Креативный продюсер и медиахудожник Надин Захарова, генеральный продюсер Евгений Тимащук и художница смыслов Татьяна Писаревич рассказали «Снобу» о том, как мультимедиа-арт помогает людям познать себя.
Татьяна Писаревич, художница смыслов
Что из себя представляют инсталляции LYM ART?
Мы создаем мультимедиа-арт-инсталляции с помощью самых разных технологий и материалов.
Нам важно соединить технологии с людьми, сделать так, чтобы между человеком и технологиями не было разрыва и противопоставления. Хочется показать людям, что технологии — это инструмент для познания самих себя. Для этого мы и создаем наши проекты.Например, инсталляция «Вход-Вдох, Выход-Выдох» состоит из кинетических «лепестков», которые двигаются в ритме дыхания человека в синтезе с музыкой, светом и видеоконтентом. Это живая инсталляция, она синхронизируется со зрителем, получается интерактивное действие, а не просто созерцание. В основе каждой инсталляции лежит определенный сценарий, каждый наш перфоманс имеет несколько частей. У зрителя будет много времени для живого взаимодействия с инсталляцией, также он сможет просто насладиться шоу.
Инсталляция Light Your Guide создана с помощью очень сложной системы лазеров, линз и кристаллов, через которые световые лучи преломляются и расходятся в разные стороны. Внутри комнаты все сверкает, переливается, мерцает… Словами это описать трудно, тем более если говорить о механике происходящего, о том, как эта сложная система работает.
Вы называете себя художником смыслов. Что это значит? Такое определение моей работы предложила Надин, наш креативный продюсер. Оно точно и красиво отражает то, чем я занимаюсь в LYM ART. А именно: развитие концепций, наполнение образов смыслами, исследование философии технологий и поиск идеальных слов, которые выражают идею инсталляций.
При этом вы чувствуете себя в большей мере художником, который создает смыслы, или все-таки ремесленником, перед которым стоит конкретная техническая задача?
Безусловно, все мы ремесленники — то есть те люди, которые качественно и добросовестно выполняют свои задачи. От сложностей, возникающих перед нами в техническом плане, никуда не уйти — мы обязаны быть мастеровитыми. Разумеется, при этом мы вкладываем в свои проекты чувства и смыслы. Наша мотивация — не просто создать что-то увлекательное и бессодержательное, а именно поделиться с людьми новым инструментарием познания себя и новым эстетическим опытом.
Какие смыслы вы транслируете в своем творчестве?
Инсталляция «Вход-Вдох, Выход-Выдох» — это история про поиск собственного дыхания, как в буквальном, так и в метафорическом смысле. Мы предлагаем человеку задуматься над тем, как и почему он дышит, что он при этом чувствует. А в инсталляции Light Your Guide мы исследуем восприятие света. Свет — это одна из фундаментальных философских концепций, на дихотомии «свет — тьма» в мире держится очень многое. И нам интересно определить, что же такое свет. В наших инсталляциях физический свет становится проводником человека к внутреннему свету, к своей личной правде. Нам кажется, что взаимодействие зрителя с физическими источниками света способно превратиться в путешествие к значимым для него вещам, стать ключом к познанию себя.
Можно ли с помощью ваших технологий создать полноценное концептуальное высказывание о чем-либо, или мультимедиа-арт — это история про размытые чувства, сны, подсознательные ощущения?
С помощью мультимедиа-технологий можно выразить все что угодно: и конкретное высказывание о какой-то проблеме, и просто красивую абстракцию. Мне кажется, кстати, что и сон или абстрактная проекция — тоже полноценные высказывания. Ведь все зависит от взгляда на них. Если зритель способен увидеть в абстракции какой-то посыл, который в ней мог даже не подразумеваться, это и наполняет произведение содержанием. При этом мы не уходим в совсем уж сюрреалистические истории и не полагаемся только на интуицию зрителей. Мы создаем вполне понятные произведения, стараемся объяснять людям, что их ждет во время погружения в наши инсталляции.
Почему мультимедиа- и видео-арт — это именно искусство, а не просто ловкий технический фокус, в котором нет души?
Искусство — это очень широкое понятие. Как по мне, его главный критерий — способность вызывать эмоции. И мультимедиа вполне соответствует этому критерию. На инсталляции люди ярко реагируют. А вообще это направление арта появилось еще в 1960-х. Люди давно задумались о том, как найти в технологиях красоту, как с их помощью познать себя. Технологии еще полвека назад позволяли человеку самовыразиться, чего уж и говорить о сегодняшнем дне. Если тебе есть что сообщить миру, ты создашь искусство с помощью чего угодно, технологии в этом только помогут.
Надин Захарова, автор проекта, креативный продюсер
Как зритель «синхронизируется» с тем, что вы ему показываете? Какие есть формы взаимодействия зрителя и инсталляции?
В основе наших инсталляций лежат проработанные сценарии. Мы включаем в эти сценарии инструменты синхронизации, которые ведут каждого нашего зрителя к определенным эмоциональным состояниям. Это может быть аудиальный эффект, смена траектории движения световых лучей, изменение их цвета… Мы стараемся влиять на эмоции зрителей разными способами, это целая драматургия. Инсталляция «Вход-Вдох, Выход-Выдох» влияет на человека через его же дыхание, а Light Your Guide — через свет. Сейчас набирают популярность дыхательные практики, с помощью которых можно открыть в себе что-то новое. То есть одна из наших инсталляций оказывает терапевтический эффект, а вторая активирует веру в свои силы. Обе сопряжены с психологическими практиками.
В чем состоит медитативный эффект от встречи с таким видом искусства? Как зрителю надо себя вести, чтобы он возник?
Медитативный эффект здесь случается от соприкосновения с атмосферой, в которой зритель видит инсталляцию и взаимодействует с ней. Это темное пространство с приятной температурой, определенными цветовыми и световыми движениями, даже с ароматами — это тоже часть инсталляции. Погружаясь в эту атмосферу, человек расслабляется, приходит в чувства и выходит при этом из автоматизма восприятия мира. Ему предлагается пережить новое, у него обостряются ощущения. В этом состоянии человек может вспомнить о том, кем он является на самом деле, и хотя бы ненадолго очистить сознание от лишней суеты, от рабочей многозадачности и быта. А это по сути и есть медитация. Ничего особенного зрителю делать не надо. Нужно просто довериться происходящему вокруг и вспомнить что-то важное о себе, погружаясь в новое психоэмоциональное состояние.
В анонсе выставки «Код света» сказано, что зрителей ждет «тотальная перезагрузка организма». Что это значит и чем это доказано? И как быть, если посмотреть инсталляции хочется, а перезагружать организм — совсем нет?
Знаете, в таких случаях говорят, что сопротивление бесполезно. Перезагрузку организма не получится остановить: сознание начнет входить в контакт с инсталляциями, отдыхать от наносного и возвращаться к действительно важному. Это очень приятный процесс, никаких физических изменений в теле от этого не возникнет. А самочувствие улучшается. Потому что посещение такой инсталляции ведет исключительно к избавлению от стресса и к выстраиванию глубоких отношений с самим собой, ну или хотя бы просто к сильному эстетическому наслаждению. Мы проверяли это и на себе, и на рандомных зрителях — проводили опросы о том, как они себя чувствовали до посещения инсталляций и после. Каждый раз люди нам отвечали, что этот новый опыт действительно смещал фокус их внимания с рутинных вещей и приносил исцеляющий эффект, придавал сил.
Евгений Тимащук, генеральный продюсер
Мультимедийные инсталляции очень трудны в производстве. Насколько это дорогое удовольствие? Неужели оно окупается входными билетами?
Наши инсталляции создаются еще и с помощью кинетических устройств, позволяющих изображениям синхронизироваться с движениями зрителей. Поэтому они еще дороже в производстве, чем вы можете себе представить. Хоть я и настроен оптимистично, честно признаюсь: я не верю, что билеты окупят такие инсталляции. Это очень дорогое удовольствие. Но мы никогда и не занимались продажей арта зрителям, это не наша прямая цель. Как продюсер, я смотрю на работу над такими проектами в первую очередь как на эксперимент. Мне интересно, прав ли я в своих расчетах.
Чем вас привлекло это направление искусства, почему захотели продюсировать именно такие проекты?
Оно привлекло меня тем, что я ничего в нем не понимаю! Я не понимаю до конца, как оно создается, как воздействует на зрителя… Для меня мультимедиа-арт — огромная загадка и с точки зрения инженерии, и с точки зрения режиссуры, и с точки зрения коммерческой успешности. Первый наш эксперимент с мультимедиа-артом принес нам большой фидбек от аудитории, в том числе от профессионалов. Это было неожиданно для меня. Ситуация повторилась и после нашего второго проекта. Теперь я хочу окончательно убедиться, что это не ряд случайностей, а закономерность, поэтому мы работаем над третьим проектом. Я продюсер, и мне важно, чтобы продукт, который я представляю, был уникальным и качественным. Наш медиа-арт действительно признается профессиональным сообществом и выходит на уровень достойного стадионного шоу. Сейчас мне важно понять до конца, что это неслучайно, чтобы мы могли двигаться в этом направлении дальше без всяких сомнений.
Беседовал Алексей Черников
Свежие комментарии