Бетонные деревья, прозрачные дома и стены-решето — основатель и арт-директор студии Designic Аня Саркисьянц выбрала 5 японских архитекторов, ради которых стоит отправиться в далекое путешествие.
Стихийный и местами пугающий процесс глобализации неумолимо подчиняет мир общему стандарту — современные мегаполисы все больше мимикрируют друг под друга, международные тренды задают единообразные лекала для урбанистики. Да, конечно, «исторический» центр любой мировой столицы остается уникальным, его визуальный код не теряет самоидентичности, но если мы говорим про «новый» мир — он как будто строится по единым шаблонам, следуя общей моде на тот или иной стиль, формат или контекст.
Одним из бессменных рекордсменов по архитектурному своеобразию была и остается Япония, где мне недавно посчастливилось побывать. Долгие века изоляции, в условиях которой японская культура «бродила» и осмысляла сама себя, нелегкие уроки середины прошлого века и необходимость в сейсмоустойчивости строений трансформировались в удивительный архитектурный феномен, сочетающий в себе исконные традиции и высокий уровень прогресса.
Японская архитектура нового времени неразрывно связана с рядом ярких имен ХХ–ХХI веков: Арата Исодзаки, Кэндзо Тангэ, известный всему миру гений-самоучка Тадао Андо и дальше по списку. Однако вслед за теми, кто создавал архитектурное лицо уходящих лет, зреют новые имена, ценность которых подкрепляется пока еще не Притцкеровской премией, но уже значительным вкладом в продолжение того особого визуального языка.
Кенго Кума
Один из самых влиятельных архитекторов Японии, его часто называют «разрушителем» за стремление размыть границу между природой и домом, между домом и окружающей средой, сделать стену здания призрачной — например, с помощью «мерцающих» фасадов. Напоминая всему миру о том, что слово «современный» далеко не всегда синонимично слову «молодой», встретивший в этом году свое 70-летие новатор нередко использует авторские жалюзи из самых разных материалов, дополнительные оболочки для зданий, сетки, собирает фасады из палочек, плиточек, стеклянных панелей, везде оставляя ритмичные пустоты, так что непонятно: это все-таки стена или решето?
Соу Фудзимото
Продолжая актуальную для всей современной японской архитектуры тему, Фудзимото переосмысляет возможности диалога архитектуры с природой, собирая в одну точку свет, пространство и антропогенную форму. В его экспериментах границы между интерьером и экстерьером практически исчезают, а сами строения будто вступают в спор с гравитацией, застывая в воздухе и создавая впечатление стоп-кадра, фиксирующего падение хрупкого и изящного объекта. Пока еще не обладатель Притцкеровской премии, но, очевидно, один из главных претендентов — первым громким проектом архитектора стала серия прозрачных жилых домов, получивших большой отклик среди состоятельных японцев, готовых на такие смелые приобретения.
Джунъя Ишигами
Яркий представитель нового поколения японских архитекторов, значительно повысивший градус в характерном для Японии архитектурном подходе, объединяющем стихию и технологии. Ишигами сконцентрирован на темах прозрачности и эфемерности, создавая пространства, которые в один момент кажутся реальными и иллюзорными, сотворенными и случайными.
Хироси Накамура
Объекты Накамуры легко запоминаются экспериментальным подходом к исследованию традиционного и современного и, конечно же, страстью к «нечеловеческим» формам. Один из главных инструментов архитектора — характерная для всей японской архитектурной традиции игра света и тени, придающая функциональным пространствам естественную динамику. А ландшафт и культурный контекст буквально определяют облик его проектов.
Акихиса Хирата
Хирата воссоздает архитектурные интерпретации органических форм — бетонные деревья, стеклянные соты и торжество асимметрии. Биологические структурные формы и текучие пространства, стремящиеся соединиться с ландшафтом, — каждая работа сообщает о природной легкости всего подлинного, не нарушает «исконный» порядок вещей в мире.
Отличный повод отправиться в Японию летом следующего года и увидеть своими глазами весь свет ее архитектурного авангарда — Экспо 2025. Темой грядущей всемирной выставки станет «Проектирование общества будущего», в рамках которой гении со всего мира в течение 6 месяцев будут демонстрировать самые смелые ракурсы на развитие технологического прогресса и человечества в целом.
В числе участников заявлены выше упомянутые Кенго Кума, взявший на себя застройку главного павильона ярмарки Соу Фудзимото, а также еще один влиятельный представитель новой японской волны — Рюе Нисидзава. Архитекторы представят свои визионерские идеи, объединенные стремлением прозреть новый облик архитектуры и городского планирования.
Свежие комментарии