На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

67 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Оказывается, по  этикету  ...Чтобы  выпить  чашечку  кофе,  надо  непременно  соблюсти  эти  требования  : пальчик  в...Культ стола
  • Лидия Санникова
    Депутатов жаба давит алименты на детей платить?В Госдуме предлож...
  • Наталья Середа
    Если власть будет для народа, а не для себя и своего клана, тогда и повода не будет ее критиковать и оскорблятьРоссиян начнут ли...

Художник Иван Симонов «Снобу» — о своей первой ретроспективе

В Казани проходит большая выставка современного уличного художника Ивана Симонова «Острое ощущение реальности». Новый проект — это ретроспектива творческого пути Ивана, который он прошел за семь лет активной работы. В столице Татарстана представлены работы с 2015 года, многие из которых еще не видела широкая публика.

Специально для проекта художник создал серию, посвященную татарской идентичности. «Сноб» пообщался с Иваном Симоновым и его женой Марусей — арт-менеджером, продюсером и музой Ивана.

Иван Симонов 
Иван Симонов 

Ваня, тебе 33 года, но ты уже собрал достаточно материала для первой ретроспективы, хотя многие художники годами копят работы для таких проектов. Как тебе это удалось?

Иван: За такие активные семь лет творчества я, конечно, что-то собрал и что-то изменилось в моих практиках. Сейчас мне стало интересно посмотреть на то, как и что было сделано, осмыслить пройденный путь. И потом, для меня важно делиться со зрителями, с людьми, сообществом, с художниками какими-то личными историями, которые могут вдохновлять и поддерживать, тем более молодых. Эта выставка во многом построена на раскрытии взаимоотношений между людьми. 

Для меня тут важной частью является даже не столько работа и сами проекты, сколько упоминания тех людей, которые встречаются на пути, поддерживают и помогают. Во многом подборка работ — это дело рук Маруси, которая на протяжении семи лет не только моя жена, но и менеджер, и продюсер, и вообще постоянно находится внутри творческого процесса. Большие проекты мы тем более создаем вместе, и ее участие в этой ретроспективе не менее значимо. 

Маруся: Для меня при формировании работ для этой выставки было важно как раз показать людей. Мы запросили работы из коллекций, например, Софьи Троценко и Андрея Малахова. Я понимаю, насколько важны встречи художника с такими мощными функционерами, которые оказывают на него влияние и помогают в его карьере. Поэтому для меня эта выставка, однозначно, еще и проект про людей, с которыми Иван встречается и которые в том числе продвигают его внутри сообщества.

Столько материала за семь лет, различных впечатлений и серий. За это время бывали творческие кризисы? Как получалось выбираться из них?

Иван: Кризисы часто бывают связаны с классической проблемой художника — когда работы в какой-то момент перестают покупать, и ты сталкиваешься с материальными трудностями. Или до тебя доходят слухи насчет твоего творчества — будто ты делаешь какое-то не такое искусство, а от тебя ожидают другого. Это бьет по самооценке. Думаю, важно просто уходить в работу и продолжать ее, несмотря ни на что. Находить напор внутри себя и верить в то, что твое искусство продолжает существовать, невзирая на мнение других людей. Ты сам его создаешь и сам должен определять, что делать, а что — нет. Вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет.  

В первую очередь искусство — это все-таки образ мышления, способ разговора с самим собой или с окружением.  А оставаться искренним и честным в этом — это то, что помогает преодолевать любые кризисы. Из различного рода трудностей в первую очередь помогала выбираться поддержка близких — семьи. Моей жены, моей мамы, брата, сестры, тещи и так далее. Близкий круг очень важен. Но, вместе с тем, для художника важно получать какой-то ответ и от случайного зрителя, с которым ты лично не знаком. Большое вдохновение для меня случается, когда работы трогают чувства человека, вообще не имеющего отношения к искусству. 

Иван Симонов. «Горизонт Завален»
Иван Симонов. «Горизонт Завален»
Иван Симонов. «Машина»
Иван Симонов. «Машина»
Иван Симонов. «Честное и чистое искусство»
Иван Симонов. «Честное и чистое искусство»
Иван Симонов. «Декорация»
Иван Симонов. «Декорация»
Иван Симонов. «Призрачная перспектива-2»
Иван Симонов. «Призрачная перспектива-2»
Иван Симонов. «Грязные мысли»
Иван Симонов. «Грязные мысли»
Иван Симонов. «Любовь»
Иван Симонов. «Любовь»
Иван Симонов. «Буратино»
Иван Симонов. «Буратино»

А ты планировал на определенном отрезке своей жизни и творческой карьеры поставить «галочку» напротив пункта с ретроспективой? Или это как-то само собой получилось — пришла идея, и все?

Иван: Нет, задачи сделать ретроспективу с акцентом «я сделал так много, посмотрите», не было. Это, в первую очередь, возможность показать работы разных лет. Есть там и работы, которые я, может быть, даже считаю не совсем хорошими — они очень старые, их вообще мало кто видел. Такой, конечно, пафос вокруг слова «ретроспектива». Мне кажется, значение термина немного завышено. Есть те, у кого ее никогда не было, но они старше, у них больше материалов, да и работы сильнее, обширнее. У них просто не было возможности сделать ретроспективу, а у меня появилась — вот я ей и воспользовался. Не думаю, что «галочка» на пункте «организовать свою ретроспективу» каким-то образом отражает ценность художника.

Расскажите, что вошло в экспозицию. Зритель сможет отследить динамику твоего творчества с самого начала или это скорее ретроспектива последних лет?

Иван: Самые ранние работы здесь — от 2015 года. Это работы серии «Импульс», тогда я занимался абстрактной линейной графикой. Для меня было важно работать с пространством и глубиной при помощи простых приемов. И я это раньше не показывал особо нигде. Но акцент, конечно, будет все равно на проекты, созданные уже после 2016 года — уже и «Маленькие люди» появились, и сторонние проекты. Например, «Просто голова», когда я в городе огромные постеры своей головы клеил. Или «Философский камень», где объект — кирпич, взятый из привычной ему среды. Я его раскрасил и пытался обратно интегрировать в среду. Раньше эти вещи не были представлены публично.

Конечно, будут и популярные серии: «Продано», «Маленькие люди», «Объекты-объедки», «Сопоставление». Еще фотодокументации каких-то уличных работ, в том числе совместных с Кириллом Кто. Вообще, фотохронике уделено отдельное место, чтобы зритель мог посмотреть как раз на динамику развития моей практики, в том числе и в уличном искусстве. Узнать, какие там происходили встречи и знакомства — это довольно-таки личного характера пласт выставки, хотя он при этом документальный. 

Маруся: Сама выставка — это экскурс в проекты Ивана. Очень важно было показать все, что он сделал, как работы перетекают одна в другую, то есть показать, что практики, которые Иван находит, он применяет дальше, и они каким-то образом меняются. Допустим, серия «Эскапизм» 2024 года — это те самые «Импульсы», которыми он занимался еще в 2015–2016 годах. Я хотела показать его творчество в динамике и акцентировать внимание на каких-то больших проектах, которые он уже реализовал.

Например, впервые будет показан «Пляж» в том виде, как Иван его придумал. Это тотальная инсталляция — песок, шезлонги, видео с отдыхающими, которые просто дурачатся. В общем, естественная среда людей, которые наслаждаются отпуском и дышат морем.

Все ли работы на выставке продаются? Или в экспозицию войдут еще и произведения, у которых уже есть владельцы?

Иван: На выставке будут как работы из частных коллекций, так и работы, доступные для приобретения. А еще будут работы из моего собрания — они не продаются, потому что имеют для меня особую ценность. Будут также показаны две совершенно новые вещи — видео-арт. И специально для Казани я подготовил серию из пяти работ, посвященную городу и его жителям, и еще четыре фроттажа на бумаге, которые я сделал, используя городские текстуры.

