На карте Москвы отметки «Зайка Space» нет, но само пространство существует — оно разместилось на Тверской 4 октября 2024 года и уже получило довольно обширную аудиторию из арт-среды. Хотя коллекционер Петя Митюшкин и архитектор Юля Наполова задумали это место как мультифункциональный арт-салон с очень friendly-условиями для посещения, все же найти его не так-то просто — как и оказаться человеком, вхожим в этот клуб по интересам.
«Сноб» побывал в гостях у Пети и Юли и узнал, для кого был придуман этот проект, что пространство предлагает публике и какие выставки здесь можно увидеть в 2025 году.Место, где поселилось искусство
Для того чтобы попасть в галерею-квартирник, нужно добраться до первого открывшегося в России «Макдональдса». На карте он значится как достопримечательность, появившаяся на Большой Бронной, 29, в конце января 1990 года. Чуть дальше от внутреннего двора исторического фастфуда прячется турецкая забегаловка. Здесь — поворот к шлагбауму дома 19 по улице Тверской и поиск четвертого подъезда (в интернете пишут, будто бы их в доме три).
Но даже с этим знанием без предварительного согласования в помещение не войти — локация находится в жилом доме, а он, что называется, не проходной двор. Безусловно, чтобы пространство работало и как галерея, нужно, чтобы приходили новые люди — и для этого есть определенные условия, говорит сооснователь «Зайки», коллекционер Петя Митюшкин.
«Во-первых, можно написать в telegram-канал и попроситься в гости. Мы встретим, все покажем и расскажем. А вторая опция — день открытых дверей, по предварительному согласованию и регистрации. Это довольно закрытая история для тех, кто «в теме», но нам так комфортнее. Не хочется, чтобы к нам приходили “мимокрокодилы” и “сливкосниматели” просто ради “позыркать” и поторговать лицом. Это место для людей, увлеченных искусством — как салон», — объяснил собеседник «Сноба».
Соосновательница пространства, архитектор Юля Наполова, активно кивает в знак согласия с Петей, допивая чай из маленькой фарфоровой чашки: «Мы не планировали открывать галерею. Да и я бы не сказала, что галерея — это то, что у нас получилось. Это культурное мультипространство, где можно собраться на чай-кофе или шампанское, послушать лекцию, посмотреть кино, поработать. Но это точно не “культурный коворкинг” или антикафе. Мы зовем сюда друзей и друзей друзей, сюда нельзя прийти с улицы».
За ярко-зеленой подъездной дверью ждет старенький лифт с подбитым зеркалом и одинокая тусклая лампочка — кажется, дом не видел капитального ремонта аж с 1948 года, когда был построен. Зато на седьмом этаже — заветный портал в праздник и карнавал, сильно контрастирующий с внутренним обликом дома. Портал отмечен фирменным стикером «Зайка Space» с маленькой зверушкой в космической тарелке. Современное искусство поселилось в светлой квартире на 110 квадратных метрах с видом на памятник конструктивизма, бывшее помещение редакции газеты «Известия».
«Мы не специально поселились на Тверской, хотели Чистые пруды. Арбат я вообще терпеть не могу. Но тяготели к Садовому кольцу. Пересмотрели кучу всего, наверное, несколько десятков вариантов. Одним из критериев было наличие простого белого потолка, не “рмстронга” и не реечного. Этому критерию в основном соответствовали новостройки премиум-класса, а такого нам точно не хотелось — не из-за цены, а из-за атмосферы. Аренда нашей “Зайки”вместе с коммуналкой стоит 200 тысяч в месяц — и это адски дешево, я считаю, нам повезло», — рассказывает Юля.
По ее словам, квартира на Тверской, 19, оказалась лучшим предложением по аренде. Но примечательно, что изначально Юля искала вовсе не галерею, а офис для своего бюро PS Culture, которое занимается музейной архитектурой. В числе проектов — выставки «Сесил Битон и культ звезд» (Эрмитаж), «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» (ГИМ), «Названо Вазари. Маньеризм» (Нижегородский Арсенал), а также Музей Динамо в Москве и Музей Фабрики-кухни завода им. Масленникова в филиале Третьяковки в Самаре.
«Мои сотрудники работают гибридно, и мне казалось, что мы очень нерационально используем пространство — хочется что-то большое, просторное и классное. А еще в таком месте должна быть энергия. Но, когда ты появляешься в офисе раз-два в неделю, грубо говоря, захаживаешь, сразу чувствуется, что место какое-то мертвое. Мне было важно создать правильный вайб и запустить нужные энергии. А параллельно мы с Петей обсуждали его идею заняться галерейным бизнесом», — вспоминает Юля.
Место, украшенное человеком
Пространство действительно получилось мультифункциональным — оно предлагает кинопоказы и паблик-токи, творческие встречи и лекции, обыкновенные дружеские посиделки за чаем. Незадолго до конца 2024 года в галерее-квартирнике состоялась предновогодняя вечеринка. Как и праздник по случаю запуска «Зайка Space», она получилась в меру китчевой — если в октябре гости смаковали огромные морковки, капусту и брокколи, то в декабре уважаемые представители арт-среды и столичной богемы соревновались в приготовлении (и последующем поедании) тазика с оливье.
Без искусства тоже не обошлось: для гостей работал «открыточный» уголок — своего рода временный филиал печатной мастерской Марии Зайцевой, где все желающие могли создать новогоднюю карточку в технике линогравюры и напечатать ее небольшим тиражом. Получился эдакий «голубой огонек» в условиях домашнего новогоднего антуража, но для арт-сообщества. Уходящий год проводили не только праздником, но и добрым делом — открытки, кроме гостей, печатали и художники, а деньги, вырученные за эти новогодние арт-объекты, отправились в благотворительный фонд «Димина Мечта».
На любом мероприятии Петя и Юля стараются сохранить домашнюю атмосферу — искусство ждет гостей даже на кухне, месте, где, по обыкновению, «оставшиеся в живых» после вечеринки принимаются философствовать за сигареткой в пять утра. А вечеринки тут и правда проходят — в меру шумные (все-таки помещение жилое) и полупрофессиональные, потому что гости друг другу коллеги, но о работе здесь говорят в непринужденной, неформальной обстановке и скорее по любви, а не по долгу службы.
Выставочное решение пространства выполнено так, как если бы это была просто богемная квартира, куда зритель наведался в «странные гости» по заветам Майка Науменко — «там все сидели за накрытым столом, там пили портвейн, там играли в кости, танцевали там так, что трясся весь дом». Юля признается: переживала, что в квартире непрофессиональный свет, но Петя настоял на том, что стоит оставить все, как есть.
«И он был прав. Искусство живет в домах в абсолютно натуральной среде, без каких-то специальных подвесов, света и климатических условий. Крайне редко такое бывает. А обычно искусство — оно как кошка! Приходит и занимает все пространство», — шутит Юля. «Ровно так же и у нас в «Зайке». В результате получился очень простой, свежий, уютный интерьер. Этот уют во многом создан как раз благодаря искусству, которое существенно меняет среду вокруг человека, имеет свою живительную и целительную силу. В доме, где есть искусство, всегда чувствуешь себя лучше».
Это не развеска по «белому кубу», а хаотичное, на первый взгляд, размещение тех или иных объектов. Но на самом деле между ними есть связь. Первая такая выставка называлась «Квартира сумасшедшего коллекционера» — ей и открылась «Зайка» в октябре 2024 года. Для нее Юля и Петя принесли что-то из собственных домов и взяли некоторые вещи у друзей.
«Мы с Юлей как-то сразу договорились, что я буду придумывать, что мы будем здесь показывать — как куратор или арт-директор. После этого разговора я пришел домой, в свою двухкомнатную квартиру, где больше 80 работ висит по стенам. И понял, что это — квартира сумасшедшего коллекционера. Все висит такое странное, непохожее, но вполне себе дружит друг с другом в интерьере. Кстати, поэтому и для «Зайки» мы искали квартиру с интерьером — в нем искусство живет совсем не так, как в галерее с выставленным светом и чистыми стенами», — поделился с «Снобом» Петя.
Место, которое ждет 2025
Название первой выставки с точностью повторяет мысль Пети — «Квартира сумасшедшего коллекционера». Тогда в экспозицию вошли работы таких авторов, как Анатолий Зверев, Татьяна Маврина, Кирилл Кто, Маша Янковская и Евгения Буравлева — и это солидный набор для галереи-квартирника. Планку Петя опускать не собирается.
Сейчас в пространстве идет выставка «Эротический кабинет» — до 31 января Петя, большой поклонник телесности и «ню», показывает работы из своей собственной коллекции. В числе авторов — Эрнст Неизвестный, Роман Тугай и Зураб Церетели. Первую неделю января «Зайка» на каникулах, но затем увидеть экспозицию можно будет в любой день, по предварительной договоренности.
«Идея “Эротического кабинета” родилась вместе с идеей “Квартиры сумасшедшего коллекционера”, потому что основной профиль моей коллекции — обнаженная женская натура. Я коллекционирую ее уже шесть лет. В основном это графика, многое лежит в папках. Изначально хотелось показать что-то из своего. Но чем ближе мы подбирались к этой выставке, тем меньше я хотел показать свое и тем больше я хотел подсветить новые имена», — говорит Петя.
Понятно, что горизонт планирования выставочных проектов зыбок и неточен, но Петя с ответственностью подходит к задачам арт-директора «Зайки» и уже думает о проектах 2025 года. После «Эротического кабинета» здесь покажут «Любовь и роботы» — предварительно, открытие состоится 10 февраля. Название немного перекликается с сериалом Netflix «Любовь. Смерть. Роботы», но исключает негативный контекст смерти — эта выставка будет про жизнь.
«Сегодня любовь — это что-то более сложное, чем 20 или 30 лет назад. Человек настолько плотно взаимодействует с машинами, технологиями, роботами, наконец, что понятие любви размывается. Но она остается любовью. И мы не могли к 14 февраля не придумать выставку про любовь, но в нашем новом, сложном и запутанном мире людей и машин. Название “Любовь и роботы“ родилось внезапно, но сразу завоевало наши сердца», — рассказал Петя.
Изначально Петя планировал третьей выставкой сделать проект с рабочим названием «Бестиарий» — показать анималистическое искусство и «самое разное мифологическое зверье». Но эта выставка пока отложена в пользу «Любви и роботов», до марта, чтобы сначала познакомить зрителя с работами современных художников Глеба Солнцева, Леши Непетровича и Миши Молочникова.
А в мае Петя надеется показать проект «Выставка достижений сельского хозяйства» — деталей о нем пока что нет, хотя, учитывая юмор, который с завидной регулярностью вкладывают в дело «Зайки», можно предположить, что эта выставка будет связана с овощами, фруктами и садоводством. Все же в «заячьем» пространстве грех не показать морковно-капустные грядки и деревенский быт.
Автор: Катерина Алабина
Свежие комментарии