На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

61 подписчик

Свежие комментарии

  • Eduard
    Да все мужики одинаковы:"Мудаки требуют преданости,а сами всегда под юбку пялятся!".Те ещё лицемеры!Муж пытал жену, п...
  • Eduard
    Я таким вот"мужьям" яйца бы вырывал и в зад вставлял! Достали мудаки!Муж пытал жену, п...
  • Eduard
    Золото ему подай микроавтобусами!Муж пытал жену, п...

Кому доверить ребенка. Разбор педагогических методик в детских садах 

В период до шести лет у детей закладываются качества, которые определят их личность в будущем. В этом возрасте дети часто ходят в детский сад, и от выбора методики преподавания там во многом будет зависеть личное содержание будущего взрослого. Чем отличаются эти методики друг от друга, рассказывает основательница сети частных детских садов «Я люблю Монтессори» Юлия Коричнева

Фото: Pexels

Приоритет в воспитании ребенка не меняется десятилетиями: дать ребенку базу, которая поможет ему в будущем. И если раньше для воспитания использовался подход «проорется и перестанет», то сегодня родители учатся слушать и слышать детей и договариваться с ними. На первый план выходят развитие эмоционального интеллекта и методики, позволяющие раскрыть потенциал ребенка, определить его интересы.

Наиболее популярны у педагогов и родителей Вальдорфская и Монтессори системы, а также программа для всестороннего развития детей «Радуга».

Вальдорфская методика. «Познавай мир без принуждения»

Фото: Pexels

Главная идея методики в том, что детство — это время для игр и творчества. Детям предоставляют возможность исследовать окружающий мир в комфортном для них ритме. Учитель, являющийся центральной фигурой в этой методике, не сравнивает детей между собой — в саду отсутствует какая-либо система оценок. В России вальдорфской методике соответствует адаптированная педагогическая программа «Березка».

В вальдорфских садах для развивающих игр и обустройства интерьера используются только натуральные материалы: глина, камни, ткани, дерево. В качестве игрушек там могут быть тряпичные или вязаные куклы, корзинки с орешками, камушками, ракушками. Магазинные игрушки с инструкцией в таких садах не приветствуются. 

Методика рекомендует родителям ограничить доступ ребенка к гаджетам и телевизору. Акцент делается на развитии фантазии, создании интерактивного пространства со сказочными мотивами, где ребенок может стать одним из участников представления.

Детей в таких садах не учат читать, писать и считать, упор здесь на эмоциональном, духовном и практическом познании. Большое внимание уделяется музыке, танцам, сказкам, лепке из глины, оригами и аппликации.

Плюсы: Вальдорфская система покажет ребенку мир с разных сторон, разовьет его творческий потенциал, любознательность, воспитает любовь к природе. Ребенок с детства учится понимать причину возникновения своих эмоций и объяснять это другим. В ней соблюден баланс между практическими навыками и занятиями искусством.

Минусы: до школы «вальдорфские» воспитанники не будут иметь навыков письма, чтения и счета. Ребенку, воспитанному по данной методике, будет сложно социализироваться в муниципальной школе, поэтому желательно продолжать обучения в учебных заведениях, которые следуют Вальдорфской системе. Методику часто критикуют из-за наличия ритуального аспекта — например, перед обедом дети берутся за руки и благодарят силы природы.

Методика Марии Монтессори. «Помоги мне сделать это самому»

Фото: Pexels

Методика Монтессори делает ставку на самостоятельность ребенка и его индивидуальный темп развития. Акцент обучения смещен с назидательного («я покажу, как делать») на поддерживающий («попробуй сделать это сам»). Как и в случае с Вальдорфской методикой, в России есть адаптированная педагогическая программа — «Детский сад по системе Монтессори».

Воспитание построено на том, чтобы ребенок был самостоятельным и умел делать выбор. Если он, например, не хочет играть с другими детьми — он вполне может занять себя сам. Педагоги наблюдают за действиями детей, при необходимости помогают, но не пытаются навязать свое видение решения той или иной задачи. Группы в Монтессори-садах состоят из детей разного возраста, что способствует социализации и обучению — старшие помогают младшим по необходимости. 

Все развивающие материалы в таких садах расположены таким образом, чтобы дети без труда могли взять их и убрать на место. Игры, книги, головоломки представлены в единственном экземпляре, это вынуждает детей договариваться — играть по очереди или вместе. Пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их самостоятельно, без инструкций от взрослых. 

В Монтессори-саду развивается индивидуальность ребенка, он начинает осознавать право на выражение собственного «Я» и принимать решения сам. Благодаря такому подходу ребенок учится исключительно из-за интереса, а не из-за внешнего давления или соревнования с другими детьми. 

Пространство во всех Монтессори-садах разделяется на несколько зон:

  • практическая, где дети учатся завязывать шнурки, мыть посуду и тому подобное; 
  • зона сенсорного развития для тренировки органов чувств;
  • зона математики, где воспитанники учат цифры;
  • языковая зона, где изучают буквы и звуки;
  • космический класс, обставленный картами, флагами, глобусами и другими пособиями для изучения окружающего мира;
  • зона творчества, где есть все для лепки, аппликаций, оригами и прочего.

В отдельных Монтессори-садах дополнительно могут быть предусмотрены творческие  кружки и спортивные занятия.

Плюсы: Система воспитывает самостоятельность, уверенность в себе и в своих решениях, ребенок знает, чего он хочет, и может объяснить почему. Нахождение в группах с детьми разных возрастов дает возможность примерить разные социальные роли и учит договариваться. В саду ребенок получает практические навыки для жизни и весь объем знаний, необходимый для поступления в школу.

Минусы: В атмосферу методики Монтессори ребенка нужно погружать как можно раньше, чтобы он рос в ней как в естественной среде. Ребенок, ранее обучавшийся в государственном саду, не сможет адаптироваться в Монтессори-системе, предполагающей самостоятельность в выборе занятий и игр. Родителям придется придерживаться принципов этой педагогической системы и дома. Методику часто критикуют за воспитание индивидуалистов — это связано с отношением общества к людям, которые уважают свои интересы и умеют их отстаивать.

«Радуга». «Радостное проживание дошкольного детства»

Фото: Pexels

Наравне с педагогическими методиками, такими как Вальдорфская или Монтессори, в детских садах используются педагогические программы, основанные на общепсихологических теориях и культурных подходах. Одной из них является педагогическая программа «Радуга». Ее суть заключается в поддержании мотивации у детей к познанию, общению, созиданию, а уже ближе к школьному возрасту — в формировании мотивации к обучению. Одна из целей педагогической программы — развить физическую культуру детей через подвижные и интересные игры. Основной формой обучения является игра, поэтому освоению навыков «помогают» сказочные персонажи. Ведь детям куда веселее спасать Королеву Чистоты, чем просто убирать за собой тарелку. 

Занятия в саду делятся на семь групп, соответствующих семи цветам радуги, где красный цвет является самым важным:

  • Физкультура — красный цвет;
  • Игра — оранжевый цвет;
  • Рисование — желтый цвет;
  • Конструирование и развитие воображения — зеленый цвет;
  • Занятия музыкой и хореографией — голубой цвет;
  • Занятия по развитию речи и знакомству с окружающим миром — синий цвет;
  • Основы математики — фиолетовый цвет.

Помимо игры мотивация к познанию стимулируется с помощью соревновательных элементов, например, предметных олимпиад или постановки определенных целей для группы. В таком саду ребенок приобретет навыки чтения, счета, письма и будет готов к дальнейшему обучению в муниципальной школе. Программу «Радуга» используют около 40% муниципальных детских садов в России.

Плюсы: Программа «Радуга» распространена в муниципальных детских садах и станет отличным вариантом для тех, кто подходит к воспитанию ребенка консервативно. Ребенок готовится к школе, усваивая необходимые для нее знания. Это программа стандарта ФГОС.

Минусы: Воспитатель играет доминирующую роль в детском сообществе, занятия заранее определены, и дети не могут выбирать, чем им заниматься. Детей мотивируют к обучению за счет соревнования друг с другом.

Все методики имеют свои плюсы и минусы, которые могут стать критичными для родителей. Выбор методики зависит от взглядов, которых придерживаются родители ребенка, и от того, как они представляют процесс обучения и воспитания. В принятии решения может помочь экскурсионный день в садике, где вы и ваш ребенок сможете «прощупать» обстановку и посмотреть, как выстроен образовательный процесс.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх