На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

72 подписчика

Свежие комментарии

  • Sergiy Che
    Хорошую вещь "саке" не назовут... Особенно японцы у которых с алкогольдегидрогеназой не намного лучше наших малых нар...В России сделали ...
  • Майя Majesty
    Светлая память Евгении.Первая актриса на...
  • Константин Самарин
    У кого-то после празднования, остается недопитое шампанское???           Значит плохо отметили. 😁Как сохранить отк...

«Сжигающее пламя общения с ним уже никогда не исчезнет из памяти»: Зоя Богуславская о Владимире Высоцком

Зоя Борисовна, или «ЗБ», как называют ее сотрудники «Фонда Вознесенского», в свои сто лет готовит к изданию книгу «Халатная жизнь» — рассказы о прошлом с комментариями из настоящего. Владимир Высоцкий, которого Андрей Вознесенский называл «златоустым блатарем», часто бывал в ее квартире на Котельнической набережной.

«Сноб» попросил Зою Богуславскую поделиться воспоминаниями и ответить на несколько вопросов.

Владимир Высоцкий, Зоя Богуславская
Владимир Высоцкий, Зоя Богуславская

Из воспоминаний разных лет

«Мы жили на Котельнической, театр на Таганке был в пределах пяти минут, если на машине, если пешком — чуть больше. Высоцкий участвовал в “Антимирах”, все мои знакомства с актерами театра на Таганке начались с того, что я бывала на репетициях…...Там у нас была общая тусовка, после всех спектаклей мы гуляли. И я не могу назвать момент, когда именно произошло это знакомство. Больше всех я сблизилась именно с Володей, потому что он сам был очень чувствительный, он сразу начинал нравиться человеку не только песнями, а своей личностью……Конечно, он вкусил сладкую жизнь, пошли эти машины, наряды, но я этого не замечала в нем никогда. Я думаю, что многие сидели у него на голове. Он был очень сочувствующий всегда. …Высоцкий очень много делал для других — для своих коллег, актеров и для других людей, и я не помню, чтобы он когда-нибудь просил что-то для себя…»

«…Наверно, многие помнят стихотворение “Реквием оптимистический”. Оно родилось после трагических событий 1969 года, когда у Высоцкого пошла кровь горлом, наступила клиническая смерть, врачи поликлиники Склифосовского буквально вернули его с того света. Цитирую в сокращенном варианте:

Немногие знают, что оно было напечатано в журнале “Дружба народов” и вышло в книге “Взгляд” (1972) под названием “Реквием оптимистический по Владимиру Семенову, шоферу и гитаристу”. Первые строчки были такие: “За упокой Семенова Владимира…” И, разумеется, без строчки “Какое время на дворе — таков мессия”. Позднее Андрей вспоминал: «Как об актере о нем еще можно было писать, а вот как о певце и авторе песен... Против его имени стояла стена запрета. Да и я сам был отнюдь не в фаворе, невозможно было пробить эту стену».

Но о том, кому в действительности посвящены стихи, разумеется, знала вся Москва и страна. Володя был счастлив…»

 «…Мы встретились с ним в последний раз у театра, я приехала, чтобы взять билеты на “Гамлета” — 27 июля должен был пройти последний спектакль в том сезоне. Из служебного входа выскочил Володя. Как всегда, торопясь, не оглядываясь по сторонам. Наткнулся на меня.

– Сама будешь смотреть? – спросил радостно.

– Нет, беру для приятелей.

– Жаль! Приходи и ты, если сможешь. Сколько мне еще осталось играть?

Он спешил. Машина стояла во дворе, у него был расписан каждый час.

Увидеть того “Гамлета” не пришлось никому. За два дня до спектакля — 25 июля — Владимира Высоцкого не стало… 

Меня тогда еще поразил тот факт, что ни один билет ( а они были конечно раскуплены все задолго до спектакля) не был возвращен в кассу театра. Все зрители  оставили их себе на память…» 

Владимир Высоцкий принимает поздравления зрителей после окончания спектакля «Гамлет»
Владимир Высоцкий принимает поздравления зрителей после окончания спектакля «Гамлет»

«…Когда Володи не стало, понимаете, такая пустота бывает только после потери близкого человека в семье. Было очень больно, никто не мог подумать — как это ушел человек, как он “посмел” уйти?!Не надо было никому ничего писать и говорить, надо было увидеть Москву в день похорон Владимира Высоцкого.Таганская площадь была оцеплена тогда (милицией), потому что прибывавшие волны людей, пришедших посмотреть хотя бы на вынос гроба из театра и тем самым сказать последнее “прости” Высоцкому, было уже невозможно ни оградить милицией, ни остановить. Пришедшие то ли полагали, что гроб вынесут открытым и это может быть последним “общением” Высоцкого с поклонниками, либо воспринимали это как исторический факт, при котором довелось присутствовать, но народ все прибывал.Всем свойственно переживать мгновения привязанности к человеку, покидающему этот мир навеки, и мне до сих пор трудно найти слова, чтобы выразить мое отношение к Высоцкому, которое можно назвать родственным, так как он делился со мной многими секретами и эпизодами своей жизни, и репликами своего отношения к разным поводам и людям…

Гроб вынесли торопливо, Любимов был рядом. Я подошла очень близко к выходу из театра, из которого так много раз выходил Володя, в том числе чтобы повидаться со мной, и откуда сегодня его уносили в ту даль, откуда выхода уже нет.

Он был таким одаренным, что свою планету он вписал на небосклон XX века. До сих пор на любом творческом вечере авторской песни звучат несколько песен Высоцкого. И вряд ли найдется такой “народный” поэт с подобным букетом песен после себя.

Удивительное дело — с того момента прошло 33 года, но имя Высоцкого отнюдь не потускнело и как будто легко вспыхивает каждый раз, когда произносится».

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 87 лет. Накануне «Снобу» удалось задать Зое Борисовне несколько вопросов об их дружбе.

Владимир Высоцкий — в первую очередь поэт или актер?

В случае с Высоцким здесь не может быть очередности: поэт или актер, так прочно это было соединено одной яркой человеческой фигурой. Богатство его натуры не позволяет делать определенный вывод. Очевидно, для этого нужно было бы влезть к нему внутрь и спросить его самого. Он был невероятно насыщенной личностью, одним из кумиров времени. Конечно, подобного таланта — творчества, текстов и песен, которые стали народными, равных еще долго не будет. Сочетание нового полублатного языка улицы, языка нового поколения соединилось особенным образом с его музыкой, которая делала песни шлягерами, распеваемыми бесчисленным количеством молодых людей.

Что бы вы сказали Высоцкому сейчас, если он был рядом?

Я бы спросила его — что надо сделать для того, чтобы ты прожил чуть подольше, какие слова еще сказать, чтобы можно было попросить еще просуществовать? Мы все надеялись, что он еще вырулит и наше последнее рукопожатие не станет прощальным… Я бы о многом спросила его сейчас, но могу только посетовать, что не обо всем спросила его в жизни. Я шла за его гробом, и больше ни о чем спросить его не могла. Сжигающее пламя общения с ним, которое уже никогда не исчезнет из памяти, настолько оно сильное.

Подготовила Анастасия Рыжкова при поддержке сотрудников «Фонда Вознесенского» Анны Николаевой и Натальи Кирсановой

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх