На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

Спортзал для мозга: зачем подросткам современная литература?

Усадить школьника за книгу — непростая задача в век гаджетов. О том, как можно перейти к сложной литературе от комиксов, почему подросткам стоит читать не только классику, а также о свободе выбора — рассказывает президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова.

Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»
Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»

Вот уже почти 15 лет я провожу конкурс юных чтецов «Живая классика»: подростки выбирают понравившийся им отрывок из литературного произведения и читают его со сцены.

И 15 лет я отвечаю на вопрос, почему подросткам стоит читать не только классику.

Звучит забавно, но название «Живая классика» — не о том, чтобы оживить тексты авторов школьной программы. «Живым классиком» мы с друзьями называли нашего любимого писателя Андрея Битова, а потом Людмилу Петрушевскую, Беллу Ахмадулину, Юрия Мамлеева, Виктора Соснору, Татьяну Толстую, Виктора Пелевина и других замечательных авторов. Тогда еще они все были действительно живыми, но уже стали классиками. Да и в основе современной школьной программы лежат тексты, которые были новейшей литературой в то время, когда эта программа формировалась. Еще один штрих: в 1842 году преподаватель русского языка и словесности Алексей Галахов выпустил революционную для своего времени «Русскую хрестоматию для детей», в которую вошли такие ультрасовременные для того времени авторы, как Михаил Лермонтов и Николай Гоголь…

Сегодняшнему школьнику нужно пробиться через слои непонятных слов и явлений, чтобы осознать, что онегинская Татьяна — его ровесница, с похожими интересами и проблемами. Сложные тексты — это «спортзал для мозга», который прокачивает не только интеллект, но и эмоциональную устойчивость, но к такому чтению важно подготовиться.

Современная литература, с ее близкими подросткам темами, увлекательными сюжетами и понятными героями может стать такой подготовкой.

Марина Смирнова
Марина Смирнова

Почему герои книг работают лучше психотерапии

Мы в фонде работаем не с детской, а с подростковой аудиторией. Это самое тревожное и напряженное время жизни, когда почти все происходит впервые, и ты еще не умеешь с этим справляться. Ты не знаешь, как смотрят на мир другие подростки — так ли, как ты. А вдруг ты такой один со своими страхами, буллингом со стороны одноклассников, первой любовью, непониманием родителей, со своим бунтарством и мечтами? И здесь, как ни странно, на помощь может прийти чтение. Чтение художественной литературы создает у мозга иллюзию социального взаимодействия. Когда ребенок следит за действиями персонажей, его мозг активирует зеркальные нейроны — те же, что работают при реальном общении.

По данным ВОЗ, 25% подростков чувствуют себя одинокими. Современная литература создает эффект «виртуальных друзей» — мозг воспринимает литературных героев как реальных людей, показывает, что ты не один. Герои современных произведений тоже переживают из-за внешности или неразделенной любви, и в момент знакомства с ними тревога у подростка снижается. Поэтому если подросток много читает, это может быть не только формой эскапизма, но и тренировкой эмпатии и подготовкой ко взрослой жизни.

Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»
Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»
Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»
Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»
Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»
Выступление на конкурсе юных чтецов «Живая классика»
Елизавета Арзамасова в жюри конкурса юных чтецов
Елизавета Арзамасова в жюри конкурса юных чтецов
Михаил Полицеймако (справа) в жюри конкурса юных чтецов
Михаил Полицеймако (справа) в жюри конкурса юных чтецов
Голосование жюри конкурса юных чтецов
Голосование жюри конкурса юных чтецов

На одном языке

Классика — это важно, но герои XIX века не сталкивались с буллингом в соцсетях. Современная литература говорит с подростками на одном языке: использует ту же лексику, отражает реальные проблемы (кибербуллинг, отношения с родителями, поиск идентичности), дает инструменты для размышления. Например, роман «Виноваты звезды» Джона Грина не просто о болезни, а о том, как находить радость вопреки обстоятельствам.

Американская новая школа социальных исследований провела эксперимент: участники читали художественную литературу, затем проходили тесты на распознавание эмоций. Всего пять дней чтения повысили способность понимать чужие чувства на 20%. Получается, что читающие подростки не аутизируются, а наоборот, лучше понимают других людей и реже испытывают социальную тревожность. Каждая прочитанная книга создает новые модели поведения. Без этого человек вынужден опираться на ограниченный личный опыт и расхожие клише.

Сегодня родители сталкиваются со множеством трудностей в попытках привить ребенку любовь к чтению: гаджеты снижают концентрацию и способность воспринимать большие формы. Согласно исследованию Common Sense Media за 2022 год, подростки проводят в соцсетях более семи часов в день, а 5–10% детей имеют трудности с декодированием текста (дислексия и другие нарушения). Детям и подросткам не хватает мотивации: если чтение ассоциируется со скукой или принуждением, мозг не получает дофаминового подкрепления.

Как же помочь своему ребенку? Во-первых, читать вслух с раннего возраста. Но эту традицию можно сохранить навсегда. Совместное чтение создает «социальный капитал» — общие темы для разговоров. А еще повышает окситоцин («гормон доверия»).

Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участников конкурса юных чтецов «Живая классика»
Елизавета Арзамасова и участница конкурса юных чтецов «Живая классика»
Елизавета Арзамасова и участница конкурса юных чтецов «Живая классика»

Почему подростки выбирают взрослые книги — и это нормально

Многие взрослые ограждают подростков от литературы, которая им якобы не по возрасту. Сейчас книги строго маркированы — и я вижу в этом не только благо, но и опасность. Если книги — это подготовка ко взрослой жизни, то читать нужно на вырост. Мозг человека, читающего художественную литературу, активирует те же области, что и при реальном опыте — будто он сам переживает события книги. И это безопасный способ пережить то, с чем лучше не сталкиваться в реальной жизни. Именно табуированность часто привлекает подростков и может быть мотивом для чтения, поэтому на месте родителей я бы не стала препятствовать тому, чтобы подростки читали книги с «верхних» полок.

Несколько лет назад мы в фонде создали приложение по индивидуальному подбору книг — его можно скачать или пройти тест прямо на сайте youngreaders.ru. Подросток отвечает на вопросы, и ему выпадает книга про похожего на него героя, находящегося в похожей жизненной ситуации.

Главное слово — «удовольствие»

Чтение развивает эмпатию, когнитивные способности, критическое мышление, увеличивает словарный запас и многое другое, но читаем мы не для этого, а чтобы понять что-то про себя и получить удовольствие. И кажется, «удовольствие» — самое важное слово, о котором нужно помнить, когда мы говорим о приобщении подростков к чтению. К серьезной литературе можно прийти и через комиксы — очень важно начать читать с того, что доступно и нравится. Очень важно давать детям свободный выбор книг, ничего не навязывать.

Мне кажется, очень большой ошибкой превращать чтение в наказание. Это свойственно многим родителям: «Ты должен читать, пока не прочитаешь…» и т. д. Но именно такой подход и отталкивает от чтения. Принято читать книги маленьким детям, но эту практику, повторюсь, можно продолжать в любом возрасте. Совместное чтение создает общие темы для разговоров и повышает доверие. Иногда полюбить литературу мешает недостаточная скорость чтения. Об этом редко говорят, но не все даже в старших классах способны читать про себя бегло. В таких случаях можно одну и ту же книгу и читать, и слушать. Кстати, возможность слушать книгу на прогулке в итоге приводит к тому, что книги дочитываются до конца. А это, в свою очередь, вызывает выброс дофамина, то есть радость от достигнутой цели. Задача дочитать длинную книгу перестает быть невыполнимой.

В разных странах разработаны эффективные методики приобщения детей и подростков к чтению. Например, в Финляндии во многих школах существует традиция читать вслух даже старшеклассникам. Акцент делается на получении удовольствия от чтения. И Финляндия стабильно занимает 1-е место в PISA по грамотности.

Награждение участницы конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участницы конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участницы конкурса юных чтецов «Живая классика»
Награждение участницы конкурса юных чтецов «Живая классика»

В Японии во многих школах есть правило: 10 минут утром перед уроками — все (учителя, ученики) читают свою книгу. Популярны манга и легкие новеллы как «мост» к сложной литературе. Родителям рекомендуют читать вместе с детьми даже в старшем возрасте. Япония — один из лидеров по количеству книжных магазинов на душу населения.

В Великобритании есть национальная программа Summer Reading Challenge: дети получают награды за прочитанные книги во время каникул. Школы сотрудничают с местными библиотеками, где проводят тематические квесты. Подросткам предлагают буктокены (купон на бесплатную книгу в магазине). Исследование показало, что участники программы на 30 % чаще продолжают читать для удовольствия.

За годы проведения конкурса «Живая классика» я поняла, что читающих подростков много. Но очень важно предоставлять свободу выбора литературы, не заставлять и не навязывать. Исследования показали, что любовь к чтению, привитая до 12 лет, коррелирует с высоким эмоциональным интеллектом и успехами в карьере во взрослом возрасте. Главное — не «заставить», а зажечь искру интереса. Пусть чтение будет увлекательным.

Тогда и до сложных книг читатель обязательно дорастет.

 

Ссылка на первоисточник
наверх