На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

  • motorigin gennadii
    Блин, Он однажды действовал,12 ноября 2023года. )В Италии началось...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Если хоть один из этих супов Окрошка, то я Мария-Антуанетта😂😂Квас против кефир...
  • Ведищева Елена
    Согласна со всем сказанным. Написано так, что втягиваешься в мир, который описывает Гайто Газданов. Но это и немного ...Гайто Газданов: с...

Как развить у ребенка интерес к музыке — классической и не только

Детскому проекту Московской филармонии «Что такое музыка» исполняется 10 лет. Как поддерживать интерес ребенка к музыке вне концертов, рассказала «Снобу» автор проекта Мария Холкина.

Здесь и далее выступления в рамках проекта «Что такое музыка»
Здесь и далее выступления в рамках проекта «Что такое музыка»

Родители тщательно следят за тем, что попадает в ребенка — в самом широком смысле.

Что он ест и пьет, каким воздухом дышит, какие картинки рассматривает в книгах, какие мультфильмы смотрит. Развитие слуха и музыкального вкуса стоит далеко не на первом месте в иерархии базовых потребностей и дополнительных занятий. 

Желая ребенку лучшего, мы интуитивно понимаем: так называемая классика находится на вершине музыкального Олимпа. Но в повседневной жизни она почти не встречается: в парках, кафе, торговых центрах звучит поп-музыка разной степени навязчивости или просто «хороший фон», а музыкальные уроки в большинстве школ и детских садов не радуют разнообразием. Без участия родителей у ребенка почти нет шансов услышать музыку высокого класса. Хорошая новость: для этого знакомства достаточно нажать на кнопку.

Слушать мир вокруг 

Городские жители почти круглосуточно находятся в зашумленной среде, будто внутри авангардной симфонии. Разговаривайте с ребенком о том, что происходит в звуковом пространстве вокруг. Учитесь вместе вычленять звуки из общего фона: вот папа поставил тарелку на стол (звонко!), собака застучала когтями по полу (ритмично), стиральная машина набирает обороты (почти как барабаны), где-то вдали едут автомобили. Что звучит громче — стирка или проспект? Чей голос ниже — мамин или папин?

А какой звук ты раньше не замечал, а теперь вдруг услышал? Игра в звуковую внимательность работает сразу в нескольких направлениях. Во-первых, так развивается и «утончается» слух. Во-вторых, ребенку проще будет научиться читать: отличать мягкие и твердые согласные, глухие и звонкие звуки. С детьми постарше можно перейти к важным разговорам о гигиене слуха. Например, почему в наушниках не стоит делать громкость «на всю катушку», зачем человеку периодически нужна тишина и что вежливое «можно потише?» — не каприз, а проявление заботы о себе и других.

Выбирать музыку, которая нравится именно вам

Во всех аудиостримингах — и ушедших, и оставшихся — есть записи выдающихся оркестров и дирижеров. Однако новичку, который только подступается к классической музыке, будет сложно найти ее в стримингах из-за некорректной поисковой выдачи. Сервисы рассчитаны на два главных пользовательских запроса —  «исполнитель» и «песня». В эти две коробочки трудно запихнуть какую-нибудь «Оду к радости» из Девятой симфонии Бетховена, где требуется композитор, название произведения с номером, часть, тональность, дирижер, оркестр, хор и солисты. 

На начальном этапе лучше опираться на уже готовые подборки — плейлисты с классической музыкой, отобранные профессионалами (можно начать, например, с этих: 1, 2, 3). Выбирайте те треки, которые нравятся, в первую очередь, вам. Совместное прослушивание должно приносить удовольствие всем участникам: это ключ к тому, чтобы музыка стала частью повседневной жизни..

Обращайте внимание на продолжительность произведений: в идеале — не дольше 4–5 минут. Детское внимание не рассчитано на развернутые формы, короткие пьесы позволяют познакомиться с разными пьесами без переутомления.Играть в музыку 

«Сначала я играл в музыку, как в любую другую игру» — писал Римский-Корсаков. Мама композитора Софья Васильевна понимала, что до шести-семи лет все развивающие процессы должны проходить только в игровой форме (на самом деле нет, она просто не планировала, что Николай Андреевич станет серьезным музыкантом, но это другая история). 

Движение — естественный отклик тела на музыку, форма живого взаимодействия с ней. Включайте свой отобранный плейлист и наблюдайте, под какую музыку начинает танцевать малыш. Это может быть «Радецкий-марш» Штрауса-старшего, Увертюра к «Сороке-воровке» Россини, «Поганый пляс» из «Весны священной» Стравинского или «Танец феи Драже» из «Щелкунчика» Чайковского — выбор ребенка вас может удивить.

С детьми постарше можно устраивать танцевальные баттлы без проигравших. Например: кто как изобразит балет невылупившихся птенцов? А танец маленьких слонят? Или придумайте свой — танец радуги, танец шороха или танец проснувшегося дерева. Вариантов бесконечно много, в процессе вы сонастроитесь.Дома или на прогулке можно танцевать, в машине — слушать спокойные небольшие произведения и обсуждать их. Спросите ребенка, какое настроение у музыки, что он чувствует, на что она похожа. Пусть чувствует себя субъектом музыкального процесса: ставит, как учитель, оценки произведениям, переключает не понравившийся трек (ни в коем случае не останавливайте и не заставляйте дослушать до конца). 

Все это не про дисциплину и план, а про удовольствие и интерес. Дошкольник познает мир и развивается через игру — и музыка может стать одной из главных таких игр.

Смотреть записи и прямые трансляции

Сегодня многообразие музыкальных инструментов сжалось до ноутбука: компьютерные программы и нейросети позволяют писать, редактировать и сводить треки буквально в одном устройстве. Когда в поп-песне все же звучат инструменты, их состав обычно ограничен — электрогитара, бас, клавишные, ударная установка. 

Этот стандартный набор с визуальной точки зрения проигрывает оркестровым инструментам с их формами, размерами, цветами, изяществом. Вместе с ребенком можно рассмотреть, как устроена скрипка или арфа, сравнить валторну с улиткой, понаблюдать, сколько разных ударных используется в одном произведении, и задуматься, зачем дирижеру палочка, которая не звучит. Видеозаписи оркестровой музыки сегодня в изобилии — их можно смотреть во «ВКонтакте», на YouTube или открыть видеокаталог Московской филармонии, где собраны профессиональные записи с разным репертуаром — от детских программ до великих симфоний.

Слушать не только классику

Необязательно, чтобы жизнь ребенка с ранних лет проходила под мелодии Моцарта. Возможно, вы любите Radiohead или Дэвида Боуи, King Crimson или Björk — музыку, оставившую заметный след в истории и высоко оцененную критиками. Щедро делитесь любимыми треками: музыкальный вкус формируется через многообразие, а не ограничения. Единственное: старайтесь пореже предлагать ребенку современные радийные поп-хиты.  Рано или поздно он все равно столкнется с поп-культурой в ее массовом выражении, но пока у вас есть время познакомить его с музыкой, которая богаче по содержанию, интереснее по структуре и глубже по звучанию. 

В детстве мозг человека невероятно пластичен. У ребенка еще нет шаблонов и представлений о том, какая музыка «модная», а какая «устаревшая», он искренне реагирует на ритм, мелодию, тембр, настроение. Воспользуйтесь этим — сходите на концерт. И нажмите на кнопку. 

 

Ссылка на первоисточник
наверх