На фестивале актуального российского кино «Маяк» показали новый фильм Александра Ханта «Джекпот». Со сказочной завязки — банкомат по ошибке выдает крупную сумму — для главного героя Игоря (Максим Стоянов) начинаются криминальные приключения. Катя Загвоздкина для «Сноба» посмотрела «Джекпот» и считает, что это лучший фильм Ханта, а награды за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, которые фильм получил на «Маяке», — абсолютно заслуженные.
Игорь (Максим Стоянов) живет свою худшую жизнь: работает поваром в забегаловке, где жарит котлеты для бургеров, получает мизерную зарплату, да и ту почти полностью отдает сварливой жене (Ирина Пегова). Однажды банкомат по ошибке выдает ему почти 3 млн рублей. Игорь решает покончить с ненавистной прошлой жизнью и начать новую. Но на пути в аэропорт возникают непредвиденные трудности.
«Джекпот» — первый за три года фильм одного из самых известных российских режиссеров Александра Ханта («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). В отличие от его предыдущей работы, «Межсезонья», это не драма, а криминальная комедия. Иронично уже название фильма: «джекпот», который внезапно сорвал главный герой, только сначала кажется ему большой удачей. В действительности с получения крупной суммы (время действия — 2011 год, 3 млн для Игоря, живущего на зарплату 10 тысяч рублей, — огромные деньги) для него начинается череда криминальных приключений.
Несмотря на серьезность происходящего, интонация фильма комедийная. Все персонажи — немного нелепые. Это и знакомый Игоря охранник в баре (Федор Лавров), и участковый (Кирилл Полухин), и проститутки (Ольга Озоллапиня и Ольга Богомазова). Да и сам Игорь, несмотря на брутальную внешность, очень наивен. Максим Стоянов, похоже, с легкой иронией играет на своем привычном образе крепкого парня. Этот фильм принес актеру приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Маяк».
Ключ к пониманию «Джекпота» в том, что это сказка, а главный герой — своего рода Иванушка-дурачок, чья наивность и искренность помогают ему избежать опасностей, в которые попадают другие, готовые на компромиссы с совестью. На это намекает и визуальный ряд. Российская провинция по цветовой гамме больше похожа на индийский фестиваль красок — Приморский край, где снимали «Джекпот», окрашен в оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой и другие яркие цвета. Оператор Даниил Фомичев уже работал с Хантом над «Витькой Чесноком». В фильме отлично подобраны локации, в кадр попадает и зимнее море — «Джекпот», вероятно, тоже мог бы называться «Межсезонье».
Криминальные сюжеты — едва ли не самые популярные в современном российском кино. Критики сразу начали проводить параллели — от находок «Папа, сдохни» Кирилла Соколова до «Климпейкеров» Константинопольского. Вспомнили и телесериалы вроде «Лада голд» Никиты Власова и «На автомате» Бориса Акопова. Увидели они и зарубежный след — сходство с фильмами Гая Ричи и Квентина Тарантино.
На первый взгляд, сюжет «Джекпота» кажется знакомым: истории о мужчинах, переживающих кризис среднего возраста и решающих круто изменить свою жизнь, мы видели не раз. Но сценарий, написанный Лидией Ярцевой и самим Хантом, выделяется своей подлинностью и остроумием. Это история, которая, несмотря на криминальный антураж, ощущается абсолютно жизненной. Острые, ироничные диалоги работают на всех уровнях, хотя чувство юмора у Ханта местами довольно специфическое. Например, затянутая статичная сцена сексуальных приключений главного героя кажется не столько комичной или нелепой, сколько просто дискомфортной для зрителя.
Сценарий радует неожиданными и неклишированными моментами, которые добавляют глубину и свежесть знакомому жанру. Взять хотя бы размышления главного героя о катастрофе на АЭС в Японии — трагедии, случившейся в 2011 году, на фоне которой разворачиваются его собственные приключения. Эти размышления придают истории дополнительное измерение, отразившееся и на его восприятии происходящего. А несколько по-настоящему магических сцен (о которых не будем говорить, чтобы не лишать зрителей удовольствия от сюрприза) вызывают ассоциации то ли с гипнотичными картинами Николаса Виндинга Рефна, то ли с эпической энергетикой индийского блокбастера RRR.
За «Джекпот» Хант получил на фестивале «Маяк» приз за лучшую режиссуру, и это его лучший фильм — остроумный, яркий, образный, моментами смешной, а моментами трогательный. И джекпот — это не только пухлые пачки купюр, которые внезапно получил герой, но и вывод, в которому он приходит в финале: иногда, чтобы найти счастье, не нужно бежать в далекие края — нужно просто приглядеться.
Выход фильма в прокат запланирован на январь 2025 года.
Свежие комментарии