
Фестиваль документального кино «Докер», который сейчас идёт в Москве, доказывает: реальность — самый непредсказуемый сценарист. В его программе — 65 фильмов из 30 стран, большинство из которых в России показывают впервые. «Сноб» выбрал шесть историй, которые заставляют сомневаться, удивляться и спорить.
«Симбиоз»
Режиссёр Эмануэле Пизано
Основной конкурс

Честь открывать «Докер» досталась «Симбиозу», и это решение говорит само за себя. Фильм — чистое визуальное погружение, масштабное и гипнотически красивое. Ареной для него становятся Липарские острова в Средиземном море.
Это мир биолога Моники Блази, чья жизнь — борьба за спасение морских животных, в первую очередь черепах. Почти всё время она проводит в море, и палитру фильма определяет тотальный синий — цвет воды, в которую уходит героиня, и неба над её головой. Но эту глубокую синеву то и дело прорывают яркие акценты: сочная зелень островов, огненная лава вулкана или акварельные рассветные облака.
«Симбиоз» принципиально отказывается от говорящих голов и вообще от слов. Здесь говорят не люди, а образы. Мощные, захватывающие дух виды и напряжённая работа команды Блази создают повествование, которому не нужны комментарии — оно понятно на интуитивном уровне.
«Место времени»
Режиссёр Михаил Басов
Основной конкурс

В основе фильма «Место времени» — случайная находка. Видеоарт-художник Михаил Басов и его жена Наталья обнаружили на берегу Азовского залива выброшенные морем кино- и фотоплёнки. Очистив и разобрав архивы, режиссёры начали поиск людей, запечатлённых на них. «Место времени» — это классический found footage, где чужие воспоминания становятся материалом для нового произведения. Почти стёртые временем и водой изображения, порой превратившиеся в чистую абстракцию, монтируются с зарисовками из жизни современного рыбацкого посёлка — того самого, где нашлись плёнки. Его сегодняшние обитатели — в основном старухи и собаки. Так возникает главная тема фильма: улыбающиеся с пожелтевших снимков юные лица принадлежат людям, многих из которых уже нет в живых. Их выцветшие фотографии — возможно, последнее, что от них осталось.
«Дело №»
Режиссёр Дарья Хренова
Программа российского кино

На стол арбитражного судьи из Мурманска Юлии Гринь ложится непростое дело: пенсионерка, ставшая жертвой мошенников, рискует лишиться единственной квартиры, уже выставленной на торги. Перед судьёй стоит выбор, который определит дальнейшую судьбу обманутой женщины.
Но «Дело №» — это не стандартная судебная хроника. Фильм внимательно всматривается в саму судью: её путь в профессию, её жизнь за пределами зала заседаний. Камера пытается понять, что за человек скрывается за судейской мантией и каково это — ежедневно вершить человеческие судьбы. Характер героини в полной мере раскрывается в финале: её решение по этому делу не просто спасёт женщину, но и войдёт в юридическую практику как прецедентное.
«Великанцы»
Режиссёр Юрий Мокиенко
Программа российского кино

Театр «Кукфо» затеял дерзкий проект — создать для нового спектакля гигантских кукол русских писателей. Но простые, на первый взгляд, задачи превращаются в абсурдные головоломки для худрука: как, например, выглядел Пушкин без бакенбард? Во что одевать оживших классиков?
Остроумный фильм Юрия Мокиенко быстро выходит за рамки репортажа о творческом процессе. Куклы-«великанцы» начинают яростно спорить о том, кто из них — главный гений русской литературы. В эту суматоху вклинивается научная программа о происхождении жизни и возможности оживить неживое. Фильм превращается в мистификацию, где уже неясно, кто кого выдумал: режиссёры писателей или писатели — режиссёров.
К слову, на «Докере» покажут ещё один фильм Мокиенко — «В поисках движения», исследование кинотанца, созданное с хореографом Александром Гурвичем и режиссёром Диной Верютиной.
«В активном поиске страданий»
Режиссёры Анна Бондарь, Олеся Епишина, Наталья Саврас, Анастасия Иванова
Программа российского кино

В центре фильма — четыре истории болезненных, почти патологических привязанностей. Герои этого альманаха называют себя «любовнозависимыми»: они плотно сидят на отношениях, даже если те выдуманы или давно остались в прошлом.
Сценарии этой зависимости разные. Один так и не смог пережить потерю любви и застыл в одиночестве. Другая застряла в бесконечном цикле ссор и примирений, где расставания и воссоединения исчисляются уже не десятками, а сотнями. Фильм не выносит вердикт, но оставляет зрителя с вопросом: где проходит грань между трагической любовью и настоящим диагнозом?
«Вкус Утопии»
Режиссёр Ренато Лизанти
«Док терапия»

Десять тысяч последователей трансцендентальной медитации съезжаются в Индию ради одной цели — создать «эффект Махариши». Их вера проста и грандиозна: если эту технику будет одновременно практиковать хотя бы один процент населения, мир необратимо изменится к лучшему. Снизятся преступность и насилие, прекратятся войны.
Авторы фильма погружаются в это уникальное сообщество, пытаясь отделить факты от веры. Что это — наивная надежда на чудо или феномен, имеющий под собой научное обоснование? Возможно, самым известным адептом этой практики был Дэвид Линч, чьи туманные рассуждения о «погружении в океан чистого сознания» оставили больше вопросов, чем ответов. Эта картина — попытка заглянуть за завесу мистики и понять, что в действительности скрывается за этим глобальным духовным движением.
Автор: Катя Загвоздкина
Свежие комментарии