На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

91 подписчик

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    Дешевле за границу съездить чем на Алтай цены как в Москве она его и скупилаВне сезона: почем...
  • Maxim
    Здание СЭВ можно по  прямому назначению использовать : БРИКС, весьма - символично.. Даже собираются создавать организ...Елизавета Лихачёв...
  • Александр Макеев
    Пилоты этого самолёта либо изначально были посвящены в суть провокации нацистов и установкой на то, чтобы в случае по...Путин раскрыл при...

Лучшие роли Гари Олдмана: медленные лошади борозды не портят

В честь выхода очередного сезона британского шпионского сериала «Медленные лошади» «Сноб» вспоминает самых ярких персонажей, сыгранных Гари Олдманом за всю его насыщенную карьеру.

«Сид и Нэнси» (1986)

Сид Вишесмятежный бас-гитарист Sex Pistols.

Кадр из фильма «Сид и Нэнси»
Кадр из фильма «Сид и Нэнси»

Первая большая, прорывная кинороль Олдмана — Сид Вишес, скандально известный басист не менее скандально известной группы Sex Pistols, иконы субкультуры панка, инициатора так называемой панк-революции 1970-х.

Мать Вишеса, скончавшегося в 21 год от передозировки наркотиков, поначалу была категорически против съёмок фильма, но после встречи с режиссёром Алексом Коксом передумала и даже решила помочь. Она одолжила Олдману на время съёмок знаменитую металлическую цепь с замком, которую Сиду подарила фронтвумен группы The Pretenders Крисси Хайнд.

Готовясь к этой роли, 28-летний Олдман долгое время ел только приготовленную на пару рыбу и арбузы и в результате так сильно похудел, что его даже пришлось госпитализировать из-за истощения. Жертва того стоила. Олдману рукоплескали не только восторженные критики, но и бывший фронтмен Sex Pistols Джон Лайдон, который в своих мемуарах назвал его «чертовски хорошим актёром». Считается, что именно эта работа открыла молодому актёру путь в Голливуд.

Примечательно, что Олдман дважды отказывался от роли. «Я не то чтобы интересовался Сидом Вишесом и панк-движением, — вспоминал актёр в 1998 году в интервью американской радиостанции Fresh Air. — К тому же сценарий мне казался банальным — вроде “кого это вообще волнует” и “зачем по этому поводу беспокоиться” и всё в таком духе. И я в то время был диким воображалой, который сыпал фразами вроде “театр настолько круче, чем кино” и всё такое».

В итоге Олдман принял предложение — приличный гонорар и уговоры агента всё-таки сыграли свою роль.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990)

Розенкранц, друг Гильденстерна и Гамлета.

Кадр из фильма «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Кадр из фильма «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

К концу 1980-х в Голливуде наметилось что-то вроде британского вторжения. Группа молодых актёров с берегов Туманного Альбиона, в числе которых особо ярко выделялись Тим Рот, Дэниел Дэй-Льюис, Колин Ферт и Руперт Эверетт, получила с подачи журнала Face прозвище Brit Pack. Предводителем «британской шайки» американская пресса безоговорочно назначила Гари Олдмана.

Дуэт Тима Рота и Гари Олдмана, впервые встретившихся на съёмочной площадке телефильма «Тем временем» 1983 года, привлёк всеобщее внимание после успеха абсурдистской трагикомедии «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», поставленной драматургом Томом Стоппардом по собственной одноимённой пьесе. Актёры играли двух второстепенных персонажей шекспировского «Гамлета»: Олдман — аристократичного, но простоватого Розенкранца, а Рот — рефлексирующего скептика Гильденстерна.

Квентин Тарантино был настолько впечатлён работой дуэта, что захотел «свести их вместе в какой-нибудь комедии». По признанию режиссёра, Олдман и Рот могли бы исполнить роли Джулса и Винсента в «Криминальном чтиве», если бы сценарий был написан под “простых английских парней”. В результате оба сыграли в тарантиновских фильмах, только по отдельности. Олдману досталась роль в первом экранизированном сценарии Тарантино — «Настоящая любовь», а Роту — в его режиссёрском дебюте — «Бешеные псы».

«Состояние исступления» (1990)

Джэки Флэнери, ирландец-мафиози.

Кадр из фильма «Состояние исступления»
Кадр из фильма «Состояние исступления»

В том же 1990-м Олдман появился в компании с Шоном Пеном и Робин Райт в криминальной драме «Состояние исступления», где сыграл ирландского гангстера, живущего в нью-йоркской «Адской кухне». Для этой роли Олдман полтора месяца слушал кассеты и занимался с преподавателем, чтобы правдоподобно воспроизвести диалектные особенности речи своего персонажа. Американская кинокритика во главе с рецензентом The New York Times назвала работу Олдмана «феноменальной». На актёра посыпались предложения — среди прочего, главная роль в «Эдварде Руки-ножницы» Тима Бёртона, которую он отверг. Олдман оперативно переехал в США, где по сей день и проживает.

«Дракула» (1992)

Граф Дракула, вампир.

Кадры из фильма «Дракула»
Кадры из фильма «Дракула»

В 1992-м Олдман пленил всех своей самой, пожалуй, знаменитой злодейской ролью. В невероятной красоты экранизации «Дракулы» Брэма Стокера актёр, по сути, исполнил сразу несколько ролей — молодого красавца Влада Цепеша и его же, преобразившегося в вампира графа Дракулу — жуткого старика, покрытого жёсткой шерстью монстра. В прологе мы видим могучего воина с густой бородой, одетого в пугающие доспехи, похожие на человека без кожи со шлемом в виде волчьей головы. Затем Олдман преображается в дряхлого, отталкивающего старика с неприлично длинными кривыми ногтями и собранными в гигантские спирали седыми волосами. Позже его герой — одетый с иголочки длинноволосый дэнди в круглых хипповских очках, способный очаровать любую красотку. Неудивительно, что образ графа Дракулы, созданный в пышной экранизации Фрэнсиса Форда Копполы, до сих пор считается самым объёмным в истории кинематографа. На долгие годы вперёд фильм задал моду на страдающих, романтических вампиров.

Кинокритик The New York Times не сдерживал своего восхищения: «Дракула в исполнении мистера Олдмана появляется во всевозможных видах. Сперва, после вступительных кадров, он — дряхлый, обескровленный тип, приглашающий Джонатана Харкера — молодого юриста, прибывшего в Трансильванию, чтобы помочь старому графу в осуществлении его планов по переезду в Лондон. В другой момент он — покрытый волосами инкуб, обесчестивший юную лондонскую аристократку в роскошном викторианском саду в полночь».

«Это была возможность поработать с Копполой, которого я считаю одним из величайших американских режиссёров. А ещё я очень хотел произнести с экрана фразу “Я пересёк океан времени, чтобы найти тебя”. Этих двух причин было для меня достаточно, — объяснял позже своё решение взяться за роль Дракулы Олдман. — Это мой первый большой американский фильм, созданный на большой съёмочной площадке с кучей костюмов. Для молодого актёра — это невероятный опыт».

«Настоящая любовь» (1993)

Дрексл Спайви, сутенер и драг-дилер.

Кадр из фильма «Настоящая любовь»
Кадр из фильма «Настоящая любовь»

К середине 1990-х Олдман стремительно превратился в голливудского злодея номер один. Роли плохих парней в этот период его карьеры идут одна за другой: тюремный надзиратель-садист в криминальной драме «Убийстве первой степени», подозреваемый в убийстве Джона Кеннеди Ли Харви Освальд в историческом триллере «Джон Ф. Кеннеди: выстрелы в Далласе», продажный полицейский в криминальном триллере «Ромео истекает кровью», аморальный конгрессмен в «Претенденте».

Среди всех этих антагонистов и антигероев особенным образом выделяется образ, созданный актёром в романтическом экшене «Настоящая любовь», снятом по раннему сценарию Квентина Тарантино. Олдман играет Дрексла Спайви — брутального и хладнокровного сутенёра и драг-дилера с изуродованным шрамами лицом. Злодейский образ дополняют невидящий травмированный глаз и золотая фикса на зубе. Это исключительно тарантиновский злодей — одновременно пугающий и карикатурный: по сюжету герой Олдмана — белый, но считает себя афроамериканцем, поэтому одет в растафарианскую рубаху, а на голове у него дреды.

«Я знаю, я симпатяжка, но я не так хорош, как пара старых добрых титек», — говорит Дрексл с ярко выраженным афроамериканским акцентом испуганному герою Кристиана Слейтера, пришедшему в гангстерский притон, чтобы высвободить свою возлюбленную в исполнении Патрисии Аркетт из 3-дневного сексуального рабства. Ради пущего эффекта злодей освещает своё лицо висящей над столом винтажной лампой. Одной этой сценой, появившись на экране всего на несколько минут, Олдман умудрился создать одного из самых запоминающихся злодеев в истории кино. Олдмановский Дрексл выделяется даже в переполненной яркими камео «Настоящей любви», где — на минуточку — также снимаются такие мастера по созданию злодейских образов, как Кристофер Уокен, Деннис Хоппер и Джеймс Гандольфини. Психопат Дрексл по праву до сих пор занимает далеко не последние строчки в разного рода списках самых ярких кинозлодеев в истории кинематографа.

«Леон» (1994)

Норман Стэнсфилд, наркоман, садист и коррумпированный агент Управления по борьбе с наркотиками

Кадр из фильма «Леон»
Кадр из фильма «Леон»

Не менее впечатляющим злодей вышел у Олдмана в «Леоне» Люка Бессона. Его герой — психически нездоровый продажный полицейский Норман Стэнсфилд, наркоман и садист, убивающий в завязке картины всю семью героини Натали Портман. «Люблю эти моменты затишья перед бурей, — говорит олдмановский злодей перед тем, как хладнокровно стереть с лица земли целую семью. — Они напоминают мне о Бетховене». Примечательно, что в том же 1994 году Олдман сыграл великого композитора в байопике «Бессмертная возлюбленная».

Стэнсфилд занимает почётное центральное место в галерее эксцентричных антагонистов, созданных Олдманом. Следить за его жуткими выходками в «Леоне» — это как наблюдать за какой-нибудь природной стихией вроде торнадо. Да, зрелище, без сомнения, пугающее, но в то же время впечатляющее и гипнотизирующее. Герой буквально упивается своими злодействами, обрамляя их обескураживающими поэтическими виньетками, вроде упомянутой выше фразы про Бетховена. Во время съёмок сцены, в которой Стэнсфилд допрашивает отца героини Натали Портман, Олдман внезапно начал обнюхивать исполнителя этой роли — Майкла Бадалукко. По словам Бадалукко, он понятия не имел, что Олдман собирался это сделать, и в фильме его смущение во время этой сцены является абсолютно подлинным.

Так же, как и сутенёр Дрексл из «Настоящей любви», Стэнсфилд — традиционный обитатель высших строчек большинства кинозлодейских топов.

«Пятый элемент» (1997)

Жан-Батист Эмануэль Зорг, производитель оружия, тайно сотрудничающий с абсолютным злом.

Кадр из фильма «Пятый элемент»
Кадр из фильма «Пятый элемент»

Сотрудничество с Бессоном Олдман продолжил в горячо народно любимой сай-фай-комедии «Пятый элемент», где сотворил злодея зашкаливающего уровня гротеска. Промышленник-тиран Зорг, разодетый в футуристический наряд от Жана-Поля Готье, способен одновременно плести вселенские заговоры, со злодейским прищуром цитируя Ницше, и давиться вишнёвой косточкой. Самовлюблённый и эгоистичный корпоративный технократ, он не остановится ни перед чем, чтобы достичь своих целей и ещё больше разбогатеть. «Вы чудовище, Зорг, — ужасается в одной из сцен священник Корнелиус в исполнении Иэна Холма. — Я знаю», — самодовольно парирует Зорг.

«Гари — один из пяти лучших актёров в мире, — отзывался о работе с Олдманом Люк Бессон. — Он — невероятный. Помню, как на съёмочной площадке “Пятого элемента” мы говорили о Шекспире, и он рассказывал, как играл Гамлета десять лет назад в Лондоне. Я спросил: “Но как ты можешь упомнить все три часа “Гамлета”?” Он ответил, что это не так уж трудно, и я говорю: “Но десять лет спустя ты помнишь хоть несколько строк?” — “Я помню всё”, — ответил он. Я ему: “Акт 2. Сцена 3”, — и он тут же просто начал читать Шекспира. В костюме Зорга посреди космического корабля».

«Друзья», сезон 7, эпизоды 23-24 (2001)

Ричард Кросби, плюющийся актер.