Маруся: Да, будут новые работы, в том числе на татарском языке, так что это проект, который покажет код Татарстана. Для жителей этого региона очень важным кодом является язык, и они его сохраняют. Еще Иван делает коллаборацию с художником галереи «Бизон» —  Максимом Агафоновым. Он работает с образами удмуртской культуры. Их работа поднимает вопрос идентичности татарского народа, его многообразия, смешения внутри различных культур. Текст на русском говорит: «Что таится в тебе?», а в скобках перевод на татарский, при этом слово «таится» и перевод сделаны так, что при определенном освещении пропадают и не читаются.

Ваня, расскажи, как именно ты изучаешь городской быт и среду, что входит в процесс «полевого исследования»? 

Иван: Я хожу по городу и пытаюсь ощутить его внутри себя, найти что-то, что может зацепить мой глаз. Может быть, столкнуть меня с чем-то, чего я раньше не видел. В Казани я очень много снимаю, потому что в основном я, конечно, осмысляю свои поездки через фотографии. Cобираю фотоматериалы, а в мастерской отсматриваю их и формирую итоговое представление. Казань — хаотичный город, в нем много исторических пластов, культура намешана, дублируется татарский язык на русский. 

Я очень активно ходил в музеи — наверное, посетил вообще всевозможные музеи города. Исследование заняло пять дней, но это очень мало для того, чтобы углубиться в культуру в достаточном объеме, так что я не претендую на всеобъемлющее представление. Это лишь взгляд интересующегося туриста, серия-впечатление, фиксация ярких для меня моментов и наблюдений за городом, но без глубокой работы с документами и артефактами.

А что тебе показалось наиболее удивительным и неожиданным в этом процессе? Как казанская идентичность отличается от московской, например, или от других городов, с которыми ты работал? 

Иван: В первую очередь, конечно, накладывает большой отпечаток, что это мусульманская культура. Архитектура, мечети, люди… Женщины, которые ходят в закрытых одеждах с покрытой головой. Когда я делал одну из работ — «Узоры», я поинтересовался у куратора, могу ли я использовать фото девушки, если она повернута ко мне лицом. Мне сказали нельзя — могут неправильно считать. Поэтому я выбрал другую фотографию той же девушки, только уже со спины. Я полагал, что есть какие-то ограничения на изображение людей. В этом плане, погружаясь в чужую культуру, очень важно знать какие-то внутренние традиции, нормы, этические моменты, чтобы не задеть чувства других.

Экспозиция в Казани
Экспозиция в Казани
Экспозиция в Казани
Экспозиция в Казани
Экспозиция в Казани
Экспозиция в Казани
Экспозиция в Казани
Экспозиция в Казани
Иван и Маруся  Симоновы
Иван и Маруся Симоновы
Иван и Маруся  Симоновы
Иван и Маруся Симоновы
Иван и Маруся  Симоновы
Иван и Маруся Симоновы
Иван и Маруся  Симоновы на выставке в Казани
Иван и Маруся  Симоновы на выставке в Казани

Можно ли сказать, что идентичность города — твоя тема? Или все-таки это человек красит место, а не наоборот? 

Иван: Работа с идентичностью города не является прямо-таки моей специальностью. Я обращаюсь скорее к социальным проявлениям сегодняшнего дня, и меня интересует в первую очередь человек в сегодняшнем его состоянии и пространстве. 

Например, в течение двух недель мы знакомились с Архангельском. Проект «Что там?», получившийся в результате исследования, был на остросоциальный запрос местных граждан. Это был паблик-арт в деревянном заборе — я просверлил отверстия и вставил в них дверные глазки. Через них люди могли заглянуть за забор и увидеть набережную. Здесь с идентичностью я не играл. 

В принципе, столкновение с любой культурой дает мне повод для размышлений, создания работ и впечатлений. У нас многонациональная страна и очень много народностей, о которых мы не знаем или с культурой которых мы знакомы очень поверхностно. Смотреть на небольшие этнические группы в составе культуры под общим названием «русская» — вот это было бы мне интересно.

А ты думал над исследованиями в другой стране?

Иван: Я мало куда выезжал и плохо себе представляю, что скрывают другие культуры, как с ними работать. И я все-таки работаю в контексте с использованием русского языка. Многие мои работы даже перевести на иностранные языки сложно. Но, если говорить про мечту, мне было бы интересно сделать проект «Москва — Нью-Йорк». Эти два города сравнивают как похожие по энергетике и внутреннему укладу. А я люблю работать с сопоставлениями и крайними точками. В сегодняшнем контексте, мне кажется, очень важно находить связи даже с теми, с кем у тебя их, кажется, нет.

Вернемся к Татарстану. Какой там стрит-арт? Этот жанр вообще существует в Казани? 

Иван: Существует! Но за время своего пребывания я не очень глубоко успел погрузиться именно в уличное искусство, поэтому так прямо выделить авторов мне сложно. Есть, понятно, ребята, которые делают больше, чем другие — Дамир Bozik, Dufone, Рустам QBic. Еще меня удивило, насколько здесь сплоченные молодые комьюнити — любители техномузыки, искусства, очень крутые дизайнеры, которые на основе культурного кода Татарстана создают одежду и украшения. 

А что касается современного искусства — в Татарстане есть свои прекрасные художники, и галерея «Бизон», где проходит моя ретроспектива, ставит одной из целей продвигать локальных авторов. Еще здесь есть центр современного искусства «Смена», они тоже показывают местных художников. Каждый раз, когда я бываю в Казани, обязательно захожу посмотреть выставки в «Смене». В этом году Татарстан вообще стал регионом года. И я думаю, что у ребят из Татарстана очень большие перспективы — работая со своей идентичностью, со своим стилем, они могут показать очень интересные вещи.

Как ты считаешь, как вообще сегодня поживает стрит-арт? Какие у него перспективы, чувствуешь ли ты поддержку этого направления в профессиональной среде?

Иван: Ситуация неоднозначная. Сейчас стрит-арт и институциями, и городом, и администрациями по большей части воспринимается как декоративное искусство, которое призвано просто украшать стены, становиться инфоповодом, увеличивать турпоток. В этом плане поддержка художников есть. Но стрит-арт силен в первую очередь именно тем, что поднимает социальные вопросы, необычно подходит к городской среде и представляет возможность художникам реализовывать самые неординарные и сложные идеи. 

Стрит-арт существует в различных медиумах и техниках, он не ограничивается только рисунками на стенах, баллонами, муралами… Он куда более разнообразен, но из-за того, что существует запрос на конкретный формат стрит-арта, жанр беднеет, и мы видим все меньше экспериментов и выходов за грань привычного. И в этом плане стрит-арт находится в кризисе. Есть ряд художников, которые продолжают делать и делать интересно — Олег Кузнецов, Женя 0331C Оззик, Гриша, Паша Безор, ТОИ, Love Market. Многие на протяжении долгих лет рисуют на улицах и продолжают искать что-то новое. Но среди художников молодого поколения не так много тех, кто действительно создает что-то запоминающееся.

Ретроспектива — довольно жирная история, но что потом, куда ты стремишься дальше? Какие у тебя выставочные и художественные планы на будущий год? Будет ли что-то за рубежом или пока только в России?

Иван: Надеюсь, что у меня состоится музейная выставка в будущем году, может быть, даже несколько. Я хочу сделать хорошие музейные проекты, чтобы показать что-то новое и в другом формате, другого типа — не похожего на то, что я делал раньше. А по поводу зарубежных планов, сейчас совершенно нет никаких представлений об этом. Есть идеи проектов, которые я хочу реализовать. Они не связаны с конкретным местом. Я могу их реализовать и здесь, и за рубежом. 

Спецпроект для Казани. «Узоры»
Спецпроект для Казани. «Узоры»
Спецпроект для Казани. «Цена договорная»
Спецпроект для Казани. «Цена договорная»
Спецпроект для Казани. «Шурале»
Спецпроект для Казани. «Шурале»

Вообще я планирую в будущем больше проводить времени в создании работ вне проектов. Просто заниматься чистым творчеством, погрузиться в монотонную работу. Мне интересно попробовать поработать в другом режиме, в других условиях и готовить не конкретные проекты, а прорабатывать отдельные работы или чуть дольше работать над какими-то отдельными проектами, идеями. Наверное, эксперименты для меня сейчас наиболее интересны — с материалами и сюжетами.

Беседовала Тамара Лорка

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх