На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

80 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Больные идиоты.В Госдуме предлож...
  • Елена Нагорнова
    Вообще удивлена , что такое движение законно до сих пор...Генпрокуратура пр...
  • Александр
    наибулина азербудка скоро так подставит ,мало не покажется!!!Эльвира Набиуллин...

Сменка всегда с собой: как узнать историю России по истории обуви

Историк моды и культуры Мария Терехова – о том, из-за чего обувная пряжка могла стоить головы, насколько качественной и эстетичной была советская обувь на самом деле, как «мартинсы» стали символом свободы и чем объяснить массовый интерес к кроссовкам.

Мария Терехова
Мария Терехова

Зачем изучать историю обуви?

Потому что она до сих пор изучена фрагментарно.

Цельного исследования, посвященного историко-культурному потенциалу обуви, пока не было. Я старалась в книге не просто описать обувь, а рассказать о том, как менялось представление о ней через живые человеческие истории, потому включала в свой рассказ интервью, фрагменты дневников и воспоминаний.

С какими «обувными» стереотипами вы входили в материал и от каких избавились, закончив книгу?

Я, как музейщик, работала над первым в России полным музейным каталогом обуви. И, конечно, были определенные ожидания, с которыми я начала работу. Например, есть стойкое убеждение, что советская обувь фабричного производства ужасна и груба. В коллекции я увидела советскую фабричную обувь с клеймом, которая абсолютно не укладывалась в этот стереотип. Ты не ожидаешь увидеть советские туфли изящными и актуального времени фасона. Я задумалась: следует ли из этого, что укорененные общественные представления неверны?

Следует?

И да, и нет. В целом представление о советской обуви как грубой и неказистой соответствует реальности, но есть нюансы, в которые нужно вникнуть. Например, существовали лимитированные серии подобной обуви, она не была доступной — некоторые модели изготавливали исключительно как выставочный образец в одной полупаре.

Из множества подобных деталей и складывается реальная историческая картина: советская обувь была разной.

Вы пишете: «На пороге XIX века обувь однозначно сообщала о социальном статусе, достатке и гендере хозяина (хозяйки)». Как?

В начале XIX века обувь транслировала четкие социальные смыслы. Она могла сказать о происхождении человека, уровне дохода, но не о характере и личных пристрастиях. Как и костюм, обувь была социальным маркером. С течением времени обувь не утратила своей символической функции — скорее она менялась и усложнялась вместе с переменами в обществе. Важно то, что российское общество в начале XIX века было куда более структурировано, чем во второй половине века, когда жесткие границы между социальными стратами стали размываться. Как таковая модная обувь в начале XIX века была принадлежностью только привилегированного класса. Вопрос личных пристрастий тогда не возникал. Модная одежда как таковая была требованием приличий, а критерий удобства роли не играл. Женская обувь начала XIX века шилась из атласа, шелка, лайки на тончайшей подошве. Она была невесомой.

То есть обувь для паркета, а не улицы?

Абсолютно. Такие туфли, похожие на тапочки, были дороги и не практичны. И эта непрактичность и неудобство имели свой посыл: такую обувь могли позволить себе только богатые дамы, они не бегали по мостовым, а ездили в экипаже. И неудобство обуви служило показателем высокого статуса хозяйки. Тут уместна параллель с китайскими девушками из знати: они бинтовали стопы и, как следствие, калечили их ради маленького размера ступни. Они не могли передвигаться без посторонней помощи. Но это ценилось — такая девушка имела все шансы на удачное замужество. В России XIX века женщины из высшего общества принадлежали бальной зале, не были мобильны, в отличие от мужчин, которые носили более комфортную обувь.

На рубеже XVIII — XIX веков после Великой французской революции мужская и женская мода пошли разными путями. Мужская мода стала развиваться в сторону утилитарности, практичности, удобства, из обуви — это сапоги, ботинки-штиблеты. А женская одежда и обувь шла в сторону декоративной избыточности. Женщине надлежало служить витриной заработка мужа, живым инструментом «демонстративного потребления». Мужчина же, в отличие от предыдущих столетий, стал одеваться и обуваться подчеркнуто практично, преимущественно в темные цвета. Это явление породило даже теорию так называемого «Великого мужского отказа» (имеется в виду — от моды).

До XIX века пряжки украшали обувь и мужчин, и женщин. О чем говорила эта деталь?

О достатке и высоком социальном статусе. Но одна из ключевых перемен, которые произошли с обувью после французской революции, — отказ от богато украшенных пряжек. В первые годы после революции носить старорежимную обувь на каблуках, украшенную роскошными пряжками, порой стоившими целое состояние, стало просто опасно. За них можно было схлопотать, потому что это показатель принадлежности к аристократии. В России есть своя параллель: в 1917 костюмным маркером «чужого» служила интеллигентская шляпа.

Портрет молодой женщины в туфлях фасона à la Molière, Россия, 1900-е годы
Портрет молодой женщины в туфлях фасона à la Molière, Россия, 1900-е годы

Когда обувь все же стала удобной и появилось деление пар на правую и левую?

Такое деление было даже в XVII веке, но потом исчезло. Таков парадокс — не всегда технологичное новшество, появившись, сразу приживается. В XVIII веке обувь больше не делилась по колодкам на правую и левую ногу. Сначала это деление вернули себе мужчины, а женщины вплоть до 1830-х носили одинаковые полупары. Женская обувь была настолько мягкой, что вроде бы это деление и не требовалось. В России начиная с XVIII женская обувная мода ориентировалась прежде всего на Францию с ее пристрастием к декоративности и изяществу, а ориентиром в области мужской обуви служила Англия. При этом женская английская обувь считалась грубоватой, более пригодной для загородного поместья. Традиционно более простая и практичная одежда и обувь английской знати — результат устоявшегося загородного образа жизни местной аристократии.

Какой вид обуви называли «башмаками»?

С «башмаком» интересная лингвистическая история. До начала XIX века это было универсальное слово, которым обозначалась невысокая обувь из кожи или ткани на каблуке для мужчин и женщин. Ближе к 1820-м «башмаком» стали называть только женскую обувь. Мужская же обувь — сапоги, туфли, с середины века — ботинки. Если не знать об этом смысловом разделении, можно не поймать обертоны смысла в фамилии гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, которого высмеивали сослуживцы за плохонькую шинель, называя ее «капотом» (это женская одежда). А «бабья» фамилия героя только усиливала комический эффект, соединяя смыслы чего-то бабьего, маленького, жалкого.

А как выглядели «русские сапоги» и кто их носил?

Интересно, что понятие «русские сапоги» устоялось только к концу XIX века в значении нарядной обуви для простого народа. Это высокие кожаные сапоги с лакированным голенищем — «гармошкой» или так называемыми «бутылками». Мы их можем встречать в художественной литературе или живописи на купцах, мещанах или в начале XX века — на рабочих в праздничные дни. Не нужно думать, что квалифицированные рабочие жили впроголодь и носили обноски. Для пущего щегольства между подметкой и стелькой клали сухую бересту — получались сапоги «со скрипом» — особо популярные у небогатых купцов и рабочих в качестве праздничной обуви.

Когда в России появилась фабричная обувь и кто ее мог приобрести?

Первая действительно крупная фабрика, укомплектованная по последнему слову техники, — это «Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви». Появилась в 1882 году. А в 1910 году Товарищество официально переименовалось в «Скороход» — по названию своей самой известной модели. Ее знаменитый логотип мало изменился и в советские годы. «Скороход» был, говоря современным языком маркетинга, «динамично развивающейся компанией»: производственные мощности расширялись, помимо обувной фабрики открылось собственное кожевенное производство и появилась сеть отделений-представительств в провинции.

О качестве изделий говорят как многочисленные награды на выставках, в том числе международных, так и экспорт обуви «Скорохода» в Германию, где российская продукция выдерживала конкуренцию с местными производителями. Оснащен «Скороход» был немецким и американским оборудованием и выпускал обувь на разные категории покупателей. Дорогая обувь, сегодняшним языком — «премиальная линейка», была доступна не всем. Ее продавали в собственных фирменных магазинах. Более массовую обувь попроще и подешевле — через сеть закупщиков.

Главные учредители правления Товарищества были немцами и к тому же входили в правление Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры (Т.Р.А.Р.М., будущий «Красный треугольник»), которое занималось изготовлением резиновой обуви (а точнее, «обуви для обуви», ведь галоши надевались на кожаные туфли или ботинки). Т.Р.А.Р.М. была основана в 1860 году в Санкт-Петербурге. Таким образом, два крупнейших в Петербурге и России в целом производства обуви — кожаной и резиновой — принадлежали одним и тем же людям. Работали оба предприятия не только на импортном оборудовании, но и отчасти на немецком сырье. Отечественное было хуже по качеству, о чем нередко сетовали экономисты и публицисты тех лет.

Где обувались модные и не очень граждане во времена НЭПа?

НЭП не принес радикальных изменений в фасонах женской и мужской обуви. НЭП откатил моду к тому, что было до революции и гражданской войны, во время которой, понятное дело, было не до моды. В 1920-х появились так называемые «баретки». Это самая распространенная обувь горожанок всех возрастов — непритязательные парусиновые (реже — кожаные) туфли на низком ходу или невысоком каблуке, с ремешком. Этот ремешок пуговкой фиксировал обувь на стопе. Баретки шили кустари и производили обувные фабрики. В 1920-е обувные фабрики восстанавливались, но тем не менее и к концу 1920-х большая часть обуви шилась кустарно.

Портрет девушки в туфлях «баретках», курорт «Дарсун», 1948 год
Портрет девушки в туфлях «баретках», курорт «Дарсун», 1948 год

А когда наши соотечественники познакомились с кроссовками?

Есть популярное мнение, что в Советском Союзе мода на кроссовки появилась благодаря Олимпиаде 1980 года. Это не совсем так. Олимпиада действительно популяризовала кроссовки, но кроссовки в Союзе были известны и раньше — их привозили из-за рубежа как жуткий дефицит. В конце 1970-х годов на базе экспериментального комбината «Спорт» наладили выпуск кроссовок по специальной лицензии от Adidas. Кроссовки с настоящим «фирменным» логотипом пользовались огромной популярностью.

Вершину пирамиды символической иерархии вещей в СССР занимала вещь из «капстраны» — Европы и Америки. Ниже котировались товары из стран соцлагеря, а советская продукция находилась в самом низу символической пирамиды. В общем, лицензионные «адидасы» ценились ниже, чем американские, но выше, чем советские кеды. Кстати, название «кеды» — бытовое, в фабричных каталогах и на ценниках эта обувь официально называлась «ботинки баскетбольные» или «туфли спортивные». Кеды выпускались в СССР с 1960-х годов и были массовой обувью, достаточно вспомнить, во что обут школьник Сережа Сыроежкин из фильма «Приключения Электроника» или хулиган Волк из мультфильма «Ну, погоди!».

Портрет четырех молодых женщин в туфлях-лодочках на шпильке, СССР, 1961 год
Портрет четырех молодых женщин в туфлях-лодочках на шпильке, СССР, 1961 год

Как вы объясните кроссовочный бум сегодня?

Думаю, причин несколько. Одна из них — доступность модных вещей людям разного уровня доходов. Одежда и обувь сегодня больше не служат столь однозначным маркером социального положения, как прежде. Символизм одежды и обуви, безусловно, сохраняется, но сами смыслы стали сложнее, сегментированы по разным социальным группам. И полагаю, массовая доступность модной одежды снизила интерес людей к нарядной одежде как чему-то ценному и уникальному.

Скажем, если советская женщина в 1970–1980-е смогла раздобыть английские туфли-лодочки на шпильке — это считалось невероятной удачей. Нельзя было просто пойти в магазин и купить такие туфли. Их можно было «достать» по блату у спекулянта или отстоять очередь там, где их «выбросили», отдав за них половину зарплаты. Вообще, туфли-лодочки на шпильке, особенно импортные, были культовой обувью у советских женщин. И если такие туфли попадали в гардероб — вопрос их удобства уже мало кого волновал.

У современного человека другие установки, системы ценностей и условия жизни — обувь доступна. Наряжаться становится неинтересно, напротив — кажется интереснее продемонстрировать нежелание это делать, как эдакую форму протеста — реального или напускного. Когда кроссовки появились, только отчаянные модницы пытались комбинировать их с женственными платьями. Этот подчеркнутый диссонанс ломал представления о том, что можно и нельзя. А сейчас платьем с кроссовками никого не удивишь — это костюмная норма. А кроссовки стали универсальной обувью.

Но это же тоже форма демонстративного поведения в противопоставлении себя гламуру нулевых?

Да. Мода движется циклами противопоставлений: то, что актуально сейчас, противостоит тому, что носили вчера. А кроссовки — это заявление подчеркнутого отказа от нарядности, но не от буржуазности. И это, конечно, игра. Просто в «нарядность» или, например, «элегантность» уже не модно играть, а выглядеть так, будто мне плевать на то, как я выгляжу, — модно. И, конечно, на самом деле не плевать. Люди из моего окружения считают, актуальны ли у меня кроссовки. А непосвященный человек решит, будто я выше попыток украсить себя, потому ношу худи и кроссовки как униформу. И эта социальная игра значениями обуви — во многом следствие нынешней культуры переизбытка товаров.

Портрет трех молодых людей в модном «прикиде», СССР, конец 1980-х годов
Портрет трех молодых людей в модном «прикиде», СССР, конец 1980-х годов

Если мода — это отрицание недавнего прошлого, то что и почему носила молодежь в 1990-е?

Ботинки английского бренда Dr. Martens, в российском молодежном обиходе — «мартинсы», стали знаковой обувью эпохи. Крепкие ботинки, изначально рабочие, завоевали в Европе популярность благодаря субкультурам и, попав в российский контекст, оказались в статусе модного объекта желания далеко за пределами субкультурных течений. Гранж, рейв, панк-течения как бунт, отрицание догмата так называемого «хорошего вкуса» — столь важного для поколений советских людей.

Анализируя воспоминания о девяностых, я заметила, что люди пытались не только «найти хоть что-то» и преодолеть нужду, но и остро появившийся запрос на проявление своей самости. Если в советские годы требовалось одеться так, чтобы быть «не хуже других», то в перестроечное время через одежду молодежь пыталась проявить свою индивидуальность — и впервые это открыто вылилось в публичное пространство. В 1990-е из бедности, драйва и ощущения открытых возможностей, из импульсов эмансипации и либерализации получился специфический культурный коктейль — уникальная атмосфера. В девяностые «мартинсы» вобрали в себя протестный дух и ощущение новизны, свободы того времени.

А в нулевые, эпоху гламура и складывающегося культа потребления, протестный запал иссяк, стало модно «жить красиво». Девушки встали на шпильки, но не для того, чтобы выглядеть «элегантно», как их матери и бабушки, а чтобы смотреться сексуально. Мода и культура одежды движется циклами, но не по кругу, а скорее по спирали: каждый новый виток приносит что-то свое в символическом смысле.

Подготовила Мария Башмакова

 

Ссылка на первоисточник
наверх