На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина52
    С чем нас всех и поздравляю. Антикоммунизм -всегда фашизм.Власти Кирова реш...
  • Сергей Дмитриев
    В осадке, на выхлопе сплошной пиар надоевшей тусовки от Эрнста. Для показа пропустить сквозь мелкое сито.Идеи, герои и тре...
  • Василий Топчий
    Украдут деньги у тигров.Чухе Ким: Если бы...

Зеленые гвоздики, дирижабли и коктейли: Мариана Павлюкевич — про дендизм

В октябре бренд «Онегин» представил проект Dandy Art Edition. О том, как выглядит современный дендизм, насколько важно для денди быть интеллектуалом и сочетается ли это с темой алкоголя, — в материале «Сноба».

Мариана Павлюкевич
Мариана Павлюкевич

Почему вас так привлек именно дендизм?

Конечно, потому что это связано в первую очередь с Пушкиным.

Перечитывая «Евгения Онегина», я обратила особое внимание на слова «как денди лондонский одет». И мне захотелось изучить эту тему подробнее, понять, что такое денди. Это просто красиво одетый мужчина? Или все-таки за этой идеей стоит нечто большее? Я прочитала огромное количество специализированной литературы, посмотрела множество интервью и лекций, и оказалось, что за легким и игривым понятием «денди» стоит огромное социокультурное явление, которое формировалось с ХVIII века. Поняв это, я захотела как-то актуализировать эту тему, раскрыть ее на 360 градусов, для чего и был задуман наш проект. Ну и, конечно, хотелось узнать и показать другим, каким должен быть настоящий денди в наши дни.

Какое открытие в процессе этой работы оказалось самым интересным?

Эта тема оказалась невероятно обширной, бездонной смысловой ямой. Чем больше мы с командой копали, тем больше открытий и неожиданностей нас ожидало. Меня поразил образ зеленой гвоздики — сложно найти аксессуар настолько многозначный, провокационный и по-разному истолковываемый. Бутоньерка, которую носил Оскар Уайльд в петличке пиджака, стала по сути символом дендизма. Как отмечают исследователи творчества писателя, он играл с ней в одну из любимых своих идей, что природа должна подражать искусству, а не наоборот. Тем самым воплощая все декадентское.

Поразила меня знаковая фигура своего времени — граф д'Орсе, известный как «денди-бабочка». Можно сказать, что он был первым инфлюенсером в истории. Мы установили такой факт про него: различные мануфактуры и частные лавки отправляли ему свою продукцию, например перчатки и конверт с деньгами и запиской. В записке графа просили фланировать на людях в той одежде или аксессуарах, которые ему присылали, и всем рассказывать, где он их якобы купил. И это заметно увеличивало продажи! 

А еще мне чрезвычайно нравится, как денди изменили литературу. Были ведь целые поколения литераторов-денди... Заурядные пижоны с такой задачей не справились бы, конечно. Поэтому я и вдохновлялась этими героями — они достойны всестороннего внимания. Дендизм — это не что-то поверхностное, это далеко не только про «одеты по последней моде». Это явление, меняющая культуру.

Специально для проекта вы выпустили арт-журнал о дендизме. Что интересного ждет читателя этого журнала, какие герои встретятся на его страницах?

Наш арт-журнал поделен на три блока. Первый — исторический. Его писал исследователь моды и журналист Александр Рымкевич, он рассказал, как трансформировался дендизм за три века.

Второй блок — наши разговоры с современными авторами о темах, важных для дендизма. Например, известный журналист Геннадий Йозефавичус, любитель изящного и прекрасного, рассказал нам о своей коллекции фарфора — а для денди коллекционирование было важным занятием, многие денди коллекционировали фарфоровые табакерки.

А еще в этом блоке журналист Григорий Туманов рассказывает о сложной теме — мужчина и эмоции. Изначально кодекс поведения денди не позволял проявлять эмоции на публике, денди должны были держать себя в руках, что бы ни происходило. Этот строгий свод правил поведения сегодня изменился. Мы с Григорием порассуждали о том, что мужчина имеет право на любые эмоции, что даже денди не должен ломать себя — если надо, он может и плакать, и проявлять ранимость, и, напротив, быть чрезмерно веселым…

В третьем блоке я попробовала найти мужчин из различных сфер, которые отражали бы сегодня три кредо настоящего денди. Первое кредо: то, как ты выглядишь, — всегда манифест, ведь дендизм — это всегда сопротивление неким канонам, которые тебя не устраивают. Второе: денди должен быть интеллектуалом и этим быть не похожим на других представителей светской тусовки, поскольку денди — не всегда титулованный человек, и ему необходимо выгодно отличаться. Третье: то, чем ты занимаешься, должно влиять на социальную среду, трансформировать культуру и скрашивать повседневность. Под все три этих правила отлично подходит, например, бывший главный редактор журнала GQ Игорь Гаранин или актер Максим Матвеев. В разговорах с ними мы исследовали, какими стали денди в нашу эпоху, не исчезло ли в принципе это понятие.

Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала
Журнал «Денди»
Журнал «Денди»
Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала
Страницы журнала

Чем вдохновлялся художник Дима Ребус, создавший картину специально для проекта? Что зашифровано на его полотне?

Я давно отметила для себя этого художника. Дима Ребус создал для нашего проекта коллаж — десять картин-ребусов, на которых зашифрован дендизм в визуальных кодах. Зритель должен рассмотреть «ребусы» и угадать, как тот или иной образ связан с дендизмом. Без труда можно узнать, например, образ зеленой гвоздики, которую денди носили в петлицах. В одном из своих ребусов Дима нарисовал гипсовый мужской торс идеальной формы (денди чутко следили за своим телом), а на груди у этой статуи можно увидеть татуировку — фразу the green carnation, набитую зеленой краской.

В тему о цветах. На другой картине Димы — нарциссы, растущие у воды. На самом деле нарциссы не могут расти у воды, такого не бывает в природе. Что тогда Дима хотел этим сказать? Он отсылает к известной работе Караваджо «Нарцисс», на которой изображен известный сюжет из древних мифов о самовлюбленном юноше, засмотревшемся на свое отражение и не сумевшем отойти от воды, пока не умер от истощения.

Мне еще очень нравится образ дирижабля с другой его работы. Денди были снобами, они как бы парили над скучной обыденностью — отсюда и образ дирижабля с надписью BORING. Чтобы зритель мог понять замысел каждого из десяти ребусов, мы создали буклет, в котором объясняется каждый образ. То есть люди смогут не просто насладиться абстрактными картинками, но расширить кругозор благодаря этой визуальной игре, узнать что-то новое о дендизме и о тех произведениях искусства, к которым отсылают многие фрагменты коллажа Димы.

Дима Ребус во время работы над проектом
Дима Ребус во время работы над проектом
Бэкстейдж создания проекта
Бэкстейдж создания проекта
Onegin x Дима Ребус
Onegin x Дима Ребус

Правда ли, что он набрал дождевую воду в Лондоне, чтобы разводить ей краски, работая над этими картинами?

Все так, Дима обычно разводит краски дождевой водой, а для нашего проекта была использована дождевая вода из Лондона — колыбели дендизма.

А обилие зеленого цвета в оформлении арт-журнала и на этих картинах тоже имеет какое-то концептуальное объяснение?

Да, этот цвет выбран неслучайно, у меня он ассоциируется с дендизмом. В 1925 году вышел первый номер журнала The New Yorker, на обложке которого был изображен тот самый граф д'Орсе, «денди-бабочка», а корешок обложки был зеленого цвета. На ней же нарисована и бабочка, летающая перед носом графа. Она тоже с элементами зеленого. Мы взяли этот оттенок в цветовую палитру нашего проекта — это тоже оммаж. Случайных деталей в проекте нет, все так или иначе перекликается с темой дендизма.

Художник Яков Хорев создал для проекта колоду карт, которая будет продаваться в наборе с основным продуктом бренда и арт-журналом. Почему именно карты?

Эта идея тоже родилась не на пустом месте — я просто не люблю делать мерч, который никому не будет нужен и не будет концептуален. Когда мы выпускали набор настоек, отсылающих к сказкам Пушкина, мы решили приложить к этому набору в качестве мерча издание всех его сказок, собрали целый том. Денди любили играть в карты. Такие вещи никто не выбрасывает, ими можно любоваться, они могут быть красивым настольным аксессуаром в вашем доме. Все символы на этих картах как будто вышиты нитками, а отпечатаны они на плотном картоне. Коробочка, в которой они хранятся, напоминает футляр для мужского пиджака, а обратные стороны карт выглядят как классические рубашки. Весь набор в целом отсылает к классическому мужскому костюму.

Колода карт авторства Якова Хорева
Колода карт авторства Якова Хорева

Дендизм — это ведь не только про мужчин: вспомнить ту же Зинаиду Гиппиус… Женщины найдут что-то про себя в вашем проекте?

Безусловно, женщина может быть денди, история это показала. И в нашем проекте можно было бы рассказать множество таких историй про современных женщин. Но мне кажется, что наш равноправный мир слишком много внимания уделяет феминности, что мы стали забывать о мужчинах. Поэтому я решила, что в нашем проекте разговор пойдет только о них. Тем более что и продукт нашего бренда — в большей мере мужской.

Зачем алкогольному бренду заниматься такими культурными проектами? Это какая-то просветительская миссия?

Миссия у нас правда есть. Мы ищем культурные коды, изучаем их, берем что-то знаковое — и актуализируем это в своей продукции. Мне кажется, это позволяет сохранять русский культурный код и транслировать его в будущее. Когда ты делаешь большой бренд, а не просто производишь продукт, очень важно, чтобы твои ценности совпадали с ценностями аудитории. Сейчас потребитель не хочет просто пить или есть то, что ему предлагают. Он хочет ощущать эмоциональную сопричастность ценностям.

Насколько важной частью жизни денди был алкоголь? И как должен пить настоящий денди?

Настоящий денди ничего никому не должен. Полагаю, денди относятся к употреблению алкоголя как эстеты. И так у них во всем. Им важно разбираться в том, что они делают, ощущать удовольствие от любого процесса.

Как вы уже сказали, для настоящего денди стиль идет бок о бок с интеллектуальностью и является манифестацией собственных взглядов. Как это может быть связано с водкой?

Думаю, противоречия в этом нет. Водка — очень сложный продукт, она способна превратить блюдо в гастрономическое чудо. В нашей стране есть множество штампов про водку и ее употребление, но нам важно формировать культуру потребления, показывать новое отношение к водке. Алкоголь может быть частью эстетического опыта, и каждый может себе позволить наслаждаться им, а не напиваться. Вот такой подход мы и транслируем.

Беседовал Алексей Черников

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх