На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Почему он раньше не контролировал ВУЗ это не частная лавочкаМинобрнауки хочет...
  • Александр Миронов
    Фигня какая-то... Будь у тебя романы, сборники рассказов, сб. стихов, поэмы... - попробуй их издай! За свой счёт если...Как быть писателе...
  • Наталья Середа
    Успехи ребенка всегда радуют родителей, вызывают гордость за собственных детей, что они вырастили достойных людей, а ...Индийскую тенниси...

Город как сцена: как прошел Дягилевский фестиваль — 2025

За два месяца до начала Дягилевский фестиваль отменил самую ожидаемую премьеру этого года: «Пиковую даму» в постановке Андрея Могучего и Теодора Курентзиса перенесли на 2026 год. Но и без нее на фестивале было много премьер и концертов, не говоря уже о бесчисленных мероприятиях Фестивального клуба и параллельной программы «Горизонты Д».

Специально для «Сноба» музыкальный журналист Мария Невидимова рассказывает о самых ярких событиях Дягилевского-2025.

Сигма-дом

Теодор Курентзис
Теодор Курентзис

Уже второй год главная и наиболее самобытная площадка Дягилевского фестиваля — одиноко стоящая Литера А на Заводе Шпагина — носит гордое звание Дома музыки. Как и раньше, здесь проходят концерты-церемонии, концерты-посвящения, концерты-энигмы, так что новое имя бывшего цеха достойно пафоса происходящего. Правда, в будущем архитектурную доминанту Дома музыки сохранить, кажется, не удастся. Теперь на пути к нему строится здание Пермской художественной галереи. По масштабам происходящего уже сейчас понятно, что тропа, протоптанная фанатами места, обзаведется развилкой.

Открывался фестиваль церемонией Hændel, посвященной 340-летию со дня рождения Георга Фридриха Генделя. Из реквизита над сценой возвышался лишь большой кубический каркас, внутри которого переливалась проекция c портретом композитора. С первых минут стало ясно, что Гендель тут и причина банкета, и повод для эксперимента. Фрагментированный портрет классика — глаза, уши, нос — признак здоровых постмодернистских желаний постановщиков. Кто из современных режиссеров отказывал себе в новом взгляде на любимого творца?

А для Елизаветы Мороз, куратора нового театрального направления Дома радио «Афеатрон», Гендель явно один из любимых. Еще в позапрошлом году она представила на пермской сцене ораторию «Триумф Времени и Разочарования», выполненную в квазибарочном духе, а нынешнюю церемонию организовала как концерт-пастиччо. Коронационные антемы, фрагменты из опер, ораторий, оркестровых сюит, арии, дуэты и хоры, а еще перформанс танцевальной группы musicAeterna Dance — казалось бы, довольно массивная конструкция, но не в случае с музыкой Генделя, стопроцентной барочной суперзвезды. Легкие для слушателя XVIII века, его сочинения и сейчас сохраняют обаяние доступности и энергетику поп-музыки. Не случайно Теодор Курентзис вышел к оркестру и хору в майке-борцовке, а вокальные партии исполнили совсем молодые, горящие вокалисты, завербованные musicAeterna. Это шесть выпускников первого набора Академии им. Антона Рубинштейна, каждый из которых получил, возможно, один из главных подарков в жизни — индивидуальную стратегию развития, разработанную Теодором Курентзисом, а вместе с ней билет в настоящую профессиональную жизнь. И все-таки несколько лет в Академии — это не то же самое, что 20 лет в musicAeterna. Выступая с коллективом-юбиляром, безупречно владеющим стилистикой, звуком и артистизмом, сложно скрыть даже незначительные погрешности. Однако среди всех, кто вышел на сцену, был и тот, кто блистал бескомпромиссно. От контратенора, солиста и вокального коуча Академии Андрея Немзера, в отличие от портрета Генделя, нельзя было оторвать ни ушей, ни глаз. 

Сцена из оратории «Триумф Времени и Разочарования»
Сцена из оратории «Триумф Времени и Разочарования»
Сцена из оратории «Триумф Времени и Разочарования»
Сцена из оратории «Триумф Времени и Разочарования»
Сцена из оратории «Триумф Времени и Разочарования»
Сцена из оратории «Триумф Времени и Разочарования»

Ежегодно одно из событий в Доме музыки — театрализованный перформанс, к которому современные композиторы пишут оригинальные сочинения, — посвящено тому или иному поэту. На этот раз прозвучали премьеры композиторов-резидентов Дома радио: Андреаса Мустукиса, Алексея Сюмака, Егора Ананко, Виктории Харкевич, Кирилла Архипова, Алексея Ретинского, а также Андреаса Камериса, Вангелино Курентзиса и Теодора Курентзиса. В предыдущие годы музыку писали на стихи Пауля Целана, Шарля Бодлера, Курта Вайля. А в этом году главным героем впервые стала женщина — русская поэтесса Марина Цветаева. И это уточнение действительно важно, потому что все «Вечернее собрание Марины Цветаевой», выстроенное на ее стихотворениях, отрывках из писем и дневников, оказалось рефлексией внутреннего женского — его столкновения и пересечений с мужским, его гендерной и внегендерной природы, проходящей сквозь творчество и жизнь поэтессы (вплоть до самоубийства).

Тема смерти вообще занимает особое место в поэтических перформансах Дягилевского. В этот раз режиссер Елизавета Мороз заставила зрителей прожить уход не метафорически, а физически. В драматургической кульминации актриса Александринского театра Янина Лакоба, сыгравшая Цветаеву, срывается в истерический крик: «Уходите!» Кажется, что это конец, и зрители собираются покинуть помещение. Волонтеры перехватывают порыв публики и перенаправляют ее в другую часть зала. После долгой рассадки перформанс продолжается. Истерзанная, мятущаяся среди оркестра и зрителей в первой части спектакля, во второй Лакоба предстает в образе Цветаевой — femme fatale, может быть, и самой смерти. Звучит шумовая композиция Теодора Курентзиса на стихотворение, написанное за несколько месяцев до смерти поэтессы. Текст «Все повторяю первый стих...» о болезненной непринадлежности Цветаевой к кругу близких людей, о столе, накрытом лишь на шестерых, когда есть седьмой, объясняет и идею «Вечернего собрания», в котором внемлющая публика дает поэту посмертный приют. 

Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»
Перформанс «Вечернее собрание Марины Цветаевой»

В конце фестиваля на входе в Дом музыки зрителей ждали искусственные свечи и запах ладана. Ладан — настоящий. Фирменный аромат musicAeterna, как и раньше, получают по старинке, разжигая фимиам в лампадке и совершая «каждение» в помещении. Если это случилось, жди настоящей мистерии: сакральной музыки, медленных шествий, темноты и никаких аплодисментов. Чтобы ситуация точно не напоминала концертную, зрителям не дают и программки. Ритуальный театр режиссера Анны Гусевой и маэстро Теодора Курентзиса разворачивается в пространстве, подобном театру древнегреческому, в котором зрительские трибуны окружают происходящее в центре. Среди его участников — хор musicAeterna, артисты musicAeterna Dance, а также два рояля, критская лира с ее неизменным хозяином Йоргосом Калудисом, арфа, орган, аккордеон, большая группа ударных инструментов, а еще — целая батарея волонтеров, чье полуторачасовое бдение направлено на сохранение подлинности происходящего.

Йоргос Калудис
Йоргос Калудис

Вместо занавеса — звонкие позывные рояля, отражающиеся в эхе у второго инструмента позади трибун. Вместо софитов — струящийся теплый свет, выхватывающий лица точечно, словно пробиваясь сквозь храмовые витражи. Культурный код мистерий Курентзиса-грека кроется в византийском обряде, а тот предполагает антифонное, поочередное пение хоров. Музыкальную симметрию дополняет физическая, воплощенная в движении хоровых масс и перформансе участников musicAeterna Dance. Облаченные в белое, они плывут по залу, складываясь то в симметричные, то в круговые узоры, наконец пересекая пространство по диагонали в лавровых венках и лучах контрового света. 

По традиции, концерт-энигма объединил произведения одной тематики, но разных эпох. Помимо антифонов византийской традиции, звучали раннехристианские гимны, средневековая Хильдегарда Бингенская, разный XX век в лице Рахманинова, Гурецкого, Пуленка и Бриттена, а еще Кнайфель и сам Теодор Курентзис. Вместе с его «Утренним песнопением» зал, успевший утонуть в аромате ладана, наполнился воздухом. И это не метафора, а постановочное решение, насколько легкое, настолько же удачное. Сидя во тьме на трибунах, не подозреваешь, что позади открываются огромные двери цеха. На выходе ждут свет, летний вечер, дождь, а еще кинетическая инсталляция «Бикапо» из ударных инструментов авангардного художника Германа Виноградова. Пока опус Курентзиса остужает намоленное пространство репликами аккордеона, рояля и сопрано, его нежный звон долетает из-за трибун вместе с естественным светом.

От коробки до ротонды 

Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»
Сцена из оперы «Самсон и Далила»

В этом году Дягилевский фестиваль представил две оперные постановки, раритетные для российской сцены: «Самсона и Далилу» Сен-Санса и «Трехгрошовую оперу» Курта Вайля. За день до премьеры в Фестивальном клубе проходили бесплатные лекции и встречи, так что публика была во всеоружии. 

Постановка «Самсона и Далилы» создавалась в сотрудничестве Дягилевского фестиваля и Пермской оперы, режиссером вновь выступила Анна Гусева. В последние годы ее спектакли шли в Доме музыки, идеально подходящем для вневременного, мифического модуса «Комедии на конец времени» Орфа, «Персефоны» Стравинского, Passion Дюсапена и других. Густонаселенные спектакли и крупные минималистичные декорации конструировали целый мир, на который зритель смотрел с уровня трибун взглядом сопричастного, а не «господина из партера». Новый спектакль, будучи еще одной монументальной фресковой композицией, на этот раз оказался замурован в сценической коробке Пермской оперы, самого маленького в России оперного театра. Декорации спектакля будто сжались до масштабов кукольного домика, и обнаружилось, что высокие каменные стены не такие уж высокие, а громадные каменные весы не такие уж и громадные. Вместе с солистами мрачное пространство сцены обживали их танцующие двойники из «Балета Евгения Панфилова», а еще парочка высоких серых гуманоидов на проекции. В этой тесноте и темноте любовная история Самсона и Далилы, чувственная и горькая, предстала скорее в нейтральных тонах, что, впрочем, не противоречило режиссерской задаче. Сюжет о борьбе народа Израилева и филистимлян, как поясняет Анна Гусева, воплотился в «опере о мире, находящемся в дисбалансе, как и сегодня». Тех же слушателей, кто пришел за красками позднего романтизма и напряжением любовного экстаза, а в антракте вздыхал со словами: «Они все равно не поженятся», — утешил оркестр Пермской оперы под управлением Владимира Ткаченко, наполнивший зал качественным и терпким звучанием. Дирижер небезосновательно заметил, что Сен-Санс словно специально писал «Самсона и Далилу» в расчете на пространство Пермского театра. 

Примечательно, что все большие спектакли на Дягилевском фестивале представили режиссеры-женщины. Среди них и Нина Воробьева, чья «Волшебная флейта» в прошлом году оказалась одним из лучших фестивальных событий. На этот раз интерес Нины пал на «Трехгрошовую оперу» Курта Вайля и Бертольта Брехта. Вообще, Дягилевский любит программные рифмы. На открытии — Гендель, далее — ремейк «Оперы нищего», созданной в XVIII веке в качестве насмешки над итальянской оперой Генделя. Серьезное и несерьезное, оперная церемония и пародия на оперу — все по законам бинарной природы карнавала. В веймарском шедевре Брехта — Вайля драматические актеры не только играют, но и поют обычными, неотесанными голосами, главные герои общаются с залом напрямую и никто из них не вызывает сочувствия. Музыкальная комедия о жизни социальных низов и коррумпированных верхов соткана из зонгов, кабаретных песен сомнительного содержания, джазовых мелодий и грубоватых хоров. Главный герой, убийца Макхит, концентрирует все самые омерзительные человеческие черты, становясь ключевым рупором политического воздействия спектакля. Так и должен работать эпический театр Брехта, перевернутый вверх дном, антиэскапистский и вызывающий. Тем удивительнее, что режиссер смягчила углы: вместо актеров пели их вокальные двойники, профессиональные солисты из хора musicAeterna, а Макхита вплоть до третьего действия заменял то дикторский голос за сценой, то кто-нибудь из других персонажей, почти не разделявших собственные и чужие реплики. Так где же был Макхит, он же Мэкки-Нож? Адаптируя постановку к пермскому контексту, режиссер дала ответ. «На Петропавловской, 25а», — бросила в растерянный зал одна из героинь. Это адрес Пермского театра оперы и балета, где в это время шел «Дон Кихот». Никто так и не узнал, сражался ли Макхит с ветряными мельницами. Появившись в третьем акте, он просто продолжил дикторскую читку по бумажке. Все эти загадки оставили много вопросов и мало публики к концу первого показа в ДК «Солдатова». 

Сцена из «Трехгрошовой оперы»
Сцена из «Трехгрошовой оперы»
Сцена из «Трехгрошовой оперы»
Сцена из «Трехгрошовой оперы»
Сцена из «Трехгрошовой оперы»
Сцена из «Трехгрошовой оперы»
Сцена из «Трехгрошовой оперы»
Сцена из «Трехгрошовой оперы»

Несмотря на обилие театральных событий, герои концертной сцены Дягилевского фестиваля никогда не остаются без внимания. Марафон из нескольких концертов с уходом в ночь для местной публики не вызов. Легкая пробежка между залами, и с джазового выступления musicAeterna Brass попадаешь на причудливый перформанс мультиперкуссиониста Петра Главатских, собравшего на одной сцене актрису Болливуда Шрию Саран, ансамбль традиционной индийской музыки «Хиндустани» и Струнный квартет им. Вайнберга. Авангардные опусы на фестивале по традиции исполнил Московский ансамбль современной музыки, солисты musicAeterna сыграли камерные сочинения из классического репертуара, за этнику отвечали Йоргос Калудис с критской лирой и Насир Шамма с арабской лютней. 

Неожиданный акцент фестиваль сделал на кино, устроив несколько лекций, показов и встреч с режиссерами. Лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров вновь привез в Пермь проект «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР». Несколько лет назад Нестеров задался целью «отделить музыку от кадра и соединять ее с  вечностью». Кропотливая работа с фондами и ремастеринг подарили новую жизнь киномузыке Шнитке и Каравайчука, выпущенной в релизах и исполненной на концертах. Новым героем проекта стал Александр Кнайфель — единственный композитор, успевший лично поучаствовать в работе. Он ушел из жизни в 2024 году, как раз во время проведения Дягилевского фестиваля.

Проект «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»
Проект «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»
Проект «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»
Проект «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»
Олег Нестеров
Олег Нестеров

В центре потертой деревянной ротонды Александра Бродского, находящейся в музее Permm, эмбиент-музыкант Илья Symphocat слился с устройством, похожим на синтезатор. С этой распределительной панели он управлял оркестром громкоговорителей, расположенных в зале. Звук саундтрека к малоизвестному фильму «Айнана» прорастал снизу вверх, переживая математическое становление, вычерченное в партитуре по принципу пирамиды: от гулких ударных и фрагментов магнитофонной ленты до кричащих человеческих голосов на вершине. Перед началом Олег Нестеров включил аудиозапись одного из последних телефонных разговоров с композитором, в котором тот удивляется природе снежинки — белой в скоплении и прозрачной при ближайшем рассмотрении. «Когда все на свете прозрачно, а главное, мы прозрачны, нам даруется белизна», — говорит Александр Кнайфель. Впечатляющее световое решение концерта словно визуализировало и  эту поэтическую метафору, и звучащую музыкальную вертикаль: множество лучей прорезало темноту зала сверху вниз и симметричными узорами ложилось на зрительские места.

Районы, кварталы, жилые массивы

Проект «Горизонты Д»
Проект «Горизонты Д»

На горизонте необъятного Дягилевского фестиваля появились альтернативные авторы. Их перформансы не претендуют на статус блокбастеров, не содержат замкнутых концепций и не заперты в четырех стенах концертной коробки. Проект «Горизонты Д» под руководством создателя независимого молодежного театра «Немхат» Александра Шумилина объединил молодых художников, режиссеров, драматургов, композиторов, балетмейстеров и продюсеров вокруг дягилевской идеи: «Искусство, чистое и свободное». Исследуя «Горизонты Д», непременно начинаешь исследовать себя. Например, можно испытать ужасное одиночество, отправляясь к обычному пермскому ЖК. Там на разных этажах поджидают открытые пустые квартиры, где разгром и шатание, эстетика и уют, признаки жизни и ее отсутствия напоминают, как похож быт людей, но насколько непрошенно чувствуешь себя внутри знакомого жилища — чужой жизни. Визит сопровождает история Вячеслава Короткого, профессионального полярника и, возможно, самого одинокого человека на планете (концептмейкер — Александр Шумилин).

В спортзале Дягилевской гимназии Анна Хирина представила концептуальный спектакль «Танцуй как человек, которого ты любишь больше всего на свете». Балет начался в 23:55. Волшебные блики диско-шара, пробуждающие забытое чувство предвкушения школьной дискотеки, разлетелись в пронзительной хореографии о женской уязвимости и взрослении, индивидуальности и социализации в школьные годы. Самое удивительное произошло после: к девушкам, оставшимся тихо лежать на полу, присоединились зрители, и спортзал утонул в хрупком рейве Лизаветы Лобан.

Сцена из спектакля «Танцуй как человек, которого ты любишь больше всего на свете»
Сцена из спектакля «Танцуй как человек, которого ты любишь больше всего на свете»
Сцена из спектакля «Танцуй как человек, которого ты любишь больше всего на свете»
Сцена из спектакля «Танцуй как человек, которого ты любишь больше всего на свете»

Неожиданные повороты в проектах «Горизонтов Д» и есть выплеск внутренней свободы, к которой их авторы стремятся. Пожалуй, самым впечатляющим среди них стал рейв в пермском трамвае. Выехав из депо в час ночи, трамвай собрал по 20 человек на трех остановках. Объявления на коми-пермяцком языке, фиолетовая подсветка, диджей, постепенно разогревающаяся толпа — все шло по плану, пока трамвай не остановился. Как выяснилось позже, из-за работ на путях. Можно только представить, каково было удивление сварщиков, увидевших перед собой ночной трамвай с дискотекой. Так, на окраине города, застыв в ночи, трамвай разгорался движением изнутри под строгие советы рабочих не смотреть на искры сварки снаружи.

 

Ссылка на первоисточник
наверх