На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

91 подписчик

Свежие комментарии

  • Дмитрий Зайцев
    — …Понимаешь, женщины кричат во время родов. — Я думала, они поют песни. — Они кричат на родном языке… Так что ты буд...«Муж присутствова...
  • Людмила Лепаева
    Дешевле за границу съездить чем на Алтай цены как в Москве она его и скупилаВне сезона: почем...
  • Maxim
    Здание СЭВ можно по  прямому назначению использовать : БРИКС, весьма - символично.. Даже собираются создавать организ...Елизавета Лихачёв...

Катерина Мурашова: как помочь младенцу адаптироваться

Что действительно важно для младенца в первый год жизни? Как помочь ему адаптироваться, какие навыки развивать, а какие процессы оставить идти естественным ходом — практические советы психолога Катерины Мурашовой.

По почте пришло вот такое письмо от читательницы.

«Здравствуйте, уважаемая Катерина!

Большое спасибо Вам за колонку на "Снобе".

В одном из материалов вы рассказывали о книге, где в трёх словах была описана практика обучения справления нужды младенцами по команде мамы. Я прониклась приведённым предостережением о том, что памперсы задерживают речевое развитие на несколько месяцев, и в поисках других упоминаний об этой методике прочитала все ваши публикации на "Снобе". Получила море удовольствия, но так и не нашла ничего о том, как же научить младенца писать по команде. Вы не могли бы рассказать поподробнее?

И второй вопрос — будут ли ещё публикации на тему? Про то, как проводить время с младенцами, вообще пишут удручающе мало, а вопросов очень много. Надо ли отвечать малышу на каждый звук? Или иногда пусть поболтает сам с собой? Надо ли его гладить, если он ругается? Всё ли время бодрствования малыша нужно держать перед его глазами что-нибудь интересное, или можно оставить его смотреть в потолок? Сколько на самом деле времени можно держать малыша в слинге, если кормить в слинге не получается? Надо ли говорить с ним на языке страны, в которую мы эмигрировали, если мы и сами не очень твёрдо знаем этот язык?

С уважением,

Мария, 40 лет, мама Златы, 12 недель»*.

Надо признать — про младенцев я действительно пишу очень мало.

Во-первых, потому что всё-таки не чувствую себя специалистом. Есть же такая специальная область — неонатология. Одно время (на протяжении лет двадцати) у нас в поликлинике было соответствующее отделение, и там работали специальные врачи — неонатологи. Вот они в младенцах разбирались профессионально и со всех сторон. И они же мне объяснили, что младенцы (до года) не только совершенно особые существа, но и болеют совершенно по-другому, чем взрослые люди. Потом отделение почему-то закрыли.

Во-вторых, по части младенцев у меня не так уж много опыта — мои собственные дети давно выросли, а семьи с младенцами ко мне хоть и обращаются регулярно, но не так уж часто.

Поэтому, решив откликнуться на просьбу Марии, я сразу поняла, что сначала должна сообщить, что в этой теме я буду выступать скорее как биолог-эмбриолог (это вообще-то моя самая первая специальность, зафиксированная в соответствующем дипломе), и предупредить, что всё ниже сказанное является вовсе не истиной в последней инстанции, а всего лишь моим собственным мнением, основанным на сочетании образования и личного опыта.

Итак, первое, что мне хотелось бы сказать о младенцах, и это то, что, на мой взгляд, часто упускают при обсуждении этой темы: младенцы — это переходная форма. Весь первый год жизни любой младенец приспосабливается к уже свершившемуся в его жизни кардинальнейшему переходу — от водного образа жизни к жизни в воздушной среде и на суше.

Первые девять месяцев нашей жизни мы с вами все — водные существа, помним, да? А потом, сколько там нам отведено ещё — сухопутные.

А младенец — он на переломе, и, следовательно, его главная функция — приспособиться. А главная функция ухаживающих за ним людей — помочь ему это сделать. Вот в этом ключе я и предлагаю младенческий возраст рассматривать.

Все мы знаем, как разнообразна этнография детства географически и исторически. Есть африканские племена, где матери до сих пор всё время носят младенцев на себе. Наш славянский крестьянский младенчик ещё 200 лет назад фактически до года лежал туго запелёнутый в люльке, подвешенной к потолку в полутёмной избе, занавешенный тряпочкой (чтобы комары и мошки не кусали), всё время покачивался в трансе, да ещё и тряпочку с маковым жмыхом сосал…

Всё это разнообразие, тем не менее, в своё время прошло сито естественного отбора (все человеческие группы были равно заинтересованы в том, чтобы сохранить как можно больше своих младенцев живыми и здоровыми) и одинаково позволяло вырастить нормальных, вполне адаптированных членов тогдашних сообществ.

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что любые конкретные рекомендации про младенцев типа «вы должны четыре раза в день класть его вот туда и строго вот так, проводить с ним не меньше вот стольки-то часов в день и пять раз в три подхода, начиная с двух с половиной месяцев, показывать ему то и это» — они совершенно от лукавого, абсолютно не обязательны к исполнению конкретным родителем и находятся строго на совести выдавшего их «специалиста».

Но давайте же всё-таки поищем какие-нибудь общие пункты и попробуем сформулировать общие соображения?

Итак, главная задача младенца на протяжении первого года — это приспособиться к новому образу жизни. Дыхание, еда, движение, борьба с микробами и вирусами, восприятие окружающей среды, коммуникация, попытки овладения и управления — сначала своими членами, а потом и доступными предметами. Именно в такой последовательности. (Сознательное обучение управлению окружающими людьми лежит за пределами рассматриваемого нами сегодня возраста — это уже полтора-два года.)

Любая помощь от окружающих на этом длинном и сложном пути — плюс к успешной адаптации и правильному и благополучному развитию младенца.

Чем же конкретно могут помочь родители?

Для начала давайте используем самые общие соображения. Ну вот если бы вы вообразили себе совершенно абстрактное, не умеющее самостоятельно передвигаться существо в сложном переходном периоде на вашем попечении (вы даже не знаете — от чего и к чему оно переходит). Какие условия вы бы ему для начала создали? Постоянное, безопасное, спокойное и достаточно чистое место для «лежки» — раз. Много свежего воздуха — два. Регулярное, но не обильное кормление — три. Наличие вблизи и в постоянном доступе чистой и свежей воды — четыре. Отсутствие долгих громких звуков и резкого света — пять. Умеренное тепло, но отсутствие жары — шесть. Не надо слишком часто и слишком сильно его «тормошить и таскать» — семь.

Вот все эти семь пунктов абсолютно верны и для младенца.

И из них сразу следуют несколько (а на самом деле очень много) конкретных выводов, например:

     Трёхмесячного младенца совершенно не нужно носить в Русский музей на выставку. Если мама любит искусство, ей лучше сходить туда одной, попросив кого-нибудь с младенцем «посидеть».

     Младенца совершенно не нужно всё время его бодрствования «развивать и стимулировать» — в это время в его организме и в его мозгу идёт множество важных приспособительных процессов одновременно, и ему, условно говоря, «всегда есть чем заняться».

     Среда для младенца не должна быть стерильной (организму нужно на практике научиться взаимодействовать и справляться с окружающим его микромиром).

     Учить буквы с полугодовалым ребёнком можно, но только отдавая себе строгий отчёт, что это лично вы так развлекаетесь.

Это совсем базовое. Теперь поднимемся на этаж повыше. Общение. После того как научился дышать, есть, пить, двигаться и хоть как-то видеть и слышать (нюхать и осязать он умеет с самого начала) в этом новом для себя мире, младенец хочет коммуницировать.

Что ему здесь обязательно нужно предоставить? Коммуникации (всякие — вербальные, тактильные и прочее) и промежутки между ними. Причём для развития ребёнка одинаково важны оба пункта. Даже если вы условная африканская мать и всё время носите ребёнка на себе, всё равно он должен усвоить: иногда (регулярно) вы занимаетесь не им, а хозяйственными делами или разговором с соседкой. Когда вы разговариваете с соседкой — он занимает себя сам и тем самым собирает важную для него информацию и накапливает материал для развития. Если такие периоды крайне малы или нерегулярны, то ситуация закрепляется в следующем виде: когда вы не с ним, ребёнок агрессивно требует вашего возвращения или тревожно-невротически ждёт, когда вы где-то там что-то закончите и вернётесь к нему. Никакого «собирания информации и накапливания материала» при этом не происходит.

А теперь давайте поднимемся ещё на этаж (тот, который современных родителей очень интересует) — развитие. Скажем сразу: развитие у младенца на первом году жизни в основном происходит как развёртывание преимущественно биологических врождённых программ. Собственно человеческое развитие — это сильно про потом. Но всё же — есть что-то? Конечно, есть.

Младенец (особенно старший — 9–12 месяцев) достаточно активно исследует совсем близкий круг — максимум 2–3 метра вокруг себя. Вы должны позаботиться о том, чтобы у него было достаточно возможностей поисследовать свои ножки и ручки (они не должны быть всё время закрыты), а также ваши руки, ноги, лицо, тело — всё это ему ужасно интересно и важно. Ваша одежда, ваши непригодные к проглатыванию украшения — тоже важно, младенец воспринимает их как часть вас.

Очень полезно совершать с младенцем на руках небольшие осознанные и озвученные путешествия — в кухню, двор, коридор, бабушкину комнату. Но потом — возвращаемся «в домик», в безопасность.

Про игрушки. Для младенца самой идеи «игрушек» ещё не существует. Когда интерес к предметному миру и возможности им манипулировать возникли, он может играть любым предметом, попавшим в зону его внимания. Поэтому вы можете игрушки как покупать, так и использовать любые подручные вещи — как вам удобнее. Единственное, что хотелось бы отметить: у совсем маленьких детей осязание, обоняние и кинестетика — ведущие сенсорные модальности, поэтому постарайтесь, чтобы то, обо что ваш ребёнок развивается на первом году жизни, было разных текстур и агрегатных состояний (пусть потрогает и пожамкает лёд, мех, манную кашу и ещё сотню-другую субстанций). И ещё — у старшего младенца уже есть имитация, поэтому обязательно показывайте ему все возможности манипулирования данным предметом или игрушкой, которые придут вам в голову. Чем больше, тем лучше. У человека, который «всё может использовать как всё», количество нервных связей в мозгу гораздо больше, чем у его сверстника, который «в куклы» может играть только при наличии Барби и её домика.

И, наконец, про речь. С ребёнком нужно разговаривать — это… ну это всем понятно. Хотелось бы здесь сказать: если вы молчаливы — ничего страшного. Что нужно младенцу? Вовсе не ваша непрерывная болтовня о погоде, природе и видах на урожай. Она его скорее как раз отвлекает и тревожит, потому что у него в базовой «звериной» программе: анализируй, в каком состоянии самка-мать, это жизненно важно. Если всё время сигналы и всё время анализировать — истощение. Поэтому достаточно иногда подавать опознавательный сигнал (может быть невербальным): я тут. Иногда — две-три фразы, по которым он и определит ваше состояние: вы спокойны, или сосредоточены, или расслаблены, или испуганы — и приведёт свой метаболизм в соответствующее состояние. Чуть дальше по срокам — называние предметов и задавание вопросов (именно умение задавать вопросы в дальнейшем будет определять общий интеллект ребёнка).

— Что это? — Это часы. Тик-так, тик-так!

— Где папа? — Папа на работе.

— Где бабушка? — Бабушка на кухне. Пойдём посмотрим? Пойдём!

Ещё очень полезно для запуска речи у старших младенцев (но это очень напряжно, не все могут) — прямое называние видимых младенцу повседневных действий: мы берём красную кружку. Наливаем в неё белый кефир. Открываем ящик. Достаём ложечку. Берём ложечкой сахар. Кладём в кружку. Мешаем ложкой сахар. Ставим кружку перед Васей. Вася берёт кружку. Вася пьёт и т. д., и т. п.

P. S. Для Марии.

1)   Про писающих младенцев. Африканские мамы сажают своих младенцев с поддержкой руками на свои сложенные ступни (сами они при этом тоже сидят на земле). Я сажала на неплотно сомкнутые колени. Сначала нужно ловить момент (после сна, после кормления, когда давно не писал и т. д.). После того как младенчик пописал или покакал (в африканском случае — на землю, в моём — на пол или в стоящий на полу горшок) — положительное подкрепление: ласка, игра, которую он любит. Постепенно закрепляется условный рефлекс: поза — опорожнение мочевого пузыря или кишечника.

2)   Говорить с младенцем и маленьким ребёнком лучше всего на том языке, которым вы владеете в совершенстве — ведь он усваивает язык как гештальт, как гармоническую систему, поэтому пусть она будет без дефектов.

* Приводится в сокращенном и отредактированном виде.

 

Ссылка на первоисточник
наверх