На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

70 подписчиков

Свежие комментарии

  • Rustam Bashirov
    пустые контейнеры надо тщательно сопровождать, не на авось...Российский сухогр...
  • Эльфено4ек Чумазикова
    Пойти что ли, поставить холодец вариться, у меня как раз свиные хвостики завалялись😆Холодец в очередн...
  • Ингерман Ланская
    при совдепии жрали ФСЁ... потому как выбор был мизерныйБез глютена, но с...

Драмы Прекрасной Дамы: чему может научить брак Любови Менделеевой и Александра Блока

Режиссер спектакля «ЛЮБОВЬ.БЛОК» Алла Дамскер — о том, в какой точке сходится русская религиозная философия и современный феминизм, почему жену Александра Блока, Любовь Менделееву, считали проявлением божественной Вечной женственности, легко ли она переносила идеализацию себя и отказы супруга от физической близости, и чему современного человека может научить история их отношений.

Любовь Менделеева и Александр Блок
Любовь Менделеева и Александр Блок

На отношение Блока к жене действительно влияли идеи Соловьева и в целом религиозная философия? Или поэт просто пребывал в ереси, которая ни к религии, ни к философии отношения не имеет?

Я уверена, что влияние на самом деле было. Блок страстно увлекался такими идеями, его сознание ориентировалось на высокую религиозную мистику и искало в этой мистике ответы на различные духовные вопросы. Если говорить конкретнее, Блок пытался найти то, что в его страшную эпоху могло бы выступить в качестве спасения. В воздухе витало предчувствие мировой войны, многие ожидали некоего страшного обновления мира, может быть, даже конца времен. Но Бог уже не мог быть для людей защитой — в Европе к тому моменту уже наблюдался кризис гуманизма, привычное христианское мышление уходило в прошлое…

И русская философская мысль начала ХХ века дала ответ на этот вопрос: спасением была объявлена женщина, точнее говоря — Вечная женственность. Божественность, выраженная через женское начало. Блоку эта идея чрезвычайно понравилась еще и потому, что это сочеталось с его рыцарским образом, с рыцарским служением Прекрасной Даме. Рыцарство — абсолютно блоковская тема.

Но Блок уже в «Балаганчике» полностью отходит от этих представлений. Он перечеркивает все эти идеи о Вечной женственности и идет дальше своим путем. Наверное, поэту было тесно в рамках одного амплуа, одной и той же философской концепции. Частые перемены в мировоззрении были для него естественны, благодаря этому он и мог создавать удивительные вещи в литературе. Без периода следования за идеями Соловьева у него не было бы и «Стихов о Прекрасной Даме».

Насколько адекватно было бы смотреть на женщин подобным образом в наши дни?

Наше время очень похоже на то — вокруг абсолютный хаос, все ощущают близость войны, все рушится, институт брака не работает, Бог далек от людей, все непонятно… Человеческое сознание по-прежнему ищет спасения. И снова эпоха дает те же ответы: спасение — в женственности, в женском как таковом. Только если век назад это была религиозно-мистическая идея о приходе божества в виде женщины, то сегодня все куда проще: женщина кажется просто единственной силой, которая выступает против войны и насилия, против краха, за любовь и принятие. Недаром сегодня так актуален феминистический дискурс. «Выросший» феминизм говорит не только о проблемах гендерного неравенства — его в первую очередь интересует роль женщины в спасении общества от краха.

Почему для Блока физическая и духовная любовь находились в таком конфликте?

Потому что Блок был искушен в плотской любви, которая открывалась ему в отношениях с доступными женщинами или женщинами, которые изменяли своим мужьям. И у него сформировалось устойчивое ощущение, что во всех отношениях, построенных на страсти, рано или поздно происходит трагедия. Ведь страсть вспыхивает и угасает, а дальше — только негативные последствия для тела и психики.

А Блок хотел видеть в Любови Дмитриевне близкого человека, не объект, а субъект любви. Но эта попытка ему не вполне удалась — при всем трепете к жене он находил в ней в первую очередь не столько живого человека, сколько образ, которому можно поклоняться и посвящать стихи.

Но если его целью было защитить любовь, а такой подход ее только разрушал, то почему Блок не отказался от своих убеждений и не стал жить с ней нормальной супружеской жизнью?

Это тот самый случай, когда можно сказать: все не так однозначно. Как складывались их отношения — до конца не может быть ясно, мы можем судить об этом исключительно по воспоминаниям современников и письмам. А это далеко не самые надежные источники. Точно можно говорить только о том, что Любовь Дмитриевна уходила от него несколько раз, но каждый раз возвращалась. В свою очередь Блок относился к ней как к единственной женщине, которой можно все доверять, с которой можно просто жить — в отличие от всех остальных его мимолетных увлечений. Да, Блок оказался заложником своей идеи, но это не разрушало их подлинную духовную близость с женой.

Как Любовь Дмитриевна относилась к тому, что ее воспринимают таким образом? Насколько легко ей жилось в роли Прекрасной Дамы, которой приписывались чуть ли не божественные характеристики?

Ей было чрезвычайно нелегко, это стало для нее непомерной ношей. Да, она считала Блока единственной в своей жизни любовью, но мы не можем делать вид, что забыли ее воспоминания. В них она делится, что лучшим событием ее жизни стала случайная страсть с другим человеком.

Почему в Любови Дмитриевне усматривали черты «Прекрасной Дамы», если она открыто заявляла о своих вполне земных жизненных ценностях и не отличалась буквально ничем от любой женщины высшего света того времени?

Любовь Дмитриевна просто хорошо этому поддавалась, когда была юной. В начале их отношений с Блоком она с радостью принимала такое отношение к себе. Ее очаровывало то, как возвышенно он отзывается о ней. А ведь вокруг нее тогда собирался целый «рыцарский орден», состоящий из Блока, Белого и Соловьева. И они втроем пели ей дифирамбы — как тут устоять? Мрачные мысли и мучения начались позднее, когда стало очевидно, что ей нужно обычное земное счастье, а муж не видит в ней живую женщину.

Но на фоне современниц она, конечно, отличалась — и глубоким умом, и желанием реализоваться, не быть приложением к мужу. Поэтому она пошла в актрисы и даже выступала в качестве инвестора спектаклей, в которых принимала участие. А еще Любовь Дмитриевна написала уже после смерти Блока потрясающую книгу о балете, на которую до сих пор опираются знатоки балета в своих исследованиях. 

Сцена из спектакля «ЛЮБОВЬ.БЛОК»
Сцена из спектакля «ЛЮБОВЬ.БЛОК»
Сцена из спектакля «ЛЮБОВЬ.БЛОК»
Сцена из спектакля «ЛЮБОВЬ.БЛОК»
Сцена из спектакля «ЛЮБОВЬ.БЛОК»
Сцена из спектакля «ЛЮБОВЬ.БЛОК»

Экзальтированный взгляд Блока на жизнь и в частности на свою жену позволил ему вырасти как поэту — или разрушил его в конечном итоге?

Блок был творческим человеком, нуждающимся в постоянном эмоциональном топливе. Это действительно нужно таким людям, и тут даже более показательным примером послужила бы Цветаева. Разрушителен ли такой подход к жизни? Для Любови Дмитриевны, безусловно, это было разрушительно. Но гибель самого Блока — слишком сложная отдельная тема. Затрагивая ее, необходимо было бы детально пройтись по списку его болезней, рассмотреть социальные катаклизмы, в которые он был ввергнут, изучить его участие в различных комиссиях после 1917 года и то, как это на нем сказалось… Отношения с женой здесь идут совсем не в первую очередь.

Союз Блока и Менделеевой доказывает, что никакой «нормы», о которой твердят модные психологи, в построении отношений не бывает: у каждой пары — своя норма. А о чем еще этот союз может нам рассказать? Что мы можем понять о любви в наше время?

Профессиональные психологи, кстати, отрицают, что в вопросах любви есть какие-либо нормы, а саму любовь даже считают заболеванием. Мне кажется, мы можем почерпнуть из истории Блоков очень важную мысль о том, что для любви нам необходимо видеть друг в друге не образы, а настоящих живых людей. Любовь требует смелости такого рода. Генеральный продюсер и автор идеи нашего спектакля Эдуард Субоч тоже поддерживает эту точку зрения. Нам хотелось вдохновить каждого зрителя на эту смелость в сохранении человеческих взаимоотношений.

Беседовал Алексей Черников

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх