На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Контрольная на 4 часа? Так не бывает.Первокурсникам МФ...
  • Eduard
    Зачем?Накормите ее печеньем!Жительница Тирасп...
  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...

Как в России будут бороться с телефонными мошенниками

В России вводят новые меры против телефонных мошенников. На совещании у Владимира Путина правительство, Центробанк и силовые структуры обсудили «период охлаждения» для кредитов, «самозапреты», «дроперов» и ограничения на количество карт. Основные инструменты заработают с сентября. «Сноб» рассказывает, что изменится.

О чем говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина

Эльвира Набиуллина
Эльвира Набиуллина

Период охлаждения для кредитов

С сентября 2025 года вводится отложенный период между одобрением кредита и получением заемщиком денежных средств:

  • до 50 000 рублей — нет периода охлаждения;
  • от 50 000 до 200 000 — 4 часа;
  • свыше 200 000 — 2 дня.

«Этого времени часто бывает достаточно, чтобы человек вышел из-под влияния мошенника, посоветовался с родственниками и осознал, что от него требуют», — отмечает Эльвира Набиуллина. Если банк выдал кредит до истечения периода охлаждения, он будет обязан списать весь долг с заемщика.

Ограничения на выпуск карт

Центробанк считает необходимым ограничить число карт, оформляемых на одного человека, чтобы пресечь массовый выпуск «дроп-карт». Дропы или дроперы — это посредники, которые открывают на свое имя карты, обналичивают и передают похищенные деньги мошенникам. «Нормальному человеку не нужно 100 карт разных банков, — говорит Набиуллина. — Это не затронет права добросовестных людей».

Согласие родителей на открытие карт детям

Чтобы подростки не становились дроперами, родители должны давать согласие на выпуск банковской карты ребенку до 18 лет. Также они смогут получать выписки по операциям. «Это позволит своевременно вмешаться, если подросток попал под влияние мошенников», — объясняет Набиуллина.

Ответственность для банков и операторов связи

Операторы связи первыми «видят» мошеннические звонки, поэтому они, наряду с банками, будут отвечать за блокировку подозрительных вызовов. Предусмотрено создание общей информационной платформы, чтобы банки и операторы мгновенно обменивались данными о мошенниках. «Мы считаем, что такая система может стать значимым барьером для преступных группировок», — подчеркивает руководитель Центробанка.

По замыслу ЦБ, если оператор не заблокировал звонок мошенника, он будет обязан компенсировать ущерб пострадавшим гражданам. Аналогичная ответственность ляжет на банк, получивший предупреждающий сигнал от оператора, но не принявший мер.

Антивирусная защита банковских приложений

Теперь банк обязан защищать свое мобильное приложение от вирусов, которыми мошенники заражают телефоны граждан. Если пользователь дал согласие на установку специального антивирусного модуля, а банк не обеспечил безопасность приложения, украденные со счета деньги должны компенсироваться банком.

Личная ответственность топ-менеджеров банков

По мнению Набиуллиной, за утечки персональных данных клиентов «профильный зампред банка должен отвечать своей карьерой». Законопроект о введении такой персональной ответственности сейчас рассматривается Госдумой.

О чем говорил руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко

Дмитрий Григоренко
Дмитрий Григоренко

Запрет на использование зарубежных мессенджеров государственными организациями

Госорганы не используют мессенджеры, но, по мнению Дмитрия Григоренко, нужен еще и прямой законодательный запрет. «Смысл в том, что если звонок из банка или поликлиники поступит через мессенджер, у гражданина сразу будет повод серьезно насторожиться».

Обязательная маркировка звонков от организаций

Звонок от юридического лица (банка, госучреждения, оператора связи) будет отображаться на телефоне пользователя как название организации, а не незнакомый номер. «Если название не высвечивается, значит, вам звонят не из госоргана».

Запрет на получение SMS-кодов во время телефонных разговоров

Гражданин не сможет одновременно говорить по телефону и получать код для входа в личный кабинет Госуслуг или банковское приложение. «Мы хотим ввести запрет на получение подобных SMS во время разговора, чтобы человек должен был положить трубку». Вынужденная пауза в разговоре с мошенником должна, по замыслу Григоренко, помочь жертве проанализировать ситуацию и заподозрить обман.

Самозапрет на оформление SIM-карт

Новый сервис на Госуслугах даст возможность заблокировать выдачу SIM-карт на свое имя с возможностью последующей разблокировки. «Часто мошенники используют украденные персональные данные для оформления левых номеров. Самозапрет исключит такую схему буквально за пару кликов», – отмечает Григоренко.

Похожий сервис с самозапретом на выдачу кредитов действует на Госуслугах с начала недели — за четыре дня им уже воспользовались три миллиона человек.

Антиспам

Предлагается законодательно запретить массовые рекламные звонки, SMS-рассылки и любые способы «зацепить» гражданина под видом срочных уведомлений. «Самозапрет на такого рода рассылки — эффективный способ снизить поток фейковых сообщений», – считает зампред правительства.

Самозапрет на международные звонки

По словам Григоренко, «большая доля мошеннических звонков идет из-за границы». Если гражданин не ждет звонков из других стран, он может нажатием одной кнопки полностью блокировать входящие международные вызовы.

Расширение использования биометрии

Для дистанционного подтверждения личности при оформлении микрозаймов, выписок из бюро кредитных историй и других операций будет использоваться биометрия (скан лица). «Паролем можно завладеть, а лицо человека украсть невозможно».

О чем говорил руководитель Исполкома Народного фронта Михаил Кузнецов

Михаил Кузнецов
Михаил Кузнецов

Блокировка учетной записи на Госуслугах

Злоумышленники, получив доступ к учетной записи гражданина на Госуслугах, сразу меняют телефон, пароль и электронную почту, чтобы владелец учетной записи не мог ее восстановить. Кузнецов считает необходимым вводить «временную блокировку учетной записи, если одновременно меняются хотя бы два идентификатора». «В реальной жизни менять сразу и телефон, и электронную почту, и пароль практически никому не нужно».

Защита подростков от вовлечения в мошеннические схемы

Нередки случаи, когда мошенники используют детей и подростков как «курьеров» и «помощников». Предлагается выдавать детям с 14 лет дебетовые карты с ограниченным лимитом по согласованию с родителями и в обязательном порядке уведомлять родителей при обнаружении аномальных транзакций.

Регистрация сим-боксов и запрет на удаленную продажу SIM-карт

До 80% звонков совершается с «серых» карт и специальных устройств (сим-боксов) для массовой рассылки. «Мы настаиваем на законодательном закреплении обязанности регистрировать такие устройства и запрете на удаленную продажу SIM-карт», — говорит Кузнецов.

Масштабная информационная кампания

По данным Народного фронта, «40% граждан не знают, как защититься от телефонных мошенников». Предлагается централизованно запустить обучающие программы и социальную рекламу, особенно для пожилых людей и детей. «Широкое информирование — ключ к тому, чтобы люди перестали верить в “звонки из банка” и без раздумий переводить деньги преступникам», — подчеркивает Михаил Кузнецов.

О чем говорили генпрокурор Игорь Краснов и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин

Игорь Краснов
Игорь Краснов

Ответственность “дропов”

«Большинство “дропов” прекрасно осведомлены, что совершают преступления, работая за процент», — констатирует генпрокурор. Прокуратура добивается взыскания средств в судебном порядке с владельцев таких счетов и усиливает практику заключения под стражу лиц, занимающихся перевозкой и обналичиванием денег от обманутых граждан.

Контроль за ускоренной продажей жилья

Чтобы защитить жертв мошенников, которые берут кредиты под залог жилья, Генпрокуратура предлагает «регулирование деятельности риэлторов и приостановку регистрации сделок» в случае подозрений на мошенничество. Это снижает риск того, что человек потеряет квартиру.

Отягчающие обстоятельства при использовании ИИ

«Статья 63 УК РФ должна быть дополнена пунктом о современных IT-технологиях и искусственном разуме», — считает Александр Бастрыкин. По его мнению, если преступник применяет искусственный интеллект для взлома систем или для маскировки звонков, ответственность должна возрастать.

Александр Бастрыкин
Александр Бастрыкин

Создание Агентства по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству

Следственный комитет предлагает учредить специальное ведомство, которое станет единым координационным центром. «Агентство могло бы объединять профилактические задачи и вести учет всех пострадавших. На мой взгляд, это будет эффективно и не потребует больших затрат», — говорит Бастрыкин.

Единая информационная платформа

«Завтра же буквально надо создать единую платформу, — настаивает председатель СК, — чтобы по нажатию кнопки все участники видели, что происходит по конкретному эпизоду». Это позволит быстро блокировать счета, SIM-карты и телефонные номера, выявленные в ходе расследования.

Подготовил: Александр Юдин

 

Ссылка на первоисточник
наверх