На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

93 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Гуляев
    Хорошо бы ещё узнать, как гора называется.Нирвана
  • Модест
    А сколько в год съедают жители Мадагаскара жителей Мадагаскара? Мучительный вопрос, прямо кушать не могу.Жители Мадагаскар...
  • igor vinogradov
    хочу такую кошкуНовая Зеландия на...

Чем интересна парфюмированная выставка «Феномен Пруста»

Что нового и необычного можно увидеть и почувствовать на выставке «Феномен Пруста» — и как писатель учил оживлять давно забытые воспоминания с помощью пирожного «мадлен», — в материале «Сноба».

Открытие Пруста

«…В то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего нёба, я вздрогнул, поражённый необыкновенностью происходящего во мне.

Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным. Откуда могла прийти ко мне эта могучая радость? Я чувствовал, что она была связана со вкусом чая и пирожного…»

Эта сцена — одна из самых известных в мировой литературе — принадлежит перу Марселя Пруста. В первом томе цикла «В поисках утраченного времени», романе «В сторону Свана», вкус мадленки, обмакнутой в чай, вызывает у героя вспышку непроизвольной памяти: перед ним оживают детские годы, давно стёртые из сознания. Пруст не был первым, кто писал о связи чувств и памяти, но именно он сделал этот феномен — непроизвольное воспоминание — художественным открытием, сформулировав его с необыкновенной точностью и силой.

Искусствовед и основательница Geolina Art Gallery Геолина Моргулис, вдохновившись открытием великого французского писателя, показывает выставку, в которой современное искусство соединено с ароматами Press Gurwitz Perfumerie. Здесь парфюмерия становится не дополнением, а частью художественного высказывания, вовлекая зрителя в многослойный сенсорный опыт.

Зачем парфюмировать искусство

Так появился проект «Феномен Пруста». Экспозиция открылась этой осенью в парфюмерном баре Press Concept.

На ней представлены работы шести художников — Анны Дерябовой, Регины Рзаевой, Дмитрия Закунова, Лейлы Мурад, Кристины Павловой и Ксении Гранж. Каждый из них исследует, как ароматы и связанные с ними природные состояния воздействуют на память и меняют наше восприятие.

Художники работают в разных медиа — от живописи и гравюры до фотографии, керамики и стекла — и пытаются «поймать» запахи воды, цветов, кожи, влажной земли после дождя и древесной смолы. При этом не все произведения действительно сопровождаются ароматами. Некоторые построены так, что зрителю кажется, будто рядом рассеян запах, хотя он возникает лишь в воображении.

Чем порадовать своё зрение и обоняние на выставке

Анна Дерябова работает в японской технике мокуханга — традиционной деревянной гравюре, где изображение вырезается на доске, а затем переносится на тонкую бумагу с помощью акварели. Каждая линия в этих отпечатках выглядит живой и дышащей — отсюда ощущение свежести и покоя, которое они придают пространству. Основное внимание художницы сосредоточено на воде и её состояниях: озёрах, дожде, влажном песке. Наряду с этим у Анны есть серии с изображениями цветов, фруктов, ракушек и тропических плодов. В этих сновидческих, слегка расплывающихся работах она передаёт запахи тропиков, моря и солнечного тепла — дыхание самой природы.

Работа Анны Дерябовой Waves, 2025 год
Работа Анны Дерябовой Waves, 2025 год

Лейла Мурад, работающая с фигуративной живописью, чаще всего обращается к образу сада — вдохновлённого её поездкой в Живерни, где Клод Моне создавал свой знаменитый сад как живую картину. Художница стремится к тому, чтобы её картины передавали запах сырой земли и аромат жасмина — её любимого цветка. При длительном рассматривании образы, которые она создаёт, подводят зрителя к границе между реальностью и фантазией, между настоящим моментом и идеализированным прошлым, приглашая смело перешагнуть через эту грань и довериться собственным грёзам. «Запах для меня — это память, растворённая в воздухе. Он способен перенести в другое время, пробудить забытые состояния. Благодаря ему в одно мгновение перед глазами проносятся сцены, как кадры из фильма... Запах делает невидимое ощутимым, превращая воспоминание в присутствие», — говорит художница.

Работа Лейлы Мурад «Сад Живерни»
Работа Лейлы Мурад «Сад Живерни»

Главная особенность работ Регины Рзаевой — в игре света на прозрачных слоях масла. Художница называет это «слоями времени», в которых заблудились и растворились важные воспоминания.

Несомненно, не каждое мгновение прошлого возможно извлечь из этой многослойности и заново пережить. Но искусство позволяет удерживать то, что важно, — не дать ему исчезнуть окончательно. Рзаева предлагает зрителю одновременно и утешение, и надежду: в её работах свет словно проходит сквозь изображение, создавая ощущение лёгкого движения, почти дыхания. Возможно, именно так иногда возвращаются самые хрупкие, почти стёртые воспоминания.

Работа Регины Рзаевой «Тюльпаны»
Работа Регины Рзаевой «Тюльпаны»

О своём методе Кристина Павлова говорит так: «Мне нравится работать с материалами, пластика которых частично определяет финальную форму работы. Получается, что я вступаю в соавторство с материалом — и из-за этого работа становится более динамичной, живой».

На выставке можно увидеть её керамические объекты и работы из стекла. Скульптуры Павловой лаконичны и ничего не «изображают»: для художницы главное — пластичность формы, запах, фактура и темперамент материалов, с которыми она взаимодействует.

Справа работа Кристины Павловой «Обмылок 01», 2022 год
Справа работа Кристины Павловой «Обмылок 01», 2022 год

Ксения Гранж изображает женское тело как пространство борьбы между желаниями этого тела и тем, что ему навязывает общество. В сериях Who’s next? и Confusion она исследует то, как женщина старается сохранить себя, несмотря на давление окружающих. А в серии тканевых работ — влияние различных индустрий на наши представления о женственности и «фабричность» этих представлений.

Работы Ксении Гранж, слева: thin fabrics, 2025 год / справа: sad movies, 2025 год
Работы Ксении Гранж, слева: thin fabrics, 2025 год / справа: sad movies, 2025 год

Дмитрий Закунов использует особую технику — хронофотографию, благодаря которой снимки получаются похожими на мгновения из снов. Его мистические работы исследуют внутренний мир, скрытые чувства и подсознательные образы.

Работы Дмитрия Закунова, слева: «Опасность», 2022 год / справа: «Обманчивые предчувствия и сны», 2022 год
Работы Дмитрия Закунова, слева: «Опасность», 2022 год / справа: «Обманчивые предчувствия и сны», 2022 год

Художник не документирует окружающую его реальность с помощью объектива и плёнки. Фотография для него — способ моментального перемещения в закрытое измерение своей памяти, сновидений и фантазий. Пробиться в это пространство (тем более воссоздать его) непросто. Художнику в этом помогают запахи — осеннего леса, книг, лакированного дерева на музыкальных инструментах, шампанского, лаванды и опавшей листвы.

Геолина Моргулис
Геолина Моргулис

Куратор выставки Геолина Моргулис делится: «Обоняние сильно влияет на нашу повседневную жизнь, но оно тесно связано и с культурными практиками, традициями, идентичностью. Ароматы и благоухания играли важную роль в различных исторических контекстах — в религии, например, или медицине. На выставке “Феномен Пруста” можно не только увидеть современное искусство, но и подышать им. Зритель может буквально “прогуляться” по саду, вдохнув аромат цветов и влажной земли».

Желающим совершить путешествие к центру своей памяти с помощью запахов лучше поспешить — выставка продлится до 29 декабря.

 

Ссылка на первоисточник
наверх