Музей Москвы и команда «Товарищества поморского судостроения» представили уникальный проект «Мангазейский морской ход: технология открытий» о путешествии по старинному торговому пути из Архангельска в первый русский город за Полярным кругом — Мангазею. «Сноб» рассказывает о самых занимательных экспонатах выставки.
Выставка «Мангазейский морской ход: технология открытий» идет в Музее Москвы до 19 ноября. Проект показывает, как команда исследователей, ученых и художников сначала строила карбас «Матера» во дворе Музея Москвы летом 2023 года, а затем покоряла на нем северные моря. Посетители смогут увидеть фотографии нетронутых рукой человека природных красот, диких животных, узнать о трудностях экспедиции из уст ее участников и даже почувствовать запах приключений, который исходит от карбаса.
Фотографии
Первое, что бросается в глаза в экспозиции, — многочисленные фотографии. Они распределены по всему пространству выставки и рассказывают буквально о каждом этапе экспедиции — с момента постройки карбаса «Матера» до причаливания к Мангазее. Можно посмотреть на дикую природу, животных, которые прячутся от назойливого интереса путешественников, и, главное, на людей в непростых условиях.
Истории
Фотографии сопровождаются историями участников экспедиции. Пройти путем поморских первопроходцев — задача непростая. Не каждый мужчина выдержит проверку сильным ветром, отсутствием тепла и привычных удобств. Именно поэтому после испытания Ямальским волоком в экспедиции осталось всего четыре человека.
Карбас «Матера»
Конечно, центральным объектом выставки является сам карбас «Матера», на котором команда «Товарищества поморского судостроения» совершила историческое путешествие. Карбас — деревянная парусно-весельная лодка. Его начали строить летом на архангельской верфи Товарищества поморского судостроения и частично в Музее Москвы. В строительстве применялись старинные поморские плотницкие приемы, которые обеспечивают карбасу большую надежность и прочность. Издавна для изготовления самых важных изогнутых элементов такого судна — киля, штевней, шпангоутов — судостроители Поморья использовали кокоры — стволы дерева, переходящие в крепкий корень. Эта прочная часть дерева способна выдержать мощный шторм. В наше время кокоры для «Матеры» вытаскивали из леса под Архангельском. Затем традиционная поморская лодка «сшивалась» специально подготовленной еловой веткой — вицей. А в конце судно покрыли смолой, которую добыли из корней дерева.
Фильм «Мангазейский морской ход»
Увидеть экспедицию в деталях можно на большом экране — прямо напротив карбаса в экспозиции транслируется фильм от первого лица. Здесь посетителю покажут «рецепт» постройки карбаса и расскажут, почему его нарекли «Матера», зависела ли экспедиция от течения и шторма и как команда мореплавателей повторила одну интересную древнюю традицию: установила поклонные кресты на берегах Белого моря.
«Маточки»
Это поморские компасы, которые представляли собой круглую деревянную, металлическую или костяную коробочку 4–5 см в диаметре. Внутри этого устройства на специальном шпеньке в подвешенном состоянии находилась компасная бумажная картушка с двумя намагниченными иглами. Картушка изготавливалась и расписывалась поморами вручную. Сверху маточка закрывалась специальной крышкой. Работать с компасом доверялось только кормчему, он носил его с собой в специальном кожаном мешочке и передавал из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии. Первым документальным доказательством наличия у русских поморов магнитного компаса служит выдержка из дневников арктической экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца конца XVI века. 12 августа 1597 года голландцы встретили в море русский корабль и записали: «Русские принесли свой небольшой морской компас и стали показывать, что Кандинес (Канин-Нос) находится к северо-западу от нас; это же самое показывал и наш компас...».
Автор: Ольга Янковская
Свежие комментарии