В октябре бренд «Онегин» представил проект Dandy Art Edition. О том, как выглядит современный дендизм, насколько важно для денди быть интеллектуалом и сочетается ли это с темой алкоголя, — в материале «Сноба».
Почему вас так привлек именно дендизм?
Конечно, потому что это связано в первую очередь с Пушкиным. Перечитывая «Евгения Онегина», я обратила особое внимание на слова «как денди лондонский одет». И мне захотелось изучить эту тему подробнее, понять, что такое денди. Это просто красиво одетый мужчина? Или все-таки за этой идеей стоит нечто большее? Я прочитала огромное количество специализированной литературы, посмотрела множество интервью и лекций, и оказалось, что за легким и игривым понятием «денди» стоит огромное социокультурное явление, которое формировалось с ХVIII века. Поняв это, я захотела как-то актуализировать эту тему, раскрыть ее на 360 градусов, для чего и был задуман наш проект. Ну и, конечно, хотелось узнать и показать другим, каким должен быть настоящий денди в наши дни.
Какое открытие в процессе этой работы оказалось самым интересным?
Эта тема оказалась невероятно обширной, бездонной смысловой ямой. Чем больше мы с командой копали, тем больше открытий и неожиданностей нас ожидало. Меня поразил образ зеленой гвоздики — сложно найти аксессуар настолько многозначный, провокационный и по-разному истолковываемый. Бутоньерка, которую носил Оскар Уайльд в петличке пиджака, стала по сути символом дендизма. Как отмечают исследователи творчества писателя, он играл с ней в одну из любимых своих идей, что природа должна подражать искусству, а не наоборот. Тем самым воплощая все декадентское.
Поразила меня знаковая фигура своего времени — граф д'Орсе, известный как «денди-бабочка». Можно сказать, что он был первым инфлюенсером в истории. Мы установили такой факт про него: различные мануфактуры и частные лавки отправляли ему свою продукцию, например перчатки и конверт с деньгами и запиской. В записке графа просили фланировать на людях в той одежде или аксессуарах, которые ему присылали, и всем рассказывать, где он их якобы купил. И это заметно увеличивало продажи!
А еще мне чрезвычайно нравится, как денди изменили литературу. Были ведь целые поколения литераторов-денди... Заурядные пижоны с такой задачей не справились бы, конечно. Поэтому я и вдохновлялась этими героями — они достойны всестороннего внимания. Дендизм — это не что-то поверхностное, это далеко не только про «одеты по последней моде». Это явление, меняющая культуру.
Специально для проекта вы выпустили арт-журнал о дендизме. Что интересного ждет читателя этого журнала, какие герои встретятся на его страницах?
Наш арт-журнал поделен на три блока. Первый — исторический. Его писал исследователь моды и журналист Александр Рымкевич, он рассказал, как трансформировался дендизм за три века.
Второй блок — наши разговоры с современными авторами о темах, важных для дендизма. Например, известный журналист Геннадий Йозефавичус, любитель изящного и прекрасного, рассказал нам о своей коллекции фарфора — а для денди коллекционирование было важным занятием, многие денди коллекционировали фарфоровые табакерки.
А еще в этом блоке журналист Григорий Туманов рассказывает о сложной теме — мужчина и эмоции. Изначально кодекс поведения денди не позволял проявлять эмоции на публике, денди должны были держать себя в руках, что бы ни происходило. Этот строгий свод правил поведения сегодня изменился. Мы с Григорием порассуждали о том, что мужчина имеет право на любые эмоции, что даже денди не должен ломать себя — если надо, он может и плакать, и проявлять ранимость, и, напротив, быть чрезмерно веселым…
В третьем блоке я попробовала найти мужчин из различных сфер, которые отражали бы сегодня три кредо настоящего денди. Первое кредо: то, как ты выглядишь, — всегда манифест, ведь дендизм — это всегда сопротивление неким канонам, которые тебя не устраивают. Второе: денди должен быть интеллектуалом и этим быть не похожим на других представителей светской тусовки, поскольку денди — не всегда титулованный человек, и ему необходимо выгодно отличаться. Третье: то, чем ты занимаешься, должно влиять на социальную среду, трансформировать культуру и скрашивать повседневность. Под все три этих правила отлично подходит, например, бывший главный редактор журнала GQ Игорь Гаранин или актер Максим Матвеев. В разговорах с ними мы исследовали, какими стали денди в нашу эпоху, не исчезло ли в принципе это понятие.
Чем вдохновлялся художник Дима Ребус, создавший картину специально для проекта? Что зашифровано на его полотне?
Я давно отметила для себя этого художника. Дима Ребус создал для нашего проекта коллаж — десять картин-ребусов, на которых зашифрован дендизм в визуальных кодах. Зритель должен рассмотреть «ребусы» и угадать, как тот или иной образ связан с дендизмом. Без труда можно узнать, например, образ зеленой гвоздики, которую денди носили в петлицах. В одном из своих ребусов Дима нарисовал гипсовый мужской торс идеальной формы (денди чутко следили за своим телом), а на груди у этой статуи можно увидеть татуировку — фразу the green carnation, набитую зеленой краской.
В тему о цветах. На другой картине Димы — нарциссы, растущие у воды. На самом деле нарциссы не могут расти у воды, такого не бывает в природе. Что тогда Дима хотел этим сказать? Он отсылает к известной работе Караваджо «Нарцисс», на которой изображен известный сюжет из древних мифов о самовлюбленном юноше, засмотревшемся на свое отражение и не сумевшем отойти от воды, пока не умер от истощения.
Мне еще очень нравится образ дирижабля с другой его работы. Денди были снобами, они как бы парили над скучной обыденностью — отсюда и образ дирижабля с надписью BORING. Чтобы зритель мог понять замысел каждого из десяти ребусов, мы создали буклет, в котором объясняется каждый образ. То есть люди смогут не просто насладиться абстрактными картинками, но расширить кругозор благодаря этой визуальной игре, узнать что-то новое о дендизме и о тех произведениях искусства, к которым отсылают многие фрагменты коллажа Димы.
Правда ли, что он набрал дождевую воду в Лондоне, чтобы разводить ей краски, работая над этими картинами?
Все так, Дима обычно разводит краски дождевой водой, а для нашего проекта была использована дождевая вода из Лондона — колыбели дендизма.
А обилие зеленого цвета в оформлении арт-журнала и на этих картинах тоже имеет какое-то концептуальное объяснение?
Да, этот цвет выбран неслучайно, у меня он ассоциируется с дендизмом. В 1925 году вышел первый номер журнала The New Yorker, на обложке которого был изображен тот самый граф д'Орсе, «денди-бабочка», а корешок обложки был зеленого цвета. На ней же нарисована и бабочка, летающая перед носом графа. Она тоже с элементами зеленого. Мы взяли этот оттенок в цветовую палитру нашего проекта — это тоже оммаж. Случайных деталей в проекте нет, все так или иначе перекликается с темой дендизма.
Художник Яков Хорев создал для проекта колоду карт, которая будет продаваться в наборе с основным продуктом бренда и арт-журналом. Почему именно карты?
Эта идея тоже родилась не на пустом месте — я просто не люблю делать мерч, который никому не будет нужен и не будет концептуален. Когда мы выпускали набор настоек, отсылающих к сказкам Пушкина, мы решили приложить к этому набору в качестве мерча издание всех его сказок, собрали целый том. Денди любили играть в карты. Такие вещи никто не выбрасывает, ими можно любоваться, они могут быть красивым настольным аксессуаром в вашем доме. Все символы на этих картах как будто вышиты нитками, а отпечатаны они на плотном картоне. Коробочка, в которой они хранятся, напоминает футляр для мужского пиджака, а обратные стороны карт выглядят как классические рубашки. Весь набор в целом отсылает к классическому мужскому костюму.
Дендизм — это ведь не только про мужчин: вспомнить ту же Зинаиду Гиппиус… Женщины найдут что-то про себя в вашем проекте?
Безусловно, женщина может быть денди, история это показала. И в нашем проекте можно было бы рассказать множество таких историй про современных женщин. Но мне кажется, что наш равноправный мир слишком много внимания уделяет феминности, что мы стали забывать о мужчинах. Поэтому я решила, что в нашем проекте разговор пойдет только о них. Тем более что и продукт нашего бренда — в большей мере мужской.
Зачем алкогольному бренду заниматься такими культурными проектами? Это какая-то просветительская миссия?
Миссия у нас правда есть. Мы ищем культурные коды, изучаем их, берем что-то знаковое — и актуализируем это в своей продукции. Мне кажется, это позволяет сохранять русский культурный код и транслировать его в будущее. Когда ты делаешь большой бренд, а не просто производишь продукт, очень важно, чтобы твои ценности совпадали с ценностями аудитории. Сейчас потребитель не хочет просто пить или есть то, что ему предлагают. Он хочет ощущать эмоциональную сопричастность ценностям.
Насколько важной частью жизни денди был алкоголь? И как должен пить настоящий денди?
Настоящий денди ничего никому не должен. Полагаю, денди относятся к употреблению алкоголя как эстеты. И так у них во всем. Им важно разбираться в том, что они делают, ощущать удовольствие от любого процесса.
Как вы уже сказали, для настоящего денди стиль идет бок о бок с интеллектуальностью и является манифестацией собственных взглядов. Как это может быть связано с водкой?
Думаю, противоречия в этом нет. Водка — очень сложный продукт, она способна превратить блюдо в гастрономическое чудо. В нашей стране есть множество штампов про водку и ее употребление, но нам важно формировать культуру потребления, показывать новое отношение к водке. Алкоголь может быть частью эстетического опыта, и каждый может себе позволить наслаждаться им, а не напиваться. Вот такой подход мы и транслируем.
Беседовал Алексей Черников
Свежие комментарии