На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Мне почему-то на ум другое название этого цвета приходит😏Шоколадный мусс: ...
  • Россиянин
    Ищет смерть. С таким же успехом можно броситься по поезд.В Италии спасли з...
  • Нина
    Лучше бы своих правителей отправили в приюты, тогда бы и сами зажили сытно.  Идиотизм шагает по европам.Жители Финляндии ...

Интервью с куратором Моникой Норс

В Музее истории Выксунского металлургического завода открылась выставка «Путевые заметки. Дорога». Это первая из четырех частей цикла. В дебютную экспозицию вошли произведения классиков и молодых авторов российского искусства из коллекции Ирины и Анатолия Седых. «Сноб» пообщался с куратором проекта Моникой Норс о выставке, метафоре пути в коллекционировании и профессии куратора.

Экспозиция выставки «Путевые заметки»
Экспозиция выставки «Путевые заметки»
Моника Норс
Моника Норс

Чем обусловлен выбор работ — почему классики и новые имена, например, Эрик Булатов и Ася Заславская, стоят рядом в одном пространстве? Какой между ними диалог?

Проект «Путевые заметки» мы делим на четыре выставки не просто так. Мы погружаем зрителя в коллекцию семьи Седых постепенно — не арендуем ангар, не наваливаем на посетителя кучу информации сразу. Это планомерное знакомство с их собранием. Все выставки будут объединены единой логикой, мы как бы показываем кино в четырех частях. «Дорога» — это первое соприкосновение с коллекцией. Здесь мы рассуждаем не просто о дороге или пути, а о смежных вещах — например, о сборах в этот путь, знаках, которые путешествие нам принесет.

Каждое произведение — самодостаточно. Его можно экспонировать в одиночку в одном зале, и оно уже расскажет множество историй. Всех авторов объединяет то, что они рассуждают на темы, которые остаются вневременными: дорога, путь, память, эмоциональное переживание, внутреннее состояние. Они не вступают в диалог друг с другом, а скорее по очереди рассказывают определенные истории, выстраиваются в линию. Мы начинаем наш зрительский путь с работы Ильи Кабакова «Пустая картина», и дальше идем по часовой стрелке.

Выставка, основанная на коллекции семьи Седых, формировалась несколько десятилетий. Но фокус на современное искусство — в нашем случае это период с конца ХХ века и начала XXI века — появился у коллекционеров уже после того, как в Выксе начал проходить фестиваль «Выкса / Арт-овраг». Он появился в 2011 году по инициативе Ирины Седых и при поддержке Объединенной металлургической компании, в которую входит Выксунский завод ОМК. В Музее истории Выксунского металлургического завода и проходят «Путевые заметки».

Экспозиция выставки «Путевые заметки»
Экспозиция выставки «Путевые заметки»
Экспозиция выставки «Путевые заметки»
Экспозиция выставки «Путевые заметки»

Показать всю коллекцию семьи Седых в рамках «Путевых заметок» не получится?

Нет, здесь только часть коллекции, и даже следующие выставки не вместят всех вещей из собрания. Хотя, конечно, было бы здорово и дальше работать с ним. Коллекция ведь всегда пополняется. Имена художников, которые находятся в собрании Седых, конечно, будут повторяться, но все работы будут разными, за исключением одной — «Пустой картины» Ильи Кабакова. С нее мы начали цикл, и ей же его закончим.

Кабаков написал текст для расширенного каталога к выставке «Тотальное просвещение. Московское концептуальное искусство. 1960—1990», которая прошла во Франкфурте в 2008 году. Там он говорит о том, что для него значит пустота, и приводит совершенно замечательную аналогию с путешественником, который выходит из поезда. Он покидает вагон, идет по станции, вглядывается в окно купе, в котором сидел, — а там ничего нет. То есть пустота — это не столько место, которое вот-вот должно быть заполнено, а сумма вообще всех его эмоций, переживаний и всего окружающего. 

В рамках концепции «Путевых заметок» мы рассматриваем работу Кабакова и как символ всего пройденного, и как намек на что-то новое.

Илья Кабаков, «Пустая картина», 1985 год
Илья Кабаков, «Пустая картина», 1985 год

Тебе, как куратору, сложно работать с частными коллекциями?

Ну, делать выставку на базе частной коллекции — это все-таки вызов. Недавно я общалась на эту тему со своей близкой подругой, искусствоведом и арт-дилером Натальей Горленко. Она совершенно точно подметила, что такой труд — это искусство ограничения. То есть у тебя имеется определенный набор предметов, с которыми ты работаешь, выстраиваешь на основе этих предметов определенную драматургию, чтобы человек пришел и погрузился в некое повествование. Передо мной стояла задача отобразить многоликость и разноплановость коллекции, показать, что в ней есть и большие имена, и молодые авторы.

Просто так развешивать картинки и показывать их исключительно как элементы собрания в нашем случае, пожалуй, было бы не самой правильной тактикой. Все-таки мне хотелось рассказать, главным образом, историю, которая откликается у нашего зрителя. А наш основной зритель — это житель Выксы. 

Владельцы коллекции тоже профессионально и душой связаны с этим городом. Здесь продвигают современное искусство: ежегодно проходит «Выкса-фестиваль», создается новый паблик-арт и муралы, работает культурный центр «Волна» и пространство «ExLibris», недавно запущен продюсерский центр «Выксадром», а в арт-резиденцию «Выкса» постоянно приезжают художники. Она уже стала одной из самых известных и значимых на художественной карте России.

Если в Выксе полно мест для презентации современного искусства, почему выбор пал именно на Музей истории Выксунского металлургического завода?

Потому что это коллекция музейного уровня — и на мой взгляд, и объективно. И с учетом этого статуса, и даже технически, она должна выставляться в пространстве, где есть необходимые для произведений условия, например климат. Вообще, даже с исторической точки зрения, частные коллекции часто становятся базой для открытия музеев. Если мы посмотрим в прошлое, сразу найдем примеры — Третьяковская галерея в Москве, Музей Уитни в Нью-Йорке… Так что это осознанное, большое решение коллекционеров — показать работы музейного уровня в музее, тем самым еще раз подчеркнув их статус.

Давай вернемся к дорожной теме. Откуда взялся такой мотив? Как связаны коллекционирование и дорога в контексте проекта?

Все очень просто. Мы пытаемся порассуждать о том, что такое художественное собрание — это ведь вещь меняющаяся, это живой организм и бесконечный процесс, который живет и развивается вместе с коллекционером. И тема пути как раз раскрывает одну из граней коллекции, объясняя, что собирательство как таковое — это не конечный пункт назначения, а все-таки процесс, иными словами, путь. 

Как я уже говорила, в «Дороге» мы погружаем человека в коллекцию, а затем, с помощью дорожного мотива, рассуждаем о том, что такое собрание и через что проходит коллекционер в процессе собирательства.

Вторая часть цикла, «Перекресток», будет про выбор и возможности — на этапе коллекционирования у тебя всегда есть опция пойти налево или направо, сделать шаг вперед или отойти. Далее «Привал» — метафора остановки. Любой коллекционер в какой-то момент замедляется и делает передышку, чтобы переосмыслить и структурировать уже собранное. Замыкает цикл выставка «Возвращение» — это намек на цикличность собирательства и вечную работу коллекции, которая, как я уже говорила, представляет собой постоянно работающий механизм.

Иван Чуйков, «Окно XV», 1980 год
Иван Чуйков, «Окно XV», 1980 год
Эдуард Гороховский, «Невесомость», 2024 год
Эдуард Гороховский, «Невесомость», 2024 год
Эрик Булатов, эскиз к картине Stop, 1988 год
Эрик Булатов, эскиз к картине Stop, 1988 год

Тебе было сложно «поженить» все эти условия? И метафоричность, и ограничение в выборе работ — коллекция, может, и большая, но и у нее в текущем моменте есть свои границы.

Я очень долго готовилась — нужно было изучить каждую работу, контекст, в котором она была создана, а значит, углубиться в биографии художников. Мне в этом деле помогли каталоги, в особенности тогда, когда автора уже нет в живых и ты не можешь с ним связаться. Скажем, Асе Заславской или Никите Макарову я могла позвонить и попросить рассказать о работе чуть больше — это значительно упрощает задачу. 

Труд потомков Юрия Злотникова «У истоков Сигнальной системы» мне тоже очень помог. Это неоценимое вложение в наследие Злотникова, которое мне безумно пригодилось и вообще позволило понять принцип работы художника, его идеи. Спасибо и Сергею Попову, который занимается большим делом — составляет и выпускает обширные каталоги, в которых можно найти критические статьи и размышления художников.

Но когда каталогов нет, а художник уже нас покинул — это усложняет дело. Была такая ситуация с холстом Анны Андреевой. Я обнаружила там пометки карандашом — какие-то галочки, букву «б»… Думала, господи, что же это такое? А потом вспомнила, что она работала с тканью, и все это были как раз эскизы для ее тканей — возможно, эти странные пометки как-то связаны с печатью? Написала своей знакомой художнице Алене Ковалли, которая тоже работает с тканью. Мы провели расследование и пришли к выводу, что «б» — это «белый», а стрелочки указывают на куски, которые художница должна была залить белой краской. Таким образом, мы сделали вывод, что холст, который перед нами, не завершен. И это настолько волшебный момент, когда ты находишь что-то, разгадываешь подсказки. Настоящий арт-детектив.

Ася Заславская, «Тому, кто одолеет», 2024
Ася Заславская, «Тому, кто одолеет», 2024
Юрий Злотников, из серии «Сигнальная система», 1957-1962 годы
Юрий Злотников, из серии «Сигнальная система», 1957-1962 годы
Юрий Злотников, из серии «Сигнальная система», 1957-1962 годы
Юрий Злотников, из серии «Сигнальная система», 1957-1962 годы

Исследование — это тоже путь. Кажется, тема дороги и путешествия тебя преследует.

Есть такое (смеется). Я — отчаянный путешественник, побывала в 56 странах, моя география включает такие неочевидные локации, как, например, Пакистан, Сирия, Мозамбик, Бруней. Путешествие и дорога — это вся моя жизнь, ее смыслообразующая единица. У меня вырисовывается собственный проект ATLAS — вот-вот я запущу серию экспедиций, мы с художниками будем «дикарями» ездить в другие страны и знакомиться там с локальной культурой, по итогу делая документации поездок и, надеюсь, договариваясь о сотрудничествах. 

Мне очень хочется взаимодействовать с международным контекстом именно в формате экспедиций. Для начала поедем в Монголию, наша группа будет небольшой: два художника — Леонид Баталов, Ерор Той. Планируем проехать 6000 километров на машине из Москвы в Улан-Батор, где нас будут ждать монгольские коллеги, — и обратно столько же. Собирать документацию, реализовывать инсталляцию «Кричащие вдаль», рисовать «дневниковые записи». Параллельно с «Путевыми заметками» у меня много других кураторских задач, тоже так или иначе связанных с мотивом дороги. Я плотно работаю с Музеем транспорта, интегрируя современное искусство в их экспозиции.

Какие подводные камни скрывает под собой профессия куратора?

Мне очень важно, чтобы зритель понял, о чем я хочу сказать. Нужно учитывать специфику пространства, в котором ты показываешь проект. Для меня вообще самое главное — это человек, для которого я все это делаю. Я держу в голове портрет аудитории. Конкретно «Путевые заметки» я делаю для выксунца, который придет сюда со своей семьей и захочет что-то для себя вынести. Поэтому я концентрируюсь на понятном, человеческом сообщении. Экспликация должна быть выполнена таким образом, чтобы зритель все понял, а не запутался.

Даже я иногда, читая на выставках кураторский текст, не понимаю, о чем он. Довольно давно, пересмотрев свои взгляды на сопроводительный текст к тому или иному проекту, я поняла, что я не должна ставить перед собой задачу впечатлить критика заумными словами. Моя работа — сделать так, чтобы зритель не вышел с выставки, почувствовав себя дураком. Нужно говорить о сложных вещах простым языком и продвигать мысль о том, что искусство должно быть доступно всем и каждому.

Беседовала Катерина Алабина

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх