Усадить школьника за книгу — непростая задача в век гаджетов. О том, как можно перейти к сложной литературе от комиксов, почему подросткам стоит читать не только классику, а также о свободе выбора — рассказывает президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова.

Вот уже почти 15 лет я провожу конкурс юных чтецов «Живая классика»: подростки выбирают понравившийся им отрывок из литературного произведения и читают его со сцены. И 15 лет я отвечаю на вопрос, почему подросткам стоит читать не только классику.
Звучит забавно, но название «Живая классика» — не о том, чтобы оживить тексты авторов школьной программы. «Живым классиком» мы с друзьями называли нашего любимого писателя Андрея Битова, а потом Людмилу Петрушевскую, Беллу Ахмадулину, Юрия Мамлеева, Виктора Соснору, Татьяну Толстую, Виктора Пелевина и других замечательных авторов. Тогда еще они все были действительно живыми, но уже стали классиками. Да и в основе современной школьной программы лежат тексты, которые были новейшей литературой в то время, когда эта программа формировалась. Еще один штрих: в 1842 году преподаватель русского языка и словесности Алексей Галахов выпустил революционную для своего времени «Русскую хрестоматию для детей», в которую вошли такие ультрасовременные для того времени авторы, как Михаил Лермонтов и Николай Гоголь…
Сегодняшнему школьнику нужно пробиться через слои непонятных слов и явлений, чтобы осознать, что онегинская Татьяна — его ровесница, с похожими интересами и проблемами. Сложные тексты — это «спортзал для мозга», который прокачивает не только интеллект, но и эмоциональную устойчивость, но к такому чтению важно подготовиться. Современная литература, с ее близкими подросткам темами, увлекательными сюжетами и понятными героями может стать такой подготовкой.

Почему герои книг работают лучше психотерапии
Мы в фонде работаем не с детской, а с подростковой аудиторией. Это самое тревожное и напряженное время жизни, когда почти все происходит впервые, и ты еще не умеешь с этим справляться. Ты не знаешь, как смотрят на мир другие подростки — так ли, как ты. А вдруг ты такой один со своими страхами, буллингом со стороны одноклассников, первой любовью, непониманием родителей, со своим бунтарством и мечтами? И здесь, как ни странно, на помощь может прийти чтение. Чтение художественной литературы создает у мозга иллюзию социального взаимодействия. Когда ребенок следит за действиями персонажей, его мозг активирует зеркальные нейроны — те же, что работают при реальном общении.
По данным ВОЗ, 25% подростков чувствуют себя одинокими. Современная литература создает эффект «виртуальных друзей» — мозг воспринимает литературных героев как реальных людей, показывает, что ты не один. Герои современных произведений тоже переживают из-за внешности или неразделенной любви, и в момент знакомства с ними тревога у подростка снижается. Поэтому если подросток много читает, это может быть не только формой эскапизма, но и тренировкой эмпатии и подготовкой ко взрослой жизни.






На одном языке
Классика — это важно, но герои XIX века не сталкивались с буллингом в соцсетях. Современная литература говорит с подростками на одном языке: использует ту же лексику, отражает реальные проблемы (кибербуллинг, отношения с родителями, поиск идентичности), дает инструменты для размышления. Например, роман «Виноваты звезды» Джона Грина не просто о болезни, а о том, как находить радость вопреки обстоятельствам.
Американская новая школа социальных исследований провела эксперимент: участники читали художественную литературу, затем проходили тесты на распознавание эмоций. Всего пять дней чтения повысили способность понимать чужие чувства на 20%. Получается, что читающие подростки не аутизируются, а наоборот, лучше понимают других людей и реже испытывают социальную тревожность. Каждая прочитанная книга создает новые модели поведения. Без этого человек вынужден опираться на ограниченный личный опыт и расхожие клише.
Сегодня родители сталкиваются со множеством трудностей в попытках привить ребенку любовь к чтению: гаджеты снижают концентрацию и способность воспринимать большие формы. Согласно исследованию Common Sense Media за 2022 год, подростки проводят в соцсетях более семи часов в день, а 5–10% детей имеют трудности с декодированием текста (дислексия и другие нарушения). Детям и подросткам не хватает мотивации: если чтение ассоциируется со скукой или принуждением, мозг не получает дофаминового подкрепления.
Как же помочь своему ребенку? Во-первых, читать вслух с раннего возраста. Но эту традицию можно сохранить навсегда. Совместное чтение создает «социальный капитал» — общие темы для разговоров. А еще повышает окситоцин («гормон доверия»).





Почему подростки выбирают взрослые книги — и это нормально
Многие взрослые ограждают подростков от литературы, которая им якобы не по возрасту. Сейчас книги строго маркированы — и я вижу в этом не только благо, но и опасность. Если книги — это подготовка ко взрослой жизни, то читать нужно на вырост. Мозг человека, читающего художественную литературу, активирует те же области, что и при реальном опыте — будто он сам переживает события книги. И это безопасный способ пережить то, с чем лучше не сталкиваться в реальной жизни. Именно табуированность часто привлекает подростков и может быть мотивом для чтения, поэтому на месте родителей я бы не стала препятствовать тому, чтобы подростки читали книги с «верхних» полок.
Несколько лет назад мы в фонде создали приложение по индивидуальному подбору книг — его можно скачать или пройти тест прямо на сайте youngreaders.ru. Подросток отвечает на вопросы, и ему выпадает книга про похожего на него героя, находящегося в похожей жизненной ситуации.
Главное слово — «удовольствие»
Чтение развивает эмпатию, когнитивные способности, критическое мышление, увеличивает словарный запас и многое другое, но читаем мы не для этого, а чтобы понять что-то про себя и получить удовольствие. И кажется, «удовольствие» — самое важное слово, о котором нужно помнить, когда мы говорим о приобщении подростков к чтению. К серьезной литературе можно прийти и через комиксы — очень важно начать читать с того, что доступно и нравится. Очень важно давать детям свободный выбор книг, ничего не навязывать.
Мне кажется, очень большой ошибкой превращать чтение в наказание. Это свойственно многим родителям: «Ты должен читать, пока не прочитаешь…» и т. д. Но именно такой подход и отталкивает от чтения. Принято читать книги маленьким детям, но эту практику, повторюсь, можно продолжать в любом возрасте. Совместное чтение создает общие темы для разговоров и повышает доверие. Иногда полюбить литературу мешает недостаточная скорость чтения. Об этом редко говорят, но не все даже в старших классах способны читать про себя бегло. В таких случаях можно одну и ту же книгу и читать, и слушать. Кстати, возможность слушать книгу на прогулке в итоге приводит к тому, что книги дочитываются до конца. А это, в свою очередь, вызывает выброс дофамина, то есть радость от достигнутой цели. Задача дочитать длинную книгу перестает быть невыполнимой.
В разных странах разработаны эффективные методики приобщения детей и подростков к чтению. Например, в Финляндии во многих школах существует традиция читать вслух даже старшеклассникам. Акцент делается на получении удовольствия от чтения. И Финляндия стабильно занимает 1-е место в PISA по грамотности.


В Японии во многих школах есть правило: 10 минут утром перед уроками — все (учителя, ученики) читают свою книгу. Популярны манга и легкие новеллы как «мост» к сложной литературе. Родителям рекомендуют читать вместе с детьми даже в старшем возрасте. Япония — один из лидеров по количеству книжных магазинов на душу населения.
В Великобритании есть национальная программа Summer Reading Challenge: дети получают награды за прочитанные книги во время каникул. Школы сотрудничают с местными библиотеками, где проводят тематические квесты. Подросткам предлагают буктокены (купон на бесплатную книгу в магазине). Исследование показало, что участники программы на 30 % чаще продолжают читать для удовольствия.
За годы проведения конкурса «Живая классика» я поняла, что читающих подростков много. Но очень важно предоставлять свободу выбора литературы, не заставлять и не навязывать. Исследования показали, что любовь к чтению, привитая до 12 лет, коррелирует с высоким эмоциональным интеллектом и успехами в карьере во взрослом возрасте. Главное — не «заставить», а зажечь искру интереса. Пусть чтение будет увлекательным.
Тогда и до сложных книг читатель обязательно дорастет.
Свежие комментарии