Кадр из сериала «Друзья»
Кадр из сериала «Друзья»

Не менее фееричен Олдман и в маленьких ролях: дьявол в его исполнении из клипа Guns N’ Roses Since I Don’t Have You и священник, сыгранный актёром в видео Дэвида Боуи The Next Day, — тому отличные подтверждения. Но самым запоминающимся эпизодическим персонажем Олдмана можно смело назвать сильно пьющего актёра Ричарда Кросби из седьмого сезона легендарного ситкома «Друзья». Олдману явно не составило труда вжиться в эту небольшую роль — алкоголь был его верным спутником на протяжении всех 1990-х. Так что актёр не понаслышке знал, что играл.

По сюжету сдвоенного эпизода из седьмого сезона «Друзей» один из главных персонажей сериала, актёр Джоуи, получает роль в военной драме, где ему предстоит играть вместе с известным британским актёром Ричардом Кросби. Британец оказывается излишне щепетильным и страстным на съёмочной площадке, в результате чего постоянно плюётся в лицо несчастному Джоуи, произнося свои реплики. К счастью, Джоуи отваживается обратить внимание известного актёра на эту его особенность. «Конечно, я плююсь, — отвечает тот. — Это первый признак настоящих актёров — они плюются друг на друга».

«Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)

Сириус Блэк, волшебник, якобы причастный к убийству родителей Гарри Поттера.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»

После жуткой роли изуродованного миллионера-извращенца в триллере Ридли Скотта «Ганнибал» Олдман на несколько лет пропал с радаров. Триумфальное возвращение актёра на большие экраны случилось в третьей части «Гарри Поттера»«Узник Азкабана», — снятой Альфонсо Куароном. Даже в рамках мейнстримного фэнтези для всей семьи Олдман умудрился создать мрачного, пугающего персонажа, привнеся во франшизу несвойственную для развлекательного кино глубину. «Олдман играет с редким изяществом, — писали критики о работе актёра. — Олдман и Тьюлис демонстрируют широчайший актёрский диапазон, разбавляя холодность и серьёзность своих персонажей приличной долей отменного юмора».

На следующий год окончательно преобразившийся в умудрённого сединами ветерана Олдман появился в роли комиссара полиции Джеймса Гордона в кинокомиксе Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало», положившем начало ещё одной крупной голливудской франшизе 2000-х.

«Темные времена» (2017)

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании (в 1940-1945 и 1951-1955 годах).

Кадр из фильма «Тёмные времена»
Кадр из фильма «Тёмные времена»

Удивительным образом до 2010-х Олдман ни разу не был даже номинирован на «Оскара». По мнению самого актера, это связано с его непубличным образом жизни и тем, что он никогда особенно не гнался за наградами. Всё изменилось в 2017-м, когда загримированный до неузнаваемости Олдман сыграл Уинстона Черчилля в начале Второй мировой войны в исторической драме Джо Райта «Тёмные времена». За эту свою роль актёр по итогам года забрал большинство актёрских кинонаград англоязычного мира, включая «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и премию Гильдии киноактёров.

«Медленные лошади» (2022 — …)

Джексон Лэмб, ужасно неполиткорректный и неопрятный агент MI5, начальник-самодур.

Кадр из сериала «Медленные лошади»
Кадр из сериала «Медленные лошади»

В постковидных 2020-х Олдман снова перезапустил свою карьеру, блестяще воплотив на малых экранах образ списанного в утиль агента MI5 Джексона Лэмба в сериале «Медленные лошади», снятом по серии шпионских романов Мика Херрона. Герой Олдмана — до безобразия неполиткорректный и до ужаса неопрятный начальник отдела MI5, куда ссылают агентов, проваливших задание. Лэмб ходит в исключительно рваных носках, которыми козыряет при каждом удобном случае, глушит с утра скотч прямо из бутылки и регулярно громко выпускает газы.

Олдман играет Лэмба с плохо скрываемым удовольствием и невиданным для 65-летнего возраста драйвом. «Даже если бы в “Лошадях” больше ничего не было, кроме Олдмана, их всё равно стоило смотреть, — писал в год выхода первого сезона „Медленных лошадей“ рецензент „Афиши Daily“. — Почивающий на лаврах анфан террибль Олдман просто прекрасен в роли прожжённого циника с туманным прошлым и явно наслаждается возможностью в кои-то веки сыграть что-то более изящное и сложно устроенное, чем комиссар Гордон или Сириус Блэк. Последний раз такой шанс ему выпадал в „Манке“ Дэвида Финчера».

Автор: Роман Дранников

 

Ссылка на первоисточник
наверх