В мае в Москве состоялась премьера мультимедийного шоу «Антигравитация» — российский ответ Cirque du Soleil. «Сноб» поговорил с режиссером и соавтором проекта Андреем Кольцовым о том, как собрать спектакль за месяц, почему чайки не летают и что такое «небо внутри».
Давайте начнем с «сотворения цирка», с его истоков. Прародителями можно назвать анатомические театры, шоу с демонстрацией различных уродств, затем на смену пришли сверхвозможности тела человека, а вот XX век — это уже культ мастерства. Что такое современный цирк?
Все верно, история развития цирка — это эволюционирующий путь мастерства. Менялся менталитет и потребности людей. Со временем зрителю захотелось не примитивного искусства, а того, что восхищает, развивает и развивается. Сейчас цирк становится все более и более синтетическим, современные шоу невозможно представить без видеоконтента и прогрессивной музыки. На первый план выходит драматургия, сюжет, за которым надо следить. Но максимального впечатления можно достичь лишь балансом составляющих: техника, сценические эффекты, смысл — важно все вместе и каждое в отдельности.
Принято считать цирк местом для детей, что там делать взрослым?
Важно различать цирк традиционный и современный, на афише они даже будут написаны по-разному — circus и cirque. Репризы, буффонада, животные — скорее детские жанры, а цирк драматический, где рассказывают истории, он для взрослой, подготовленной аудитории. В России пока нет слова, выражающего суть представления, очень хочется найти его и транслировать, чтобы зритель понимал, на какой спектакль идет. Наиболее точно было бы использовать определение «новый цирк», так вот он в первую очередь для взрослых.
Обратимся к началу вашей карьеры. В 1996 году на фестивале циркового искусства на Красной площади вы сделали уникальный трюк, который вошел в энциклопедию.
Да, тройное сальто назад в пассаже, без страховки, разумеется. Надо сказать, что делали не от большого ума, а из соперничества и желания побеждать. Да и адреналин — сильнейший наркотик, через боль, несмотря на сломанный палец, надорванные мышцы плеча ты идешь и выступаешь. Цирк — дело фанатиков, даже манеж красный не просто так, а чтобы крови не было видно. Ты каждый день доказываешь, что достоин быть на этом месте.
Сразу после триумфа на фестивале вас пригласили в студию Cirque du Soleil, для артистов это счастливый билет. Как это произошло и что было дальше?
В Cirque du Soleil есть целый отдел скаутов, они отсматривают новые выставки, инсталляции, шоу, мониторят все идеи, чтобы знать, как развивается тот или иной вид искусства. Если ты хорошо осведомлен, то на основе этих знаний можешь делать что-то свое. Меня пригласили в студию сразу после фестиваля на Красной площади в 1996 году, в 1998-м я стал солистом и участвовал в шоу по всему миру. «Дю Солей» дал мне многое: и творчество, и новые вершины мастерства, и понимание, как создавать и развивать успешные «продукты». За выслугу лет я получил орден за заслуги перед цирком, это как народный артист, или более романтично — «рыцарь цирка».
Чем этот проект такой особенный? Какова изнанка Cirque du Soleil?
Для артистов организовывают все необходимое: курсы языка, лучшие условия, для несовершеннолетних — школы. Не говоря о гарантии занятости, своевременной оплате труда и соблюдении договоренностей. Мало кто знает, что у «Дю Солей» есть программа crossroads: после того как артист закончил карьеру, компания оплачивает его обучение любой специальности. Или, например, в шоу работают глухонемые клоуны. Такой подход сочетает и ответственность, и социальную миссию. Я хочу организовать похожую экосистему в России, чтобы артисты комфортно себя чувствовали и спокойно занимались своей работой.
Ваше шоу «Антигравитация» уже назвали ответом Cirque du Soleil. Расскажите, какой был предмет сравнения и в чем уникальность?
Спектакль мы сочинили всего за месяц — был придуман сценарий, разработаны сценические ходы, приемы, визуальная часть. Это очень быстро для шоу такого масштаба. При этом идею 100-метрового мультимедийного экрана, который мог бы вынести нагрузку две тонны на метр квадратный, я вынашивал два года. Хотелось поменять угол обзора для зрителя, благодаря этому техническому изобретению можно видеть путь героя — как он поднимается наверх и спускается вниз (как физически, так и метафорически).
Про то, как создать такой экран и как с ним работать, ничего не было известно: какой угол наклона нужен, какую обувь выбрать для артистов, а еще на сцене все нестабильно и все время в движении. Словом, сложная, кропотливая работа. Месяц ушел на то, чтобы актеров просто научить ходить по такой стене, а потом уже мы приступили к трюкам и хореографии. Эта история рассказана не вербально, но в то же время все трюки оправданы драматургией. Форма полета собрана у нас из разного реквизита: трапеции, кольцо, китайский пилон, стропы, лебедки, но важно было не что, а как и зачем. Все полеты наших актеров оправданы сюжетом и взаимоотношениями героев. Нет ничего просто для красоты, каждая мизансцена осознана и художественно выстроена. Бессмысленная «красивость» портит полотно спектакля, хочется делать шоу со смыслом, чтобы зритель выходил удивленным, эмоционально наполненным. Думаю, у нас получилось.
«Антигравитация» создана по мотивам повести-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Почему вы выбрали именно это произведение, ведь пик популярности этой книги был лет 20 назад?
Автор проекта и режиссер Нина Чусова позвонила мне и сказала: «Перечитай книгу, ты напоминаешь Ливингстона». Я начал читать, и история захватила меня с первой страницы. Я сразу же перезвонил Нине с фразой «У нас есть спектакль». Почему сейчас? Этот спектакль о свободе, но я хочу быть понят правильно. Свобода не равно анархия. Мы снова должны определить подлинный смысл слова и сложить свое значение. Все символы, все метафоры. Речь о свободе прежде всего внутренней, индивидуальном потенциале и о том, как ты его реализуешь. Удивительный факт: чайка летает только ради пищи, имея крылья, она не наслаждается умением летать. Сюжет книги закручен вокруг того, что никто в стае не хочет стать лучше, все довольствуются тем, что есть, а Джонатана Ливингстона, стремящегося к совершенству, изгоняют из стаи. Эту историю можно перенести на человека и спросить: «Как ты проживаешь свою жизнь? Как серая масса или ищешь себя и собственный путь?»
Антигравитация — это как антихрупкость? Полезный навык?
Антигравитация — это отсутствие притяжения. Наши герои преодолевают земное притяжение, делают невозможное и как персонажи спектакля, и как артисты шоу. А вообще, слово «антигравитация» имеет двойной смысл: с одной стороны, это прекрасное чувство независимости, полета, космоса, с другой — нужно найти баланс между стремлением оторваться от Земли и любовью к простым земным ценностям. Я думаю, единственный способ жить в гармонии — знать, что «Небо внутри нас», что означает возможность полета во всех смыслах и свободу души человека.
Беседовала Виктория Решульская
Шоу «Антигравитация» проходит до 15 сентября 2024 в ДК им. Горбунова «Москонцерт», организатор – медиагруппа «Красный квадрат».
Свежие комментарии