На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

69 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    ... А вдруг ЮП понравится моя компактная книжечка "Ну, что тебе сказать про СэШэА? "Литература — это ...
  • Владимир Акулов
    Споры на форуме - Пока мы были бедные и молодые ... Муж меня любил... Мне не изменял... Когда муж заработал ...Сама виновата! Не...
  • Владимир Акулов
    Споры на форуме - Мы прожили с мужем в счастливом браке 20 лет... У нас 2-е детей... Но недавно муж меня броси...Сама виновата! Не...

Интервью с художником Руди Молачеком

В столичной SISTEMA Gallery до 30 ноября идет персональная выставка австрийского художника Руди Молачека «Энергия цвета». В прошлом фотограф, снимавший для Vogue и Uomo, в 1980-х Руди начал работать для журнала Энди Уорхола Interview Magazine. Отсюда и начался путь Руди Молачека в живопись, где он нашел себя как абстракционист.

«Сноб» поговорил с художником.

Руди Молачек
Руди Молачек

В прошлом вы занимались фотоискусством. Как вы пришли к живописи и абстракции?

Как фотограф я был скорее кем-то, кто создает рекламу, пропагандирует моду — такая коммерческая, глянцевая история. В этой деятельности я довольно-таки преуспел. Но все мои друзья были художниками. Так или иначе я оказывался именно в их мире, а не в мире fashion-рекламы. Например, когда я стал преподавать в Университете прикладных искусств в Вене с 1980-х по 1990-е, или когда переехал в Нью-Йорк и стал работать с Энди (*Уорхолом — Прим. ред.). Я постоянно тусовался в мастерских и студиях своих приятелей.

Когда я начал коллекционировать картины, я начал рисовать и свои. Просто решил попробовать. Фотографией я был уже пресыщен, а глядя на друзей, я подумал, что рискнуть не так уж и сложно или страшно. Академического художественного образования у меня не было, но зато были вкус и насмотренность, свое чувство прекрасного. Я работал в мастерских у друзей-художников, входивших в движение «КоБрА», они подсказывали мне, что делать. Думаю, этого достаточно, чтобы начать. Так или иначе, я пришел к абстракции. Она характеризует меня и как автора, и как личность лучше всего.

Почему именно абстракция?

Она исходит как будто бы из самого ядра моей личности. Это эмоция в чистом виде, в чистом цвете. А у человека их много, и источник неиссякаем. В принципе, живопись — это что-то, что ты несешь изнутри во внешний мир, в отличие от фотографии. Я очень люблю хаос и шум, но вместе с тем я всегда ищу красоту. Нет ничего идеального, хотя вокруг идеально абсолютно все — все вокруг ровно такое, каким оно должно быть, и в своей естественности, где-то неправильности, оно прекрасно. Моя мастерская тоже далека от стандартов чистоты.

Получается, эмоции — ваш основной инструмент для работы и жизни?

Я все делаю на поводу у своих эмоций. Это как погружение. Ты входишь в ритм — щелк! — и тебя не остановить, рисуешь, работаешь. А бывает, когда я несколько дней ничего не делаю. Или недель. И это тоже происходит из-за эмоций, над которыми я не властен. Я просто следую им, не ругаю себя за них. В общем, прислушиваюсь к себе. Специально я себя не заставляю. Если у меня эмоциональный кризис, то я возвращаюсь в студию, я двигаюсь дальше, фиксирую этот эмоциональный застой так же, как фиксировал бы расцвет. За вдохновением иду прогуливаться по мегаполису — не могу сидеть в тишине, поэтому часто выхожу за пределы студии во время работы, на «перекур». Еще я много слушаю музыку в работе.

У эмоций в ваших работах есть свои собственные, постоянные цвета? Например, грусть — голубая, любовь — розовая, меланхолия — желтая.

Нет, я не присваиваю чувствам постоянные оттенки. Сложно сказать, какого цвета чувство, пусть, как ни парадоксально, я исследую это в своих работах. Эмоция на то и эмоция, что она всегда разная — в этом и смысл. Сегодня я испытываю любовь совсем нежную, в пастельных тонах. Завтра к ней прибавится страсть или печаль, и это будет уже совсем новая палитра. А может быть и новый цвет, который получится за счет смешения красок, которые я выберу по настроению.

В экспозицию вошли ваши работы, созданные в 2010-е — 2020-е годы. Почему именно этот отрезок времени?

С появления идеи сделать выставку и до ее открытия прошло всего пару месяцев. Решение было принято очень быстро, и это одна из причин, по которым произведения, представленные в экспозиции, эти, а не другие. Я бы не успел сделать новые, так что специально для SISTEMA Gallery я ничего не писал, только выбрал из того, что есть. Но я был заинтересован показать блок работ, которые создал в последние 10–12 лет.

Вместе с тем, я бы не сказал, что это ретроспектива. Это слишком громкое слово. И отследить мой художественный путь, наверное, по этой выставке тоже не получится — я не ставил это своей целью, когда отбирал работы. Я лишь хотел донести до зрителя ощущение цвета, его энергетику. Думаю, это в некотором смысле путешествие по тем чувствам, которые испытываю и я, и другие люди.

Без названия, 2015 год
Без названия, 2015 год
Без названия, 2016 год
Без названия, 2016 год
Без названия, 2023 год
Без названия, 2023 год

Вы впервые представляете работы на критику российскому зрителю?

Около 20 лет назад я уже приезжал сюда со своими работами — на ярмарку АРТ Москва, в Доме художника (*с 2022 года проходит в Гостином дворе на Ильинке — Прим. ред.). Тогда было очень интересное время: я экспериментировал с цифровым искусством. Мы только начали увлекаться компьютерами, а я, как фотограф, понимал в этом чуть больше остальных художников, так что чувствовал себя немного новатором. Сейчас технологии на месте не стоят, и мне нравится то, что делают некоторые художники вместе с нейросетями. Чем больше инструментов для самовыражения — тем лучше.

Но, все-таки, лично я для себя понял, что мне цифра не так близка. Оттенки, созданные на компьютере, более четкие и ожидаемые. В этом нет магии, только математика. Они слишком мягкие или слишком чистые, немного мертвые, что ли. В них нет жизни, они плоские и холодные. В общем, совсем не то, что кистью на холсте, когда ты никогда не знаешь, что получится в итоге, когда не можешь с уверенностью повторять один и тот же оттенок много раз.

Приехав в Москву сейчас, вы ощутили прилив ностальгии? Как вообще оцениваете художественное состояние города?

Город очень сильно изменился. Но все эти годы я поддерживал связи со своими русскими друзьями, художниками в том числе — Саша Паперно, Ольгой Чернышевой, Константином Звездочетовым. Тогда, 20 лет назад, Россия была немного другим миром, но очень манящим в арт-среде. Здесь проходило столько мероприятий, куда приезжали яркие представители европейского художественного сообщества.

Да и долететь было проще — сейчас я летел в Москву из Вены аж 9 часов. Сейчас, конечно, западных художников стало меньше. А вот галерей, кажется, наоборот, только больше. И это замечательно — это площадки для знакомства с локальным искусством, которое интересно и мне, как иностранцу, а не только местным.

Беседовала Тамара Лорка

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх