействованы ведущие солисты балетной труппы Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, солисты театра Averdera и мультиинструменталисты Forest Jam Project.
Сноб: Что помогало вам преодолеть постановочные трудности?
Виталий-Марк Гладышев: Мне помогало держать в фокусе идею нашего спектакля. На пике нервного напряжения и физической усталости я говорил себе: «Слушай, мы же делаем спектакль с названием “Медитация”. Давай обращаться к медитации». И это помогало. Я вспоминал об основе медитации — присутствии здесь и сейчас — и старался смотреть на сложности без разделения на «хорошо» и «плохо», без лишних мыслей и суеты. Сам проект стал для меня процессом медитации. И этот опыт я заберу с собой и в будущие проекты. Тот спектакль, который мы показали, мне лично очень помог убрать ненужные слои и находиться здесь и сейчас.
Следующий показ «Медитации» в театральном центре «Вишневый сад» запланирован на 11 февраля.
Беседовала Елена Свиридова
Свежие комментарии