Григорий Туманов — журналист, блогер, половина медиадуэта телеграм-канала «Мужчина, вы куда?», а с января 2025 года еще и колумнист «Сноба». В своих текстах он будет делиться опытом борьбы с внутренними кризисами, посоветует, как остаться собой в полном тревог мире, и напомнит: даже в самые темные времена впереди всегда есть свет.
Встречайте.Привет, читатель!
Тебе же тоже кажется, что все пропало? Хотя нет, забегаю вперед. Давай сначала представлюсь и расскажу, о чем это все. Меня зовут Гриша Туманов, я снимаю подкаст «Мужчина, вы куда?» и пишу в одноименный канал вместе со своим другом Славой Козловым. Этот проект родился в 2019 году, когда мне стукнул 31 год, и я вдруг растерянно спросил в пустоту: «А как жить-то?». И подобно тому, как все эти годы я пытаюсь отвечать себе и зрителям с читателями на вопрос о том, как существовать современному мужчине, в этих и будущих колонках, основываясь исключительно на субъективном и чужом опыте, я попытаюсь ответить на него же в более внегендерном формате.
Я не зря вспомнил о 2019 годе в начале колонки о том, как быть, когда кажется, что все кончено. Это, пожалуй, был самый-самый темный год из тех, что я до этого момента проживал (и, надеюсь, таким и останется, но жизнь непредсказуема). Не стало одного из важнейших для меня людей — папы, я разочарован во всем, что делаю, и не понимаю, как мне быть дальше. Впереди, конечно, маячила клиническая депрессия средней степени. Это подтвердили и шкала Бека, и врач Елена Николаевна, в чьем кабинете я сбивчиво пересказывал свои представления о будущем. Точнее, его отсутствии.
С нами такое случается и без особых потрясений, и без медицинских диагнозов. Просто вдруг будущее предстает не просто туманным, а скорее тупиковым — там впереди ничего, делаешь ты какую-то абсолютную бессмыслицу, да и человек ты сам так себе, не говоря уж о том, что и жизнь-то живешь ничтожную. Я даже не буду упоминать, как на это благотворно наслаивается окружающая реальность — мир тоже оказывается обреченным, московская осень какая-то краденая, проходящие мимо девушки заливисто смеются именно над тобой, да и таксист везет тебя так быстро лишь потому, что хочет поскорее от тебя избавиться.
И да, это случается со многими из нас — присущие каждому сомнения могут развернуться во что-то более жуткое, в тот самый морок. Мой друг, написавший до своих тридцати аж две книги и получивший два высших образования, отлично нашедший себя на новом месте в рамках культурных проектов, периодически пишет мне о том, что чувствует себя никчемным, что жизнь как-то зря прошла.
Или вот — подруга, которая тоже периодически сообщает, что, конечно, может, на работе она и молодец, но, конечно, в остальном занята какой-то ерундой и вообще бессмысленная и глупая.
Да что там, я сам пару месяцев назад написал другу Славе: «А может, к черту этот подкаст, канал, да вообще все? Ничего ж не получится никогда, колупаемся как-то бестолково и зачем?».
И вот тут, конечно, важнее всего просто помнить об одной простой вещи: все вышеперечисленное — неправда. Трудные времена, которые мы не выбрали и которые еще неизвестно когда кончатся, как подложка к нашим чувствам, как дополнительный штрих к тому, чтоб цвели эти на первый взгляд обладающие крепкими стеблями цветы сомнений и самобичевания. Да порой и времена не так уж нужны какие-то специальные — морок любит вырастать на самой разной почве: когда нам просто беспричинно плохо, когда устали, когда кто-то злит.
Но морок этот бывает ужасно убедительным. Однако насколько он убедителен в моменте, настолько он и легко развеивается. Не берусь тут выступать с позиции психолога или коуча — вы к ним и без меня дойдете, — скорее в качестве соседа по барной стойке, который повернется и скажет: «О, старик, у меня такое было».
Так вот, правда было. На пике своей намечающейся депрессии я как-то оказался на экскурсии в снесенном ныне Доме Советов в Калининграде. И какой-то очередной рабочий разговор по телефону окончательно вверг меня в пучину понимания, что впереди от жизни ничего хорошего ждать не стоит. Это чувство преследовало меня так долго, что изрядно измотало — ты так устаешь от этого, что хочется буквально выйти из самого себя, снять оболочку и обнулиться. Часто мы путаем такой выход с выходом из окна.
Ну, а потом я разозлился. Не на себя, а на вот тот самый морок. Потому что уж не знаю как, но вспомнил, что жизнь — вещь удивительная и вообще довольно длинная. В ней, ну да, случаются периоды сомнений и боли, горя, да много чего, но она неимоверно интересная и дана нам для радости от ее проживания. «Вот еще, из-за какой-то там депрессии я ее не досмотрю? Черта с два», — мысленно сказал я себе и на этом гневе в итоге добрался до Москвы, а затем и до врача, чтобы разобраться с этим мороком посредством таблеток.
И это помогло. Не всем нам, конечно же, нужны таблетки, но напоминание о том, что в моменте морок может казаться правдивее штыка, — наше с тобой главное оружие. Сейчас я либо ложусь спать пораньше, либо встаю и иду куда-нибудь долго-долго, либо просто доживаю этот противный день, зная, что назавтра мне будет куда лучше, и многое, пусть и не все, обретет смысл.
Если тебе будет легче, то в такие моменты можешь представлять вместо уродливой гаргульи, нашептывающей тебе какую-то чушь, самого неприятного обидчика в школе, который тебя обижал, бывшего партнера-газлайтера, который объяснял тебе, как ты некрасив, да кого угодно, кого ты на самом деле успел победить. Злись на него, помни, что он ошибся и наврал уже тогда и так и не смог помешать тебе проживать твою жизнь дальше. Не надо думать о родственниках, о женах и мужьях и даже о маме — мол, как же они без меня, как же я их могу подвести. Нет, все это не мотивация, а они, прости за эгоизм, в этой борьбе люди вторичные. Но в том числе их у тебя этот морок хочет отнять. Как и возможность вкусно есть, сидеть в парке на скамейке, радоваться тому, какая теплая пока выдалась осень, коту, прыгнувшему на колени, новой паре обуви, удовольствию от того, что делаешь любимое дело. Это ли не повод разозлиться? Не на себя, нет, а на это наваждение. И сердито лечь спать или пойти гулять, а то и просто дожить этот неприятный, но твой собственный день. Потому что впереди у тебя еще очень и очень много дней куда лучше. И не давай их никому у тебя отбирать.
Свежие комментарии