«ГЭС-2» — одна из самых старых электростанций в Москве, построенная для питания электросети первых московских трамваев, — была закрыта в 2006 году из-за «физического и морального износа». В 2021 году ее открыли вновь — но уже как культурное пространство. «Сноб» побывал на подведении итогов первой и ударной трехлетки.
Генеральный директор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Артем Бондаревский
На протяжении трех лет одной из главных ценностей Дома культуры остается непрерывное культурное производство, и посетитель может принять в нем участие. В «ГЭС-2» каждый гость имеет возможность сам выбирать себе роль. Например, наблюдать за тем, как создают новый спектакль, исследовать современную культуру на открытой конференции, творить вместе с художниками и своей семьей в мастерской «Ателье» или разделить свое время с друзьями за настольными играми на одной из открытых платформ. Наблюдать, исследовать, создавать или делиться — любое из этих действий предполагает открытый диалог с командой «ГЭС-2» и приглашенными художниками, возможность поучаствовать в культурном производстве.
Мы стараемся делать проекты, которые интересны аудитории. Конечно, не можем обойтись без обратной связи. В 2024 году Дом культуры посетили почти миллион человек, большая часть из которых в течение года вернулась обратно. Самая простая и понятная обратная связь со стороны посетителей — это как раз повторные визиты.
Еще одна значимая оценка в нашей работе — желание художников и других участников культурного процесса работать вместе с нами. В мероприятиях внутри «ГЭС-2» в 2024 году приняли участие более 90 художников. Мы работаем с большими культурными институциями — например, с Третьяковской галереей, Русским музеем. В этом году мы впервые прямо на парковке провели музыкальный фестиваль непрофессиональных молодежных музыкальных групп имени Джаста Фофанова, а также первый кинофестиваль, на котором представили 15 российских премьер.
Генеральный продюсер Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Ксения Макшанцева
В 2024 году мы создали более 70 новых художественных работ в разных медиумах (включая крупные формы — спектакли, заказ и исполнение новых музыкальных произведений). Эти работы всегда сочетают в себе элементы разных областей знания, художественных подходов, а еще форм взаимодействия со зрителем, что зачастую становится самым сложным в процессе подготовки художественного проекта.
Приведу несколько примеров. Весной впервые в общественном пространстве был исполнен балет «Графит», созданный для «ГЭС-2» совместно с театром «Урал Опера Балет», где одной из наших задач было сделать так, чтобы зрители находились в непосредственной близости от танцовщиков. Или оркестровый концерт-лекция для слабослышащих детей — многие дети не только узнали, как устроен оркестр и инструменты, но и впервые услышали музыку с помощью специальных устройств и тактильного взаимодействия. Подобные концерты мы делаем несколько раз в год и продолжим в 2025-м.
12 декабря в «ГЭС-2» откроются три новых выставочных проекта. Мы создали большое количество новых художественных работ к ним.«Videobrasil. Перевод не требуется» — международный партнерский проект бразильской Культурной ассоциации Videobrasil и Дома культуры «ГЭС-2». Выставка посвящена истории видеоарта Латинской Америки и глобального Юга с 1983 года по наше время. Работы художников из Бразилии, Аргентины, Колумбии, Эфиопии, Индонезии и других стран дополнены созвучным по контексту и времени видеоартом российских авторов.
Выставка «Новая новая эра» исследует популярные паранаучные практики духовности и самопознания — от магических ритуалов до рейв-культуры и волновой теории. Зрителям представят искусство, темой которого стали астрология, нумерология, карты Таро, техники медитации и прочие паранаучные системы и символы. Специально для проекта мы сняли в Москве видеоработу одной из художниц из Сербии — Деа Джанкович, скоро мы покажем эту работу.
Название выставки «Генератор счастливых случайностей» придумал художник Иван Горшков. Так он описал неожиданные повороты в процессе работы в мастерской. Для художника весь цикл создания произведений искусства напоминает эксперимент, результат которого невозможно предсказать. Творческой лабораторией Ивана стал Центр художественного производства «Своды», где были созданы работы для этой экспозиции.
Музыкальный спектакль «Море времени» — еще один крупный проект декабря с артистами, музыкантами, объемными декорациями и реквизитом, который пройдет на новогодних праздниках. Его мы создали специально для пространства Дома культуры совместно с командой театра «Пух и Прах». Музыку к постановке по пьесе Полины Коротыч написал композитор Антон Светличный.
Программный директор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Алиса Прудникова
Логика программы Дома культуры «ГЭС-2» — прорастание общих тем и интересов из разнообразия кураторских идей. Объединяющие их тематические и смысловые векторы мы называем лейтмотивами — сквозными сюжетами, помогающими установить связь между различными дисциплинами и областями знания. В 2024 году мы выбрали 10 лейтмотивов, стараясь представить программу во всей ее многогранности. В 2025 году мы решили сфокусироваться на трех общих сюжетах.
Первый лейтмотив мы назвали «От ускорения к замедлению». Мы все мечтаем о замедлении, но, наоборот, бесконечно ускоряемся. Мы хотим определить, каким образом в мире, который уже нельзя догнать, но можно разглядеть, скорость влияет на восприятие человека, его действия и ощущения.
Второй лейтмотив «Системы знания и художественная практика» — о том, как способы получения, хранения и передачи знаний и опыта от современных технологий и гуманитарных концепций осмысляются в культуре и искусстве.
Третий лейтмотив «Другие модернизмы». Мы постараемся понять, как меняется взгляд на культурную географию, контексты культурного производства, в которых европоцентрическая история искусства дополняется историями модернизма в других регионах мира. Будем работать с такой глобальной культурной географией, думая о новых контекстах и структуре искусства, о взгляде на иные представления и устройства истории, человеке, искусстве, природе.
В новом году в «ГЭС-2» откроется несколько международных проектов. Летом начнет работу выставка, посвященная культовой фигуре для музейного мира — бразильскому архитектору Лине Бо Барди. Она считала, что музей и дизайн — это не набор форм и функций, а, прежде всего, отношения между людьми. Мы покажем большое количество видео и архивных материалов.
В апреле в Доме культуры откроется выставка, посвященная беспрецедентной по масштабам и продолжительности Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, которая исследовала останки древней цивилизации в дельтах Амударьи и Сырдарьи. Мы покажем совершенно уникальные памятники, которые никогда не были выставлены в пространстве современного культурного пространства, даже в музеях. Мы их «склеим» с помощью искусства и новых работ, над которыми трудились наши художники. Параллельно с выставкой пройдет программа «Ташкент-1970: кинофестиваль, которого не было». Она посвящена кинофестивалю стран Африки, Азии и Латинской Америки, который проходил в СССР и стал важной точкой культурного обмена в годы холодной войны.
Помимо этого, мы продолжаем сотрудничать с Китаем. В декабре мы сделаем совместный проект с командой экспериментального театра, группой MSG (Mou Sen Group) во главе с режиссером и художником Моу Сеном. Он представит театральную выставочную работу, перформативную инсталляцию по мотивам произведения Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Основной темой этой постановки станет понятие зрелости. Визуально это будет выглядеть очень интересно.
Подготовила Ирина Филиппова
Свежие комментарии