После бестселлера «Мой театр» соавторы — историк балета Ирина Дешкова и Николай Цискаридзе — выпустили книгу о балете с иллюстрациями Валерия Косорукова. Отдельная глава посвящена легендарной постановке «Щелкунчик», созданной хореографом Юрием Григоровичем и художником Симоном Вирсаладзе. С разрешения авторов и издательства АСТ «Сноб» публикует фрагмент.
В начале XIX века предполагалось, что Петровский театр перейдёт под крыло государства и станет «императорским». Но пожар 1805 года его полностью уничтожил. Только спустя 20 лет на месте сгоревшего появился новый театр, отстроенный по проекту выдающегося русского архитектора Осипа Ивановича Бове, за красоту и великолепие получивший имя Большой. Его открытие состоялось 18 января 1825 года. Москвичи обожали свой театр и его труппу, богатую на таланты, отдавая ему предпочтение перед театрами столичного Санкт-Петербурга. Однако в 1853 году и это здание сгорело. Уцелели лишь внешние каменные стены и колоннада портика, в нише которого размещалась сделанная из алебастра (гипса) скульптура Аполлона, управлявшего тройкой коней.
20 августа 1856 года Большой театр, заново отстроенный по проекту другого талантливого зодчего — Альберта Катериновича Кавоса, вновь открылся для публики.
Теперь крышу портика с восемью колоннами венчала отлитая из сплава металлов скульптура бога Аполлона, управляющего четвёркой красавцев-скакунов. Её автор — известный скульптор Пётр Карлович Клодт — создал композицию размером в 6,5 метра в высоту. Она великолепно просматривалась с любой точки, став символом Большого театра.
Однако сначала, согласно древнегреческой мифологии, не Аполлон, а бог солнца — Гелиос, каждый день проносившийся на своей колеснице по небосклону, был первым хозяином этой квадриги. Его кони неслучайно назывались: Эритрей («Красный», олицетворял восход солнца), Эфоп («Пылающий», «Огненный» — разгорающееся утреннее солнце), Ламп («Сияющий», «Сверкающий» — полуденное солнце), Филогей («Землелюб», символизировал заход солнца). Позднее греки отказались от Гелиоса. Богом света и покровителем искусств стал Аполлон, ему в наследство и досталась золотая колесница с четвёркой коней.
Если внешний облик Большого театра восхитил современников, то его внутреннее убранство поразило их роскошью. Зрительный зал в красном бархате и штофе, с пятью ярусами балконов, десятками подсвечников и огромной люстрой сиял золотом, вмещая в себя 2000 человек.
Группа художников во главе с Алексеем Леонидовичем Титовым расписала плафон, то есть потолок зрительного зала, украсив его изображением Аполлона и его верных спутниц. Так в Большом театре появились Каллиопа (с флейтой) — муза эпической поэзии, Эвтерпа (с книгой и флейтой) — муза лирики и музыки, Эрато (с лирой) — муза любовных песен, Мельпомена (с мечом) — муза трагедии, Талия (с маской) — муза комедии, Клио (с папирусом) — муза истории, Урания (с глобусом) — муза астрономии и не существующая у греков, но придуманная художниками муза живописи (с палитрой в руках). И, конечно, Терпсихора (с бубном) — муза танцев.
В это время Терпсихора уже была признана покровительницей не только танца, но и балетного искусства. Однако танец и балет не одно и то же…
Свежие комментарии