Отпраздновав Масленицу, в Никола-Ленивце сожгли арт-объект Николая Полисского — "Мельницу", вдохновленную образом Дон Кихота. Этот выбор отсылает к традициям уличного театра, ярмаркам и балаганам. «Сноб» разбирался как они появились в России, чем связаны с commedia dell’arte и где сегодня увидеть их лучшие постановки.
От Древней Греции к сommedia dell'arte

Строго говоря, площадной, или, как его сейчас называют, уличный театр существует столько же, сколько и классическое театральное искусство. Он возник в Древней Греции — уже тогда актеры развлекали зрителей на площадях и рынках искусством пантомимы, передавая сюжет и эмоции с помощью танца и жестов. Разумеется, пантомима не ограничивалась лишь подражанием животным или человеческому поведению, а включала элементы античной комедии. На ум сразу приходит образ поэта и драматурга Фесписа, отца аттической трагедии, играющего на колеснице посреди рынка в Афинах еще в VI веке до нашей эры. Но то были зачатки. Действительно важной частью народной жизни и культуры площадной театр стал в Средние века и эпоху Ренессанса. И дело было не только в развлечении публики, благодаря чему театр добывал средства для существования, но и в острой сатире на окружающую действительность. Площадной театр — это еще и форма социального манифеста, поэтому в Средние века такие представления проходили не только на центральных площадях городов, но и разыгрывались прямо на папертях церквей. Разумеется, это не прибавляло им симпатии со стороны власть имущих. Однако именно этот остросоциальный эффект достигался за счет выхода за рамки классических театральных подмостков — к широкой публике, которая, как правило, не имела возможности посещать традиционные постановки.
В те времена в Европе каждая городская ярмарка сопровождалась уличными выступлениями бродячих трупп гистрионов. Правда, во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями и вагантами, в Испании на улицах выступали хугляры, гангарильи и бохиганги, а в Германии они были больше известны как шпильманы. Но правила бал Италия, подарившая миру commedia dell'arte, которая возникла в XVI веке из традиций карнавальных шествий и народных представлений (отсюда шуты, мимы и маски). Для нее были характерны путанные сюжеты, балаган и, как полагается любой комедии, юмор. Но больше всего commedia dell'arte славится своими персонажами, которые действительно носили маски. Господа Панталоне, Капитано, Доктор и слуги Арлекино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла — костяк героев, каждый из которых имеет характерный внешний вид и даже диалект. Каждый актер использовал одну и ту же маску всю свою карьеру. Даже речевые особенности персонажей задавались маской.

В центре постановки почти всегда была история молодых влюбленных (эти герои как раз маски не носили), счастью которых всегда кто-то препятствовал. В перерывах между сценами актеры разыгрывали лацци — буфонные трюки-вставки, с сюжетом никак не связанные. Пьесы commedia dell'arte, малопригодные для традиционной театральной сцены, писал даже такой серьезный философ и политический деятель, как Никколо Макиавелли, а исполняли их странствующие актеры под открытым небом. В этом случае грань между зрителем и исполнителем-актером будто бы исчезает. Цель актеров уличного театра — сделать зрителя соучастником, но не при помощи эпатажа, а взаимообмена. И актер, и зритель переживают эмоции сообща, поэтому элементы импровизации и иммерсивности были важными составляющими, окрашивающими местами довольно примитивные сюжеты.
Балаганы, «Балаганчик» и крупнейшие фестивали

В России элементы театрального искусства встречались еще в древних языческих обрядах, где подмостками служили естественные природные условия. В XI веке эстафетную палочку приняли скоморохи, благодаря которым уличные забавы собирали много людей. Вдохновение для своих сценок скоморохи искали в реальной жизни, поэтому русская церковь подобные уличные представления тоже не одобряла. Самых популярных скоморохов знать держала при себе: придворные шуты были и у Ивана Грозного, и у Алексея Михайловича. Странствующие актеры ходили и развлекали народ от поселения к поселению до XVII века, когда вместе с петровскими реформами в России начали появляться стационарные театры. Тогда же и произошло разделение на театр классический и театр для народа — балаганы.
«Там, — отвечает, — у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там», — писал про балаган в своих «Уральских сказах» Павел Бажов. Балаганом называли как театральные и цирковые представления, так и сами временные постройки — легкие дощатые строения или большие тканевые купола, прикрепленные над столбом в центре площади. На этих импровизированных театральных подмостках публику развлекали несложными спектаклями, прибаутками, номерами с дрессированными медведями и шутками Петрушки. Звездой любого балагана был «дед» — как правило, отставной солдат, зазывавший публику на представление в балаган: «Эй, народ честной! Не спеши! Постой! Эй, честные господа! Собирайтесь все сюда! Гляньте налево — лавки с товаром! Гляньте направо — веселье даром!»
Первый государственный публичный театр появился в России в 1702 году на Красной площади по указу Петра I. Император любил светские забавы и, поскольку часто бывал в Европе, считал важным развивать театральное искусство и в своей стране. Постановки в этом театре играли странствующие немецкие артисты под руководством Иоганна Кунста. Этот театр просуществовал четыре года и в 1706 году закрылся. Немецкие актеры покинули Россию, продолжив свой путь дальше. А уже во времена Анны Иоанновны отечественная публика познакомилась с commedia dell'arte. Тогда в Россию приехала труппа итальянского актера Антонио Саки, ставшая здесь невероятно популярной. Считается, что драматург Александр Сумароков в своем раннем творчестве соединял традиции русского балагана и итальянской комедии, но в 1750-х годах уже полностью сосредоточился на высоком театральном искусстве.

Балаганы продолжали устраивать на ярмарках и гуляньях вплоть до XIX века, но к концу столетия эта традиция ушла в репертуарные театры, а декорации строили уже непосредственно на сцене. Например, Всеволод Мейерхольд 30 декабря 1907 года представил публике постановку «Балаганчик» по одноименному произведению Александра Блока. Местом действия стал сказочный кукольный мир, а вместо живых людей — маски все тех же Пьеро, Коломбины и Арлекина. Спектакль стал законченным воплощением символизма в формах сценического искусства: в любовном треугольнике героев легко можно было считать отношения самого Блока, его жены Любови и поэта Андрея Белого, а в сцене «Мистическое собрание» угадывались конкретные персоны петербургской творческой интеллигенции. Критики в своих рецензиях не оставили от Мейерхольда живого места, однако зал на «Балаганчике» был полным всегда. Мейерхольда в целом можно считать отцом профессионального площадного театра в России. В своих постановках в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда (до этого существовал под названиями РСФСР-1 и ТИМ) режиссер выходил за рамки ставшего привычным театрального действия. Его сценой становились городские улицы и цирки, а актерами могли быть группы матросов, солдат и просто отдельные зрители.
В 1930-х годах в Советском Союзе площадные театры стали терять свою популярность, а в годы Великой Отечественной войны постановки превратились в агитационные концерты и спектакли во временных павильонах на фронте и в тылу. Уже после войны развитию уличного театра в стране поспособствовало проведение Международного театрального фестиваля в Авиньоне. Этот смотр, основанный французским режиссером и актером Жаном Виларом в 1947 году, проводится до сих пор и считается одним из самых престижных. В Авиньоне собираются уличные театры со всего мира, постановки проходят на открытых подмостках в глубине двора бывшего Папского дворца, а сам двор служит зрительным залом. Все спектакли играют под открытым небом без занавеса и декораций.

По мнению президента Международного фестиваля уличных театров Виктора Панова, площадной театр — так же, как и драматический, — нуждается в профессиональном подходе. Спектакли должны создаваться специально для улицы, а не переноситься туда со сцены.
«Уличный театр — это все-таки театр, в нем тоже есть свои законы. Не любой может им заниматься. Сейчас складывается ощущение, что этого понимания у многих пока нет. Уличный театр — это отдельный серьезный вид искусства, и это не просто “спектакль на улице”, безусловно. Это совершенно другой стиль существования артиста. Легко удерживать внимание зрителя в зрительном зале. А что мы видим на улице? Много отвлекающих факторов — шум, особенности погоды, площадки. Зритель не всегда подготовлен к спектаклю (предположим, он просто шел мимо), плюс это совершенно бесплатное представление. Здесь удержать внимание артисту уже будет гораздо сложнее. На мой взгляд, хороший уличный артист зачастую гораздо профессиональнее и пластичнее, чем артист драматический», — сказал он в беседе со «Снобом».
В 2