На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

67 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Оказывается, по  этикету  ...Чтобы  выпить  чашечку  кофе,  надо  непременно  соблюсти  эти  требования  : пальчик  в...Культ стола
  • Лидия Санникова
    Депутатов жаба давит алименты на детей платить?В Госдуме предлож...
  • Наталья Середа
    Если власть будет для народа, а не для себя и своего клана, тогда и повода не будет ее критиковать и оскорблятьРоссиян начнут ли...

Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках

В новом выпуске «Пленки» Егор Спесивцев поговорил с актрисой Ириной Горбачевой о ее любимых фильмах, сковывающих амплуа и эзотерике.

Новый выпуск «Пленки» с Ириной Горбачевой доступен на страницах «Сноба» в социальной сети VK и на платформе YouTube

Ты помнишь свое первое киновпечатление?

Первое, что мне пришло в голову, — это «Храброе сердце», этот фильм я пересматривала очень много раз.

Когда я впервые его посмотрела, мне было лет десять, наверное. Я так рыдала. Это настоящий ор был. Наверное, это был первый фильм, который на меня произвел такое сильное впечатление.

А что впечатлило?

Ну, конечно же, Мэл Гибсон. Он красавчик во всех смыслах. Во-первых, он там действительно очень красивый. Во-вторых, он классный артист и великолепно сыграл. И, наверное, сама история про героя, который готов пожертвовать своей жизнью. Еще и так все показано — когда, прошу прощения за спойлер, кишки вытаскивают из живого человека. Для меня это было выше всяких ожиданий.

Естественно, до этого я видела и другие фильмы, что-то смотрела с кассет или по ТВ. Но эту кассету я пересматривала раз шесть или семь. Я специально ждала, когда мое впечатление немножко угаснет, чтобы я выдохнула, пожила с этим. И я сразу же поняла, что это сильное потрясение буду переживать еще много раз. Я даже не знаю, для чего мне это было нужно. Каждый раз, когда я смотрела этот фильм, я рыдала навзрыд. Может быть, я хотела, чтобы в следующий раз герой Гибсона остался жив.

В детстве кино работало на тебя сильнее, чем сейчас?

Мне кажется, в детстве восприятие в целом гораздо острее. Все новое, ты постоянно испытываешь какое-то потрясающее осознание. Плюс мы жили в другую эпоху. У нас не было такого доступа к информации, какой есть сейчас, такого количества фильмов и контента тоже не было. И потребление его было совсем другим.

Впечатления были ярче в связи не только с детством, но и со временем — это сто пудов. Потому что кино менялось и продолжает меняться. Мне кажется, что кино — это лакмусовая бумажка того, что происходит. Точно так же, как моя квартира — это лакмусовая бумажка того состояния, в котором я нахожусь. Если там бардак, то я четко понимаю, что и внутри у меня то же самое. Это значит, что я что-то не успеваю, не делегирую, не хочу с чем-то разбираться. С кино плюс-минус так же. То есть оно живое, оно живет своей жизнью за счет тех творцов, которые над ним работают.

Но если раньше сама профессия режиссера воспринималась как что-то невероятное — это творец, философ или поэт, писатель какой-нибудь, то сейчас каждый второй пишет, что он режиссер, актер, блогер и кто угодно еще.

То, что кино становится индустриальным, — это плохо?

Думаю, да. Конечно, я не очень глубоко осведомлена о том, что сейчас происходит, чтобы посмотреть все и сказать четко: «Это плохо». Но я эту тенденцию вижу уже давно: кино постепенно становится все более продюсерским. Все меньше и меньше остается чистого творчества. Я не знаю, где у нас можно снять кино, чтобы оно не было изначально заточено под потенциальный коммерческий успех.

Я недавно была на кинофестивале «Короче» — там, естественно, показывали много коротких метров. Я смотрела эти «коротыши» и сразу понимала, с продюсером они были сняты или все-таки дали возможность проявиться сценаристу и режиссеру. И разница была большая. Но в основном, конечно, кино становится очень коммерческим. 

Из-за этого, как мне кажется, вымывается высказывание, вымывается смелость — не то чтобы даже острота, а желание экспериментировать. Ставится задача: заработать денег. Причем хорошо бы не просто их заработать, а еще отбить все вложения, покрыть производство следующей картины и что-то оставить себе на жизнь. 

Ирина Горбачева
Ирина Горбачева

Отсюда такая мода на детские и подростковые блокбастеры?

Да, это мода. И как в моде теперь мы переходим из ниши в нишу. «Мы забыли — у нас же есть спортивные драмы!» — и все тут же начинают снимать спортивные драмы. Или: «Нам интересно про секс-индустрию во все века!» — и мы снимаем про таких проституток, про сяких, про более богатых, про менее богатых. То есть индустрия стала в целом более заточенной под моду, чего раньше, как мне кажется, не было. Индустрия теперь работает на производство контента. Что сделает какой-нибудь  контентмейкер, который посмотрит, допустим, на мою страницу в социальной сети? Он скажет: «Больше всего залетели вот такие ролики. Нужно выбрать эту четкую нишу и продолжать делать только такие видео». И у продюсеров мышление стало таким же. 

И у меня есть вопрос: «А зачем это?» Почему не попробовать что-то новое, не задать самим какие-то тенденции? Вместо этого мы выжимаем нишу до основания. Сколько возможно выжали, перестали зарабатывать — идем дальше. Мне от этого печально.

Работа в таких больших, коммерческих проектах отличается от работы в авторском кино? 

Это абсолютно разные процессы, разные подходы. Фильмов вроде той же «Аритмии» становится все меньше и меньше, потому что они приносят меньше денег. Я уже не понимаю, как такое кино снимали раньше. Может, это меценатство уходит, уходят искренние фанаты профессии, которые раньше могли бы сказать: «Пусть мы не заработаем, зато мы снимем классное кино, мы расскажем эту историю». 

Мне кажется, сегодня появился новый формат таких «компромиссных» проектов, где режиссер преследует какую-то свою цель, а сам продукт остаетсяотносительно массовым. Как с «Воздухом» Германа или «Чистыми» Хомерики.

Я тоже это ощущаю. Я пока не могу говорить про один проект, потому что он еще даже не запустился. Но я читала его сценарий, и сперва мне показалось, что это некая сказка, метафора — а она все раскручивалась и раскручивалась. Я думала: «Куда вы ведете? К чему вы клоните?» И развязка меня прямо поразила. Она дала какой-то совсем другой взгляд на то, что происходило по сюжету ранее. 

Это было такое высказывание на тему страха коммуницировать друг с другом. О том, насколько важно этот страх в себе перебороть и начать говорить открыто. И еще очень важно, с каким намерением ты это делаешь. То есть если ты идешь «с кулаками», пытаешься что-то завоевать, доказать, то ты вряд ли будешь услышан. И этой теме в фильме дают неожиданный ход, хотя сам контекст — абсолютно понятная приключенческая история, сказка.

Это как с советской детской литературой — когда в сказке можно больше и свободнее говорить о тех вещах, которые «для взрослых» не напечатать.

Да, очень похоже на то. 

Ты по этой причине сейчас чаще выбираешь детские проекты? У тебя недавно были «Бременские музыканты», скоро будут «Огниво» и «Алиса в Стране чудес».

Просто не так уж много интересных историй ко мне приходит. Играть то, что уже было мною сыграно, мне не очень хочется. Даже если придет неплохой сценарий, я буду думать: «Ну, блин, ну все уже!» Та же тема инфантилизма мне уже не суперинтересна. Играть инфантильного героя в очередной драме, где муж, жена и все такое, я не хочу. Хотя в «Алисе в Стране чудес» тоже есть такая драма между мужем и женой. И она, на самом деле, вечная, этот конфликт будет интересен зрителю до тех пор, пока супруги существуют, пока существуют семейные отношения. Но я от него немного устала.

Поэтому мне намного интереснее игровая история. Те же «Бременские музыканты» — это была для меня первая большая работа с музыкой и пластическим гримом. Мне предложили сыграть животное — это, конечно же, по-актерски меня захватывает. Плюс  мы снова работали с Лешей Нужным (режиссер «Бременских музыкантов».  — Прим. ред.), и сразу было понимание, что это, наверное, будет что-то прикольное. Поэтому на выбор ролей влияют и сценарий, и актерская задача, и то, с какой командой я работаю. «Алиса» — это тоже такой проект, где вроде бы и реальная жизнь, и Зазеркалье. Можно сыграть просто маму, а можно — Черную Королеву. 

И это вау! Это очень классно. Потому что я клоун по жизни. Внутри меня очень много этой клоунской природы. И я понимаю, что очень мало материала, где я могу этого клоуна вытащить, сыграть остро характерного персонажа. Поэтому я иду в детские фильмы. Но не только потому, что персонаж характерный, — мне интересна история, мне интересен конфликт, мне интересна тема и возможность на эту тему высказаться. 

«Алиса в Стране чудес» основана, насколько я понимаю, не на оригинальной истории Льюиса Кэрролла, а на ее переложении от Владимира Высоцкого. Фильм будет сильно отличаться от той «Алисы», которую мы ожидаем увидеть?

Да, конечно. Это наша интерпретация, особенно это касается главной героини, Алисы. Там есть два пространства: Алиса в реальной жизни и Алиса в Зазеркалье. У  Кэрролла это была история маленькой девочки в мире фантазий, и главный вопрос там в том, приснилось ей это все или не приснилось. А в фильме мы больше концентрируемся на ее переживаниях, ее рефлексии. Мы скорее исследуем то, как она через свой внутренний мир воспринимает мир вокруг. И в этом мире все происходит по-настоящему, он реален. Книги «Алиса в Стране чудес» там не существует.

Ты упомянула, что «инфантильные» истории тебе уже не интересны. А что тебе сегодня хотелось бы сыграть?

Пока мы готовились к съемке, я вспомнила фильм «Рецепт любви». В прошлом году он получил ветвь на Каннском фестивале. И для меня это фильм, который просто не с чем сравнивать. Там поэтически рассказана история любви через готовку. Я плакала еще до того, как началась вообще вся драма, — от эстетики, от красоты, от того, как это тонко передано. Если бы меня позвали в подобный проект, это был бы восторг.

Конечно, интересно играть сложных персонажей, исторических героев и других необычных личностей. Но в этом фильме такая простая и красивая история любви, она так тонко рассказана, что мне сразу хочется такого кино. У нас пока нельзя даже представить себе, что кто-то предложит: «О, а давайте про лучшего шефа сделаем!»

Еще меня уже довольно давно зацепил сериал «Что знает Оливия?» с Фрэнсис Макдорманд. Там есть все и сразу: вроде бы и драма, и какая-то характерная история с элементами комедии, мелодрамы. То есть такое смешение жанров. И хотя герои простые, диалоги там очень классные. То, как эти герои живут, передано очень точно. Сами эти персонажи, их характеры прописаны просто невероятно.

Среди российских сериалов есть какие-то проекты, которые тебе интересны? Мне кажется, у нас есть проблема с тем, что новых шоу выходит огромное количество, привычка смотреть контент на онлайн-площадках есть, но чаще всего забываются эти проекты уже спустя пару месяцев после выхода.

Сразу скажу, что я не очень сильна в контексте российских сериалов. Но я знаю, что сейчас выйдет сериал «Амура» с Аленой Михайловой — я видела его трейлер, и мне показалось, что это будет что-то интересное. Там две сестры-близняшки, одна из них живет во Владивостоке, она боксер или что-то вроде того, а вторую сестру кто-то когда-то увез в Японию. Там она пропадает — и ее сестра-борец хочет ее найти. 

Потом оказывается, что эта сестра была связана с какой-то японской мафией — и дальше начинается экшен, она пытается найти свою сестру и вызволить ее из Японии. По картинке и по нескольким сценам из трейлера мне показалось, что это интересно.

Я сейчас почти обо всем сужу по трейлерам. Если меня не цепляет трейлер, я не смотрю, и так происходит чаще всего. Меня особенно не интересует рефлексия по советскому времени, про бандитов или про музыкальные группы. Я просто смотрю: была такая группа, была группа такая, такая была, еще вот такая — ну, окей. 

Алена Михайлова в фильме «Амура»
Алена Михайлова в фильме «Амура»

Ты понимаешь, откуда сейчас такой интерес к 1980-м?

Рефлексия по прошлому периодически накрывает всех. Хотя я не понимаю, в чем там романтика. Для меня там романтики нет. Мне в принципе сложно романтизировать этот период, достаточно тяжелый в жизни моих родителей, и вытаскивать оттуда какие-то отдельные штучки, где и музыка будет, и любовь, и что-то еще. Чаще всего эти проекты все равно превращаются в ностальгию по прошлому. Я не говорю про «Слово пацана», но почти всегда получается такое «Радио Ностальгия». Может быть, мы пройдем этот период и благодаря этому пойдем дальше. Как будто бы иногда надо сначала сделать один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.

Пока я готовился к интервью и смотрел твои последние работы, у меня появилось ощущение, что кино для тебя — один из видов медийной активности, а каких-то серьезных проектов типа «Аритмии» ты теперь сторонишься.

Нет, для меня кино — это всегда история «по любви». По крайней мере, я именно с таким настроем стараюсь туда заходить. Да, была «Аритмия», но был и фильм «Дыхание». У меня были и комедийные роли, и драматические. Если взять их в соотношении, то драматических ролей окажется гораздо больше. Там есть и «Аритмия», и «Чики», и «Тренер». Даже если брать какие-то ранние фильмы типа «Я худею» или «Громкая связь», моя героиня там все равно драматическая. 

Кадр из сериала «Чики»
Кадр из сериала «Чики»
Кадр из фильма «Дыхание»
Кадр из фильма «Дыхание»

Возможно, дело в том, что существует уже очень конкретный образ Ирины Горбачевой — веселой, нарочито позитивной девушки, которая зажигает пространство. И этот стереотип о тебе из медиа переходит в кино — я вместо твоей героини продолжаю видеть эту маску, «блогера Ирину Горбачеву».

Мы недавно с кем-то разговаривали про понятие «суперсилы», друг у друга спрашивали, в чем наша суперсила. И я сказала, что я — зажигалка, я заводила. Я это правда ощущаю своей суперспособностью. Куда бы я ни заходила, я могу завести человека — не только в позитивном ключе, я могу из него и какую-то драму достать.

И в кино так же — мне всегда интересно смешение жанров, я не люблю чистые жанры, когда драма на драме и драмой погоняет. Мне в этом немножко несвободно. Что касаемо амплуа, здесь мы возвращаемся к продюсерской истории. Предположим, нам надо очень быстро снять фильм, в сжатые сроки. Чаще всего продюсеры обращаются к уже готовому амплуа, готовому типажу. «Так, кто сможет сыграть такого яркого, харизматичного комедийного персонажа, чтобы в нем еще и драма была? Бурунов!» И мы будем долбить Бурунова, чтобы он эту роль сыграл, пока он не скажет «нет».

Мы задумаемся: «Кто тогда?» И будем искать производные от типажа, который запомнился наиболее ярко. А чтобы самому этот типаж придумать, что-то сделать с актером, нужны не просто силы — нужно владение профессией режиссера. Для меня режиссер — это человек, который может не только взять камень и придать ему красивую форму, но и в то же время зажать его в очень жесткие рамки. Потому что только так этот камень будет блестеть со всех сторон и не проваливаться. Важно видеть природу артиста, его сильные и слабые стороны. Но на это нужны умения, талант и время.

Сегодня есть такие режиссеры?

Абсолютно точно. Но вот дают ли продюсеры такую задачу режиссерам? И дают ли им достаточно времени, как это было, например, в «Аритмии»? Боря Хлебников искал артистов пять месяцев. Когда меня через четыре с половиной месяца позвали на вторые пробы, я была уверена, что фильм уже сняли — настолько интенсивная была гонка в индустрии, что ты даже подумать не мог, что столько могут смотреть актеров. 

Яценко Боря вообще не хотел пробовать. Он уже хотел снимать фильм вообще без этого главного героя, потом все-таки попробовал и взял Яценко. Но опять-таки Боря искал артистов под роль, чтобы тебе не надо было ничего играть. Ему нужен был готовый артист, который один в один сможет сыграть себя. На тот момент я реальная от своего образа в «Аритмии» отличалась процента на два максимум. 

И дальше актера так и воспринимают — вот уже есть готовый костюмчик, который сейчас придет и сам все сделает. И мне присылают именно такой материал. Я ж не хожу и не спрашиваю: «А чего этот режиссер сейчас делает? А что он снимает? А дайте почитать его сценарий. Я могу сыграть эту роль! Позовите меня!»

Кадр из фильма «Аритмия»
Кадр из фильма «Аритмия»

Получается, актеры в принципе ничего не играют? Сначала они просто в кадре являются собой, а потом их уже воспринимают как готовый типаж. Есть, наверное, какие-то актерские нюансы, но зрителю они скорее незаметны.

Для меня это всегда игра. Но это действительно какие-то мелкие нюансы, которые кто-то может увидеть, а кто-то проигнорировать и сказать: «Она везде играет плюс-минус одно и то же». Если бы это был чуть более глубокий разбор, люди бы увидели, что разные персонажи сделаны по-разному. 

Другой момент, что так иногда работает индустрия: увидели меня в каком-то новом амплуа, и это новое амплуа (например, героини, у которой несчастная любовь с мужем) попадает кому-то в сердечко. И со временем я начинаю видеть, что я раз сыграла эту несчастную любовь, два сыграла, три сыграла. И предложения стали приходить именно на эту тему. То есть раньше я была заложником комедийного амплуа, какого-то травести, а теперь стала заложником амплуа в сюжете.

И тут уже зритель чаще обращает внимание на внешние, а не внутренние нюансы. Типа: «Тут она с такой прической, здесь она в очках, а здесь без очков, а здесь она более деловая, здесь менее деловая». То есть считывают в первую очередь такие яркие детали. А психофизику актера мало кто видит. И мне самой поэтому всегда интереснее смотреть на артистов, которые внутри все проживают, а не внешне.

Если отойти от кино и говорить исключительно о твоем медийном образе — он как-то поменялся с 2017 года? Налагает ли он на тебя какие-то обязательства — условно, быть веселой для окружающих, когда тебе самой не до веселья?

Прикольно. Слушай, не то чтобы налагает, но я точно трансформировалась. И мне бывает нужно заново себя иногда переосмыслить, это точно со мной происходит. Та Ира, которая была, допустим, в 2016 году, когда все только начиналось, и я сейчас, в 2024-м — это два абсолютно разных человека. Поменялась ли я внутри медиа? Точно да. Осталась ли во мне что-то от прежней меня? Да, но это часть меня. Я не могу сказать, что я настолько изменилась, чтобы вообще не шутить, например. Мне просто стали интереснее какие-то другие темы, философские или какие-то еще.

Появилась рефлексия. Я стала рефлексировать на самые разные темы, которые меня трогают. Но здесь опять-таки есть определенный формат, разных социальных сетей. Я там — это 10% от меня максимум. Я, конечно же, хочу, чтобы там тоже происходила трансформация, и она там происходит, но по законам того жанра, в котором там все существует. Прийти и просто ломать его было бы странно. И так же странно было бы сказать, что в Instagram* и Telegram одна и та же аудитория, одна и та же подача.

В Telegram я могу смотреть длинное видео. В Instagram* я не могу смотреть видео длиннее пяти, а то и двух минут, мне становится неинтересно. Мой Telegram-канал уже мог бы называться «мои голосовые» — я там записываю сообщения по 15, по 19 минут и разговариваю с аудиторией как с другом или с подругой в формате аудио. И там я больше говорю о том, что меня сейчас трогает, заботит или выбешивает. 

Я поднимаю какие-то темы — например, терпение и «терпилы». Что это такое, в чем разница, как это было у меня. То есть я делаю какие-то такие маленькие подкасты, и там я транслирую именно то, какая я сейчас. Но соцсети разные. Из 19 минут в Telegram нужно сделать одну минуту в Instagram — четкую и понятную выжимку, чтобы цепляло. Даже если человеку близка тема, он просто не будет меня слушать так долго.

В нескольких интервью, когда заходил разговор об эзотерике и духовных практиках, ты говорила, что мир устроен сложнее, чем мы думаем. Что есть какие-то процессы, я бы сказал магические, которые большинство людей отказывается воспринимать. Почему тебе в них хочется погружаться? 

Потому что я вижу, как еще вчера я думала, что мир устроен «вот так», что в природе все происходит по каким-то одним правилам. И потом вдруг делают какое-то открытие — и оказывается, что квантовая физика рассказала нам про что-то еще. А открытие в биологии рассказало еще о чем-то. И мир оказывается устроен немножко по-другому, нежели чем я представляла. То есть для меня это новые знания, еще один способ постижения мира и узнавания его граней, какие они есть и есть ли они.

Раньше я, допустим, воспринимала мир как набор ограничений, а сейчас я понимаю, что ограничены только мои знания о мире. То есть не меня ограничивает этот мир, а я сама отказываюсь воспринимать. Я привыкла думать, условно: «Это — твердое, это — нетвердое». А может быть все наоборот. Изучать этот мир для меня очень важно.

И точно так же я думаю, что после смерти что-то есть. По факту я не знаю, твердой уверенности нет. Есть люди, которые что-то видели, клинические смерти прожили. Сколько людей рассказывают о каких-то своих опытах и практиках, монахи, например. Все это — это же тоже часть нашего мира, да? И мне это просто больше откликается. Уверена ли я в этом? Нет. Сомневаюсь ли в этом периодически? Абсолютно точно да.

Нет ощущения, что это такая форма эскапизма? Ты как бы удаляешься от условностей материального мира в поисках невероятных ответов, хотя ответы, скорее всего, самые простые: то, что мы видим, — это все, что есть.

Знаешь, мне все время хочется на эту тему подискутировать, но я в то же время понимаю, что все настолько зашито в материальный мир, что это становится трудно. Вот откуда приходят идеи? Что такое идея? Как она пришла в твою голову или в мою голову? У меня не было этой идеи, не было этого ощущения — и оно возникло. Как?

Интуитивно.

А что такое интуиция? Что это за внутренний голос, который тебе что-то подсказывает и его подсказки потом подтверждаются? Когда думаешь: «Блин, я так и думала, не надо было». Или наоборот: «Я чувствовала, что так произойдет, и оно произошло». Что это за тонкая материя, откуда она происходит, куда она? Ну, как это происходит?

Но ведь смысл интуиции в том, что ее объяснить нельзя и не нужно. Это твое предчувствие, ты ему доверяешь или не доверяешь — но как-то сам. А у тебя есть мастер, учитель, который тебя по этому пути направляет. Вот это мне уже непонятно: зачем доверять свое интуитивное другому человеку?

Я доверяю себе, своему восприятию и своей внутренней чуйке. Для меня точно существует какое-то «рацио», разумное начало. Когда я решаю: «Стоит мне так делать или не стоит? Нужно мне это или не нужно?» И это «рацио» может спорить с моим внутренним ощущением. Типа: «По логике надо бы туда сходить, с этими людьми надо бы познакомиться, потому что это важно». А другая часть меня говорит: «На хрен. Вообще не хочу». И потом я прихожу туда, куда не хотела — надо же проверить, не стану же я просто доверять какой-то чуйке? Надо попробовать, потрогать, посмотреть. Я прихожу, начинаю взаимодействовать и через время думаю: «Я же чувствовала, блин! Я знала, что именно так произойдет, и именно это происходит».

Но мы ведь и сами себя настраиваем на такое отношение.

У меня был разный опыт. Иногда я не настраивала себя ни на что, отметала все эти мысли, и ничего не происходило. Так тоже бывает. Но всегда есть два этих начала — чуйка и ум. И важно понимать, что тобой руководит. Что такое ум, «на чем я сейчас?». И для этого нужно понимать, какой у них язык, как говорит чуйка, как говорит ум.

Как только я начинаю эту торговлю с собой, сразу появляются слова: «Мне надо, надо туда пойти, надо сделать так, чтобы потом сделать этак». А желания нет. И я в таких случаях доверяю все-таки своему желанию, потому что уже накопился определенный опыт, когда я поступала против своего естества и потом очень сожалела об этом.

Я даже в картинах некоторых так участвовала. Я понимала, что я прихожу и все — не хочется с этим режиссером работать, мне на фиг это вообще не надо. Это просто не моя история. А «рацио» начинает: «Ну, подожди, подожди. А может, дадим шанс? А может быть, ты не так думаешь?» И начинается вот эта торговля. И меркантильность просыпается в том числе. И я из этого компромисса выхожу кишками наружу.

Как в «Храбром сердце». А что все-таки делает твой мастер и почему ты решила ей доверять?

Давай так: не что делает мастер, а кто такой мастер. Это мастер практик и медитации. То же самое, что учитель в школе. Как можно прийти в школу и довериться этому учителю? Как можно прийти в институт и довериться этому преподавателю? Как можно прийти к врачу и довериться ему?

У врача диплом есть. 

А то, что он реальный, хороший врач — как ты поймешь? 

Это уже сложнее, но я по крайней мере буду уверен, что он, если меня разрежет, сошьет обратно.

Здесь так же — человек прошел какие-то определенные практики, съездил в Тибет. Просто это метафизические вещи, ты не можешь их пощупать и потрогать. Вот в чем фишка. И мастер — это мастер жизни. Это человек, который имеет огромный опыт не просто жизненный, а еще и в практике медитации, разговорах с людьми и проживании какого-то опыта, который иногда невозможно пощупать. И я это знаю. То есть со мной это происходило — и диплом по этому поводу получать было бы странновато. Какой диплом ты можешь получить в церкви? Хотя батюшка может учиться, естественно, в церковно-приходской школе. И получить какие-то навыки, знания. Но это другое.

Это действительно объемная тема, и чтобы в ней разобраться, нужна обстоятельная беседа. В формате 10–15 минут что-то доказывать бесполезно. Или, знаешь, рассказывать, зачем мне нужен учитель. Да мне надо — и все. Я в этом чувствую такую потребность. Мне так надо. Не надо вам — и пожалуйста. Уговаривать никого не буду. И объяснять, откуда я знаю, что там существует, тоже. Не существует? Да по барабану. Вам не нравится? Считайте, что ничего не существует. Что после жизни нет ничего, что нет души или еще чего-то. Супер. Мне от этого ни тепло, ни холодно.

Принимается. У тебя выходит фильм «Говорит Земля!» — что это за проект?

Это такая комедийная утопия или экологическая комедия, такой вот новый жанр. По сюжету Земля подошла к своему логическому концу. У нее есть свой голос, и этот голос услышал единственный человек на земле — шахтер, которого играет Антон Филиппенко. А я играю девушку-эколога, которая говорит, что она тоже слышит Землю, что она чувствует, какая у нее боль и как ей надо помочь, что надо ее спасти.

Каждый герой в этой комедии сталкивается с вопросом: «А чего на самом деле хочешь ты?» И каждый герой по-новому себя проявляет именно за счет того, что начинают тикать часики. А еще это история о том, как поверить человеку, который слышит Землю — не сумасшедший ли это человек?

Это нам близко. Ты говорила, что от многих проектов отказываешься — почему согласилась на этот?

Это просто интересная история. По сравнению со всем остальным, что приходит, она необычная. Интересная же штука — «шахтер слышит землю и пытается ее спасти». По-моему, прикольно. Еще и персонаж интересный, девушка-эколог — тоже немного инфантильная, но все равно. И я подумала, что в этот материал я бы пошла. Да, это комедия, там не какая-то суперглубокая история, но в конце фильма она меня прямо зацепила, я даже прослезилась, когда смотрела. Прикольно, что это получилось. 

Ирина Горбачева и Александр Пашутин на съемках фильма «Говорит Земля!»
Ирина Горбачева и Александр Пашутин на съемках фильма «Говорит Земля!»

Последний вопрос: есть ли у тебя какое-то главное воспоминание, впечатление или поворотный момент в жизни, к которому ты периодически возвращаешься, чтобы с собой синхронизироваться или лучше себя понять?

У меня такое ощущение, что вся моя жизнь соткана из таких моментов. Правда, она настолько насыщенная на повороты и на изменения от каждого человека, от каждой встречи. У меня сейчас реально в голове калейдоскоп, причем из разных событий — и из приятных, и из неприятных, которые меня куда-то по этой тропинке поворачивали. 

Я назову встречу с мастером моего курса, Овчинниковым Родионом Юрьевичем. Для меня это еще с прослушиваний был какой-то волшебный момент. Мастера очень редко сидят на прослушиваниях, они обычно приходят только на третий тур и на конкурс. Чаще этим занимаются педагог на курсе или студенты, но он там был с самого начала. 

Я пришла к нему в спортивном костюме, с пирсингом, с крашеными белыми волосами, с отросшими корнями. Я не поступила никуда. В ГИТИСе меня скинули, в «Щепке» (ВТУ им. М. С. Щепкина — прим. ред.) сказали: «Девушка, мы бы хотели, чтобы вы свою энергию потратили в каком-то другом заведении». Я тогда не понимала, что это такой тактичный отказ. И они меня пропустили на второй тур, а со второго тура уже скинули. Мне кажется, если бы Родион Юрьевич лично не ходил на все прослушивания, я бы и в «Щуку» (Театральный институт имени Бориса Щукина. — прим.ред) не поступила. Возможно, моя жизнь пошла бы как-то по другому.

И он точно так же вел наш курс, очень личностно. Есть такие педагоги, не в укор будет сказано, которые только выпускают четвертый курс — и сразу же набирают первый. Мало кто берет даже год на то, чтобы не набирать, или два, или три, или четыре. Хотя есть и такие. Вот у Родиона Юрьевича был один курс, и он сказал: «Все, это мой первый и последний курс». Он немножко максималист, его еле-еле уломали набрать еще один раз. А первый курс у него был талантливым. И, когда он набирал второй курс, то есть наш, он сказал: «Все. Вот тот был первый, а это будет последний».

После этого он больше не набирал. Мне от этого, конечно, печально, потому что он потрясающий педагог и потрясающий человек. Добрый, внимательный, чуткий, веселый, солнечный человек, который никогда не пытался тебя сломать. Лучше, чем с ним, мне не было ни с кем. Ни с одним театральным режиссером. Ни с кем я не работала легче. Настолько он под артиста проминал материал. «Тебе неудобно? Чувствую, неудобно. Давай, возвращайся». Перед ним нестрашно было лажать — потому что ты всегда в безопасности. 

Твою роль он помогал ткать прямо на тебе, как портной. И он никогда не оставлял тебя на произвол судьбы. Лучшая моя работа в театре — это была Жанна д'Арк, и это была его работа. Я до сих пор играю студенческий спектакль, который называется «О любви и дружбе», его тоже поставил Родион Юрьевич Овчинников. И это одна из моих любимых ролей. Мне там очень свободно и легко, несмотря на то что уже прошло 12 лет. Я там расту, развиваюсь, и мне до сих пор есть что играть.

Беседовал Егор Спесивцев

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх