На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

55 подписчиков

Свежие комментарии

Пабло Пикассо и кролик в огне: 10 необычных винных этикеток

«Сноб» рассказывает о 10 самых креативных винных этикетках последнего столетия и о том, как на них повлияли известные художники, ковид и светомузыка.

Иллюстрация: Лика Сочкина

Château Mouton-Rothschild & Жан Карлю, 1924

Кубизм произвел переворот в искусстве начала XX века. Выставки Пабло Пикассо и Жоржа Брака вызывали скандалы, а критики обвиняли художников этого направления в отрыве от реальности. В своих работах они не копировали окружающий мир, а раскладывали его на геометрические фигуры, превращая естественные формы в трапеции, цилиндры и конусы. К середине 1920-х годов интерес к кубизму начал постепенно спадать, уступая место экспрессионизму. Это заметил Филипп де Ротшильд — поэт, знаток современного искусства и наследник одного из самых известных винных домов мира Château Mouton-Rothschild.

В 1922 году винодельня Château Mouton-Rothschild в Бордо находилось в упадке: здания требовали ремонта, в них не было электричества и телефонной связи. Предприятием управляли люди, которых больше волновала прибыль, а не качество напитка. Видя это, Филипп де Ротшильд уговорил отца передать бразды правления ему и лично занялся виноделием. Чтобы обратить внимание покупателей на свою продукцию, Филипп де Ротшильд пригласил нарисовать винную этикетку художника-кубиста Жана Карлю.

В этикетке Ротшильд хотел соединить классику и модерн, заказать модный и скандальный дизайн, но при этом следовать классической традиции виноделен, то есть изобразить главный дом винного хозяйства и фамильный герб династии. Однако Жан Карлю решил привнести в макет еще один элемент.

Вид имения Мутон в 1838 году Фото: Charles Lallemand / Wikipedia / CC0

Помня, что замок Ротшильдов называется Mouton («баран» — фр.), художник изобразил на этикетке баранью голову. На завитке рога держится само шато, составленное из квадратов и прямоугольников. Рядом с ним нарисованы колчан и стрелы, которые символизируют основателя династии Ротшильдов банкира Ансельма Майера и его потомков. Этикетка Жана Карлю положила начало сотрудничеству именитых виноделов и известных художников.

Château Mouton-Rothschild, Филипп Жюллиан, 1945

В 1945 году этикетку для одного из вин шато Ротшильдов нарисовал Филипп Жюллиан — книжный график, автор иллюстраций к книгам Оноре де Бальзака, Федора Достоевского и Марселя Пруста. Жюллиан часто использовал в своей работе приемы гротеска, однако, выполняя заказ именитой семьи, решил остановиться на минимализме.

Большую часть этикетки занимает изображение семейного герба и перечисление династических регалий. Наверху график изобразил букву V, окруженную лавровым венком и виноградными листьями. Любой, кто в 1945 году видел новое вино от Ротшильдов, понимал, что оно посвящено победе над Германией. Винтаж вина Жюллиан указал не числовым значением, как делают все виноделы, а словосочетанием Annee de la Victoire, которое означало, что напиток был произведен в год победы.

Château Mouton-Rothschild & Пабло Пикассо, 1973

Винтаж 1973 года Château Mouton-Rothschild считается чуть ли не самым легендарным. В этом году шато из Бургундии вновь получило статус Premier Grand Cru Classe, что означает «лучшая винодельня среди лучших производителей бургундских вин», которым в последний раз обладало в XIX веке. Тогда же, в 1973 году, из жизни ушел Пабло Пикассо, с которым Ротшильды поработать не успели. Чтобы отдать дань уважения художнику, владельцы винодельни обратились к его вдове Жаклин Рок и попросили ее выбрать одну из акварелей мастера для украшения бутылки винного дома. Вместе с предоставленной работой на этикетке была и надпись: «В знак уважения к Пикассо (1881–1973)». Позже Ротшильды закажут еще несколько этикеток у легендарных художников, например, у Энди Уорхола (1975) и Ильи Кабакова (2002). Все эти вина и этикетки, созданные самыми разными художниками, например Сальвадором Дали в 1958-м, Василием Кандинским в 1971-м, составили коллекционный фонд, который продается на аукционах.

Винный погреб Шато Мутон-Ротшильд в Пойяке Фото: Legion-Media

Lazarus Wines & Baud, 2008

В испанском хозяйстве Lazarus Wines работают слепые виноделы. Его владельцы считают, что невидящие от рождения люди имеют более чувствительные вкусовые и обонятельные рецепторы, чем зрячие. Такое предположение появилось у них в 1999 году, когда к работе над очередным вином был приглашен винодел, не имевший зрения. Тогда же владелец Lazarus Wines Антонио Томас Паласиос обнаружил, что слепой специалист определяет достоинства и недостатки напитка гораздо быстрее, чем другие его сотрудники и даже он сам. Более того, приглашенный винодел говорил, что надо исправить в молодом вине, чтобы его вкус в будущем не испортился.

Заметив талант слепого специалиста, Антонио стал нанимать в свое хозяйство незрячих людей, обучая их распознавать мельчайшие нюансы вкуса и аромата виноградного напитка. Уже больше 15 лет на основе их дегустаций в Lazarus Wines принимают решения о температуре брожения вина, степени аэрации, длительности мацерации с кожей, времени выдержки и типе бочки для нее. Чтобы рассказать о способностях своих сотрудников миру, в 2008 году Антонио Томас Паласиос попросил разработать дизайн этикеток агентство Baud. Его художники отказались от создания изображений и поместили на этикетки бутылок информацию, набранную шрифтом Брайля. Она сообщала о сорте винограда, годе его сбора и названии винодельни.

Finca de la Rica & Dorian, 2011

Специалисты испанского хозяйства Finca de la Rica из Риохи считают, что расслаблять должно не только вино, но и занятие, во время которого его пьют. Дизайнеры креативного агентства Dorian поместили на этикетках этой винодельни знакомые многим головоломки. На одной надо пройти через лабиринт из точки А в точку В, на другой — соединить числа, чтобы попасть на винодельню и дополнить пейзаж, на третьей — найти слова среди множества букв. Последнюю задачу решить может только тот, кто говорит по-испански.

Motif & En Garde, 2013

Начало 2010-х стало временем массовой регистрации пользователей в Instagram*: c 2010-го по 2012-й их количество выросло почти на 30 миллионов. Винодельни начали использовать социальную сеть* как одну из площадок для продвижения. Вино должно было быть заметным, чтобы не потеряться в бесконечной ленте социальной сети*, то есть иметь необычный и узнаваемый дизайн. Именно такой заказала винодельня Via Verde у австрийского креативного агентства En Garde. На этикетке вин не было ничего, кроме абстрактных рисунков. На части из них из-за оптической иллюзии статичный узор казался слегка подвижным.

Pedro Martínez De Nariz & Николас де Майя, 2014

Ежегодно в Испании проходит конкурс сомелье «Золотой нос». Его участники должны угадать пять разновидностей вин со всего мира, используя только обоняние. В 2014 году победителем этого соревнования стал испанский сомелье Педро Мартинес. Тогда же он решил посвятить своей победе вино.

Приз конкурса «Золотой нос» Фото: Legion-Media

Мартинес обратился к дизайнеру Николасу де Майя, который не просто изменил этикетку, а отменил ее. Вместо привычной бумаги с названием сорта и годом сбора урожая он поместил на стекле бутылки скульптуру золотого носа с широкими ноздрями.

Viu Manen & Каталина Аббот, 2018

Почти весь XX век этикетки сообщали о том, где был собран виноград, какого он сорта, кто сделал это вино, либо игриво намекали на его стилистику. Несколько лет назад виноделы решили изменить стратегию и с помощью этикетки запутать своих покупателей.

В 2018 году чилийская винодельня Viu Manen выпустила линейку Secreto. На ее этикетках были помещены иллюстрации художницы Каталины Аббот, отсылающие одновременно к работам Пабло Пикассо и Жан-Мишеля Баскии. На одной из них антропоморфная фигура подсматривает за чем-то из-за ширмы, а на другой — проникает в бутылку, будто пытаясь в ней что-то найти. Эти изображения продолжают задумку авторов линейки Secreto. Согласно ей, производитель сообщает на бутылке только о преобладающем сорте винограда, из которого сделано вино, а остальные сорта бленда держат в секрете.

Vismino & теория светомузыки Скрябина, 2018

Некоторые ученые считают, что у коров особое восприятие классической музыки. А фермеры иногда даже включают животным произведения классиков, чтобы увеличивать удои. В 2018 году грузинские виноделы решили провести такой же эксперимент с виноградом.

В течение сезона на винодельне Vismino в Рача-Лечхуми ставили произведения Иоганна Баха, Антонина Дворжака, Клода Дебюсси, Ференца Листа, Фридерика Шопена и других классических композиторов. Чтобы нарисовать винам этикетки, виноделы обратились к теории светомузыки Александра Скрябина, в которой каждая нота имеет свой цвет. Специалисты подключили трубки с краской к пианино и поставили рядом с ним холст. При исполнении произведений трубки выстреливали краской на полотно, изображая музыку в цвете. На этикетке вина из каждого сорта изображена абстракция того произведения, которую его лоза «слушала», пока росла. На количество урожая исполнение классиков не повлияло.

Исмаэль Фигини & виртуальный бренд 2020

Для Аргентины 2020 год был сложным: сначала карантин из-за коронавируса, затем сильный экономический спад в стране. Чтобы поддержать аргентинцев, дизайнер Исмаэль Фигини придумал виртуальный винный бренд, который существует только в интернете, и разработал для него этикетку. Она отсылала к популярному мему с собакой, пьющей кофе в горящем доме. Вместо собаки дизайнер поместил на рисунок окруженного огнем кролика с наполненным винным бокалом, как бы намекая, что, несмотря на весь кошмар вокруг, всегда есть время насладиться бокалом вина. Выбор животного автор никак не объяснил.

Автор: Алексей Синяков

*Соцсеть принадлежит Meta, запрещенной в России экстремистской организации.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх