На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

60 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Расторгуев точка док. Фильм о главном документалисте эпохи 

Одна из самых ожидаемых и громких премьер фестиваля «Артдокфест» этого года — фильм «Расторгуев», история самобытного, бескомпромиссного, яркого документалиста эпохи. Автор картины — жена убитого в Центральноафриканской Республике режиссера, Евгения Останина. О фильме, жизни и смерти с ней поговорил Ренат Давлетгильдеев

С Евгенией Останиной мы встретились у входа в галерею «ГРАУНД Солянка». Лично знакомы не были, но довольно быстро перешли на «ты». «Есть сигаретка?» — решил, что мой первый вопрос в интервью будет таким. Сигаретки не нашлось, так что пошли за табаком в ближайший магазин. На кассе — традиционный аттракцион с современными атрибутами: маски, паспорта, перчатки. Суматоха. Все с шумом и грохотом выпадает из карманов. По очереди обмениваемся парой ненавязчивых шуток про время. Так и подружились. Съемку в галерее в итоге решили отложить и для начала выпить в баре за углом.

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Когда ты решила делать фильм про Сашу?

Слушай, я вообще этого не решала.


Ɔ. Само решилось?

Это шло от всего документального сообщества. Книги про Сашу, фильмы про Сашу. Кто только ко мне не обращался. Но я первый год просто бухала. Первый год я даже фотографии Сашины не смотрела. Ко мне Евгений Гиндилис (продюсер фильма «Расторгуев». — Прим. ред.) полгода заходил со всех сторон с этим проектом, спрашивал, хочу ли я подключиться. Я неизменно говорила: извините, но нет, я не готова, я не хочу. В конце концов сказала так: если у вас будет полная жопа — обращайтесь. И когда у него настала полная жопа, я взялась за кино.


Ɔ. Что именно случилось?

Авторский коллектив разошелся во мнениях. В итоге все разбежались.


Ɔ. Узнав, что ты сделала фильм про Сашу, я, мягко говоря, удивился потому что не представляю, как можно делать кино о самом близком человеке, которого больше нет. Это ведь очень больно.

Я подумала, что это будет хорошая арт-терапия.


Ɔ. Пережить утрату, выйти из травмы с помощью фильма?

Да. Я поняла, что сама не могу. И еще это был профессиональный вызов. Даже если абстрагироваться от личных отношений, это дико сложная задача — снять фильм о человеке, про которого ты уже не можешь ничего доснять. Я не знала, какой материал уже собрали ребята. Мне Гиндилис показал трейлер, он был очень хорошим, но в итоге практически ничего оттуда в фильм не вошло.

Первый трейлер фильма «Расторгуев»

То, что начала собирать команда до прихода в проект Евгении Останиной, на практике оказалось набором осколков. Вот — Саша на домашних посиделках. Вот — на съемочной площадке. Вот — выпивает. А вот — с камерой в руках. «О чем это кино? — задавала себе вопрос Женя. — Что я хочу сказать об этом человеке?» Сам Саша, когда учил Женю снимать (она была далека от документалистики, занималась наукой, работала в университете и случайно решила помочь мужу с проектом «Реальность» — так и задержалась в кино надолго), говорил так: сперва придумай финал, потом начинай. 


Ɔ. И что ты придумала?

Я решила выстроить историю вокруг Сашиных увольнений. Взяла последнее увольнение с «Радио Свобода» и первое увольнение с ВГТРК. И таким образом попыталась показать контраст. Вот — государственный холдинг, вот — условно либеральное издание. Но Саша везде был лишним. Он не подходил ни вашим, ни нашим. Человек вне системы.

История с «Радио Свобода» крайне важна в контексте нашего разговора. Скандал с Александром Расторгуевым случился за четыре месяца до его убийства в ЦАР, в марте 2018 года. Документалист тогда работал в московском офисе американской медиакомпании и снимал фильм о президентской гонке в России. Вышел он под названием «Выбирая Россию/Electing Russia», незадолго до смерти режиссера. Для съемок одного из эпизодов фильма Расторгуев отправился вместе коллегами-документалистами Машей Павловой и Кириллом Радченко в Чечню. А чтобы избежать проблем, получил удостоверение доверенного лица кандидата в президенты в штабе Ксении Собчак.

Дальше история разворачивается довольно грязно. Ребята подписывают доверенности наблюдателям на выборах от Алексея Навального. Пользуясь этим поводом, Ксения Собчак настаивает на увольнении Расторгуева с работы. Как утверждает съемочная группа фильма, на самом деле поводом для конфликта стала личная месть Собчак за то, что Саша использовал в кино эпизоды с ее участием. «Она шантажировала его еще до истории с подписями и просто ей воспользовалась, когда он уже был в Чечне, на съемках», — рассказали «Снобу» создатели фильма «Выбирая Россию/Electing Russia».

В итоге документалиста с «Радио Свобода» за то, что он нарушил этический кодекс медиа и принял участие в политической кампании. Расторгуев остался без работы и денег. И вскоре принял предложение полететь в ЦАР снимать фильм о «Группе Вагнера» и российских наемниках, несмотря на явную непроработанность командировки, плохое продюсирование сложной поездки и проблемы с безопасностью.


Ɔ. Был момент, когда ты винила кого-то в смерти Саши?

Даже если бы я хотела, я не смогла бы передать то, что я тогда пережила. Я сама удивилась тому, какая гамма чувств, оказывается, разворачивается перед тобой, когда встречаешься с реальной трагедией. Я не отговаривала его от поездки. И потом не раз прокручивала этот момент в голове. Могла ли я, если бы знала, чем закончится командировка, просто не выпустить его из квартиры? Нет, не могла. Кем бы я тогда была в его глазах? Да и сам момент: человек-трудоголик четыре месяца сидел без работы. Но к тому, как была организована поездка, у меня, конечно, очень много вопросов. И в фильме это тоже есть.

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Не боишься, что фильм поднимет новую волну выяснений отношений?

Не боюсь. Меньше всего я думала о том, что подумают другие. Я думаю, что Саша для всех был разным человеком. Я сделала фильм про такого человека, которого видела, знала и любила я.


Ɔ. Твой фильм — это некий памятник Саше? Даже в нынешнем трейлере он говорит про память о себе, которую должен оставить любой художник.

Да, это такое заигрывание.


Ɔ. Заигрывание со зрителем?

С собой, конечно. Я не люблю слово «памятник». Как раз таки задача была иной — прожить жизнь человека. Насколько это вообще возможно. В фильме нет смерти. Это история о жизни и о живом человеке.


Ɔ. А существует ли вообще смерть для художника? Физически человека нет, но он остается в своем творчестве.

Наверное, как раз мысль о том, что метафизическая жизнь Саши не заканчивается убийством в ЦАР, помогла мне переосмыслить свое отношение к тому, что произошло. К тому, что Саши нет. И что мне нужно с этим как-то жить.

Фильм «Расторгуев» 8 апреля в кинотеатре «Октябрь».

В подготовке материала участвовали Екатерина Терехова и Анастасия Глухих

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх