На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

75 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...
  • Владимир Грачев
    Побольше бы таких материалов и, в первую очередь, для подростков и молодёжи. Они должны знать, что деды прадеды были ...Фрейлих
  • Александр Беспамятных
    Прочитал с удовольствием, жду(ждем) продолжения.Спасибо!Записки серийного...

За что фильм «Все, что нам кажется светом» получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля

20 февраля в прокат вышла индийская мелодрама «Все, что нам кажется светом», получившая Гран-при жюри на Каннском кинофестивале. Работа режиссера Паял Кападиа стала первой за 30 лет картиной из Индии, которую показали в конкурсе престижного смотра. О том, за что фильм получил признание критиков и множества институций, — в материале «Сноба».

Кадр здесь и далее из фильма «Все, что нам кажется светом»
Кадр здесь и далее из фильма «Все, что нам кажется светом»

Одним абзацем

Режиссеру Паял Кападиа удалось невозможное — заглушить шум многомиллионного Мумбаи, чтобы зритель мог прислушаться к историям трех подруг. Их уникальные проблемы (распад брака из-за командировки мужа, невозможная межрелигиозная любовь и потеря жилья) во взгляде Кападиа становятся обыденными: режиссер показывает, что всем людям тяжело сделать выбор в непростой ситуации и это нормально. Вместо того чтобы пускать своих героинь «во все тяжкие» и по спирали развивать конфликты, постановщица, наоборот, предлагает спокойно выдохнуть и принять, что они, как и мы все, находятся внутри потока реки под названием «жизнь» и важно уметь плыть по течению, а не бороться с ним.

Подробно

В мумбайском госпитале работают три подруги. Старшая медсестра Прабха (Кани Кусрути), чей муж давно улетел в Германию на заработки и перестал отвечать на звонки, замечает ухаживания от хирурга Маноджа и не знает, как на них реагировать; младшая коллега Прабхи Ану влюблена в мусульманина Шиаза (Хриду Харун), тайно встречается с ним по ночам, зная, что их родители не примут межрелигиозный брак и найдут детям подходящих супругов; тем временем кухарка Парвати сталкивается со страшным кризисом: у нее нет никаких документов на ее дом в трущобах, которые собираются зачистить застройщики для создания элитного жилья. Женщины помогают друг другу в нелегких ситуациях, стараясь как-то устроить свои жизни. 

Игровой фильм Паял Кападиа «Все, что нам кажется светом» стал первой индийской картиной в конкурсе Каннского кинофестиваля с 1994 года и заслуженно получил Гран-при жюри. Документальный полнометражный дебют Кападиа «Ночь незнания» (2021) был выстроен в формате писем от девушки к своему парню и рассказывал об истории политических демонстраций в университете, а также о проблеме кастового разделения общества. Интересна не сама форма произведения (во многом напоминающая неигровое кино конца 50-х годов во Франции), а то, с какой деликатностью и вниманием Кападиа снимает окружающую реальность, каким поэтическим языком ее описывает. Во «Все, что нам кажется светом» авторский подход не изменился: параллельно с игровыми кадрами мелькают документальные, захватывающие жизнь мегаполиса. Только в интерпретации Кападиа шумный город полон пауз и тишины. Интимный топ повествования — самое важное во «Все, что нам кажется светом», без него не были бы правдоподобны разговоры женщин о любви и политике, исчезло бы ощущение откровенности и искренности происходящих на экране событий. 

Вместо того чтобы изображать гламурный быт богачей, Кападиа выбирает в качестве своих героинь обычных людей — зарабатывающих честным трудом женщин, ведущих скромный быт в своих захламленных квартирках. Хотя Кападиа вместе с художниками по декорациям мастерски создала жилища главных героинь, она предпочла поэтическую романтизацию натурализму. Поэтому в кадрах нет «грязи» из цветов, в них доминируют бледно-розовые и бледно-синие цвета, подчеркивающие интимность происходящих событий. При всей изящности визуального решения «Все, что нам кажется светом» не приукрашивает жизнь трех женщин, она полна печалей и реальных проблем, знакомых в той или иной мере каждому человеку. 

Хотя линия кухарки Парвати никак не связана с любовными отношениями и потому может показаться лишней, все героини фильма принимают удары судьбы — Паял Кападиа интересно, как каждая из них по-своему справляется с трудностями. Казалось бы, что старшая Прабха уже готова бросить мужа и начать встречаться с доктором, но ей вдруг приходит посылка из Германии — красная мультиварка. Получается, она думала, что о ней совсем забыли, но это не так. Женщина растеряна и не знает, как ей поступить, — в таком положении находятся и ее подруги. 

Фактическая бесконфликтность сюжета «Все, что нам кажется светом», где героини на протяжении всего хронометража разбираются в своих чувствах, позволяет Кападиа выстроить мелодраму без правильных ответов на вопросы, в которой люди ведут себя так, как в жизни, часто нелогично. Подобный подход к написанию истории исходит из документального кино, порой не пытающегося сформировать книжный сюжет с «завязкой, развитием, кульминацией и развязкой», а отталкивающегося от реальности, где всем правит случайность. Кино Паял Кападиа пытается рассказать эту простую истину: нет никаких рецептов и ответов, чтобы понять реальность, нужно просто жить.

 

Ссылка на первоисточник
наверх