Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике — рассказывает креативный продюсер мультимедийного фестиваля «Биомеханика» Ирина Севастьянова.

Мы живем в странное время — по ту сторону будущего. В реальности, которую живо представляли себе композиторы и инженеры столетней давности: с беспроводными технологиями, возможностью синтезировать речь и создавать музыку, даже не имея специального образования. Мечтатели прошлого все это предсказали, а еще они верили, что музыка будет всюду и в отличном качестве, а на смену симфоническим оркестрам придут компактные устройства. Фантасты от мира музыки могли бы только позавидовать сегодняшнему инструментарию композиторов, позволяющему, например, услышать партитуру на компьютере еще в процессе ее написания.
Единственный нюанс заключается в том, что композиторы за прошедшие сто лет растеряли статус властителей дум. Премьера оперы или балета больше не находится в категории «обязательно к просмотру», как это было в XIX веке, во времена Рихарда Вагнера, когда даже просмотр в неудобных креслах его четырехчасовых постановок и полное неприятие его как личности не позволяло публике пропускать спектакли. Обожать или ненавидеть — дело каждого, но не знать совсем — немыслимо. Сегодня ситуация обратная: редко кто знает имена ныне живущих композиторов. Исключение составляют разве что авторы саундтреков, но это и не вполне самостоятельная музыка, а часть фильма.
Активное развитие музыкальной индустрии в XX веке раскололо композиторское сообщество на тех, кто пишет «прикладную», или коммерческую, музыку, и тех, кто продолжает заниматься «академической», или серьезной, музыкой. Электроакустика явилась некоторым альтернативным направлением в академическом мире и снабдила авторов актуальными технологическими средствами выражения. Электричество позволило синтезировать и записывать звуки, а чуть позже — визуализировать или соединять их с другими элементами, например со светом или видео. Сегодня и сонграйтер, и композитор, сочиняющий для павильона Венецианской биеннале, используют схожее программное обеспечение и методы работы с материалом.
Развитию синтетических жанров способствовали арт-институции: в музеях и на выставках композиторам поставили неординарные задачи, в результате чего и родились новые жанры — инсталляции, перформансы и сайт-специфик произведения (созданные для конкретного пространства и условий).
В нулевые изучение электроники стало частью многих образовательных программ для композиторов, а на смену классическим инструментальным ансамблям пришли музыканты, увлеченные перформативными практиками и освоением новых технологий, например датчиков движения или VR.

Мультимедийная музыка — строящаяся на взаимодействии инструментальных тембров, электроники, света и видео — не обошла стороной классические залы, но и не закрепилась основательно: для ее воплощения там часто нет технических условий. Зато она органично вписалась в арт-кластеры, театральные блэкбоксы и клубные пространства. Для обычного посетителя филармоний она не вполне близка и понятна, ведь нередко строится на отсылках к компьютерной эстетике. Академические институции, впрочем, от экспериментальных форм не отказываются: да и как еще передать публике сильнейший эмоциональный опыт, если не через соединение визуального, аудиального, пространственного и интерактивного?
Сегодняшние композиторы, в отличие от своих предшественников, в далекое будущее почти не заглядывают — их предмет настоящее. В нем гораздо больше пугающего и неизведанного, и об этом они предлагают поразмышлять публике через свои произведения.
Свежие комментарии