На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Катерина Мурашова: чем деревенские дети отличаются от городских

Психолог Катерина Мурашова много ездит по России и часто сталкивается с вопросом, отличаются ли дети и подростки в разных регионах страны, и если да, то как именно? Ответ на него — в новом материале.

Я регулярно бываю в разных местах. Встречаюсь там с детьми и взрослыми, разговариваю с ними о всяком. Иногда в качестве психолога, иногда в качестве писателя. Детям, кажется, все равно, в каком качестве меня им представляют взрослые, и кончается все обычно тем, что ребята задают мне вопросы «про жизнь» или я рассказываю им истории про своих животных и еще про животных, с которыми я в жизни встречалась, когда была биологом или когда работала в зоопарке.

Однако потом уже взрослые меня довольно часто спрашивают: «А вот скажите, дети, подростки — они в разных местах отличаются? И если да, то чем именно?»

Я не очень знаю, что отвечать, и обычно бормочу в ответ нечто неопределенно-доброжелательное: дескать, все дети и везде прекрасны и талантливы, и вот ваши, конечно, тоже…

Если же говорить честно, то каждый ребенок, конечно, уникален, но никаких особых групповых отличий между детьми и подростками из разных больших городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и так далее — я не заметила. Взрослые там, мне показалось, отличаются больше. А у детей и особенно у подростков прослеживается скорее групповое сходство. Наверное, это потому, что у них общая и весьма сложная при этом возрастная задача — физиологический и психологический метаморфоз, превращение из ребенка во взрослого человека.

С течением разных обстоятельств мне несколько лет подряд (и вот прямо сейчас) доводилось принимать участие в проектах, которые организуют «книжные люди» — библиотекари, издатели, исследователи детского чтения. Как правило, организаторы всего этого — это энтузиасты и креаторы, прекрасные, гуманистически ориентированные люди. И вот благодаря этим проектам я смогла познакомиться не только с современными городскими, но и, скажем так, глубоко сельскими детьми и подростками.

Один ежегодный проект называется «Книжный путь» и рассчитан на детей из сел и деревень Ленинградской области. Другой — это «День Ч», то есть день чтения, — на детей Иркутской области. Он происходит прямо сейчас. И знаете что я скажу? Что городские и сельские дети как раз отличаются друг от друга, причем заметно. Получается, что сходства и различия детей и подростков  пролегают, похоже, не по географической линии (из какого они региона), а по характеристикам населенного пункта (деревня или большой город). То есть дети из сел Ленинградской области похожи на детей из сел Иркутской области. И одинаково сильно отличаются от детей и подростков «своей» и «чужой» метрополии.

В чем же эти различия? 

Я бы выделила три источника, опираясь на которые мы можем про эти различия порассуждать. 

  • Первый источник — это, конечно, сами дети и подростки в своих собственных проявлениях. То, как и о чем они говорят, как себя ведут, что обозначают как важное и неважное, к чему стремятся, чего боятся и о чем тревожатся.
  • Второй источник — это родители, жители соответствующих городов и деревень, с которыми я тоже тем или иным способом много общаюсь. То, что они рассказывают о своих детях, что обозначают как их достоинства и недостатки, какие проблемы предъявляют как максимально их волнующие.
  • Третий источник — это условные «сторонние наблюдатели», к которым отношусь и я сама, и мои коллеги: психологи, педагоги, писатели, художники, библиотекари (все они тоже регулярно встречаются с разными детьми), с которыми мы регулярно обмениваемся впечатлениями.

Итак, сначала у нас пойдут различия по «первому источнику»:

  • деревенские дети более практически ориентированы. Специальности, которые они предъявляют как желательные для себя, всегда имеют очень конкретную природу и наполнение: стоматолог, шофер, учитель, инженер, рыбак. Никто из них никогда не говорил при мне о том, что он хочет быть менеджером, начальником или «заниматься чем-нибудь творческим». Не звучит у них и прямое «там, где много денег платят». Иногда звучит «только чтоб хватило себя и семью прокормить». Современные городские дети при разговоре о профориентации довольно часто предъявляют нечто расплывчатое, связанное как раз-таки с «творчеством» или «большими деньгами». Говорят они и об «интересе». В рассуждениях сельских детей довод «мне интересно» звучит значительно реже.
  • Географическая составляющая будущего. Сельские дети практически никогда не планируют в будущем «уехать за границу» или по крайней мере не озвучивают это желание. Если речь идет об обучении, то они часто выбирают ближайший к их селу крупный город, чтобы не рвать совсем связь с малой родиной. Причем при более подробном обсуждении выясняется, что это вовсе не духовная связь, а реальная возможность съездить домой и привезти оттуда домашние заготовки и продукты, чтобы облегчить финансовое бремя семьи, в которой есть студент. Многие хотели бы при возможности вообще навсегда остаться  где-нибудь недалеко от дома, «если бы была работа». При этом очень многие городские дети нацелены на переезд как на осознанное поднятие на «социальном лифте». 
  • Сельские дети и подростки практически всегда подчеркнуто уважительно отзываются о своих родителях и бабушках-дедушках. Часто при случае воодушевленно рассказывают о них, истории из их жизни, причем с таким отчетливым дидактическим компонентом. У городских детей такое характерно только для самых маленьких. Более старшие дети и особенно подростки на родителей скорее жалуются, причем часто — на непонимание. Сельские дети на прямой вопрос по этому поводу могут ответить: «Мама кормит, поит, лечит, любит — на том спасибо. Мы ее тоже любим, помогаем, как можем. Какое еще нужно понимание?» Сельские дети, в отличие от городских, никогда не говорят о себе: «я вообще ничего не хочу», «я устал» (не от конкретной работы, а в целом) и «у меня, кажется, депрессия». Скорее всего, они с этим действительно не сталкиваются.

Различия по «второму источнику»:

  • Сельские родители обычно хвалят своих детей за трудолюбие и помощь по хозяйству. Признают их бытовую самостоятельность и самостоятельность в процессе школьного обучения. Ругают за лень, «шляние с друзьями вместо того, чтоб уроки поучить», отсутствие амбиций и пристрастие к гаджетам. Часто говорят о том, что «вот удивительно: нынешним детям дано куда больше, чем нам было, а им бывает, что и этого мало».
  • Городские родители обычно превозносят интеллектуальные способности своих детей, их креативность, часто говорят об эмпатии и ускоренном  развитии. Сожалеют об отсутствии «настоящих друзей», апатии, «он почему-то ничего не хочет» и о том, что телефон и мир компьютерных игр фактически заменили их детям мир реальный, в который они не очень-то и хотят выходить.

Различия по «третьему источнику»:

  • Публичная речь городских детей более лексически богатая и намного менее формализованная, чем у детей сельских. Городским детям легче формулировать свои мысли и описывать свои чувства. Также у них практически всегда выше общая информированность и шире кругозор.
  • Сельские дети не так перекормлены информацией и охотно слушают интересные с их точки зрения истории даже от незнакомых им людей. В таких ребятах сохранилось больше любопытства к миру.
  • Дети из сел и деревень не так сильно центрированы на своем «я», как современные городские дети. Если взрослый человек чем-то их заинтересовал, они будут очень внимательны и будут ловить каждое слово. Если заинтересовать не удалось, останутся вежливо-равнодушны. Но в целом старший для них — все еще авторитет. У городских детей и подростков — уже нет.
  • Сельские дети привыкли много и достаточно тяжело работать по хозяйству. Для них это естественно. Вчера на улице городка Киренска я встретила мальчика лет 10–11, который очень сноровисто, по обледенелой мостовой вез от колонки домой ручную тележку с огромным бидоном воды (централизованного водопровода в Киренске нет). Это была не картина художника Перова, и мальчик совершенно не выглядел несчастным. Он выглядел скорее гордым своей полезностью. Городским детям подобная практическая работа зачастую просто неизвестна.
  • Сельские дети часто отличаются осознанным краевым патриотизмом, склонны говорить о нем вслух (даже в неформальных разговорах), писать о своем крае (и о своих родных) в сочинениях, стихах и так далее — в неизменно хвалебном духе. У городских детей более развито критическое мышление, в том числе и в этом аспекте.
  • Городские дети намного более сентиментальны, если говорить о животных, и возвышенны, если говорить о любовании природой. Сельские дети часто едят своих собственных куриц и других животных, поэтому их отношение к этому более практическое. При этом природу в целом своего края и ее конкретные проявления: река, роща, большой камень, гора, овраг и так далее — они всегда осознанно любят и ценят.

Вот такие вот у меня получились наблюдения и выводы из них за несколько лет. Единство непохожих — это ведь перспективно, правда? Разумеется, это только мое мнение, и я вполне готова к тому, что у уважаемых читателей оно окажется совсем другим.

В завершение хочется поблагодарить всех прекрасных людей, организаторов упомянутых мною проектов, которые уже много лет устраивают эти «встречи города и деревни», и тем, разумеется, способствуют прибавлению красоты, взаимодополнительности и взаимопонимания в нашем непростом мире.

Такое стихотворение «Что такое красота?» написал на местный поэтический конкурс, который проходил в рамках «Дня Ч», мальчик Петр из коррекционной школы Киренска. Согласимся с ним?

Что такое красота 

Что такое красота?

Это может быть роса,

Когда светит солнца луч,

Освещая среди туч.

Что такое красота?

Это зелени листва,

Или звезды в темноте,

Освещают путь тебе.

Что такое красота?

Это радуги цвета,

Это мамины глаза

И счастливая слеза.

Может, поле снежной дали

Или на груди медали!

Что такое красота?

Знаешь? Я спрошу тебя.

И ответишь тихо мне:

— Красота живет в тебе!

Если, честно красота —

Это мир и доброта!

Каурцев Петр, 15 лет, 7-й класс, ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа города Киренска»

Визуальный ряд про мою нынешнюю поездку в Иркутскую область я разместила в своем блоге. Вот ссылка. Фотографии там в основном мои. На мой взгляд, они весьма живописны и в чем-то дополняют и углубляют мой рассказ.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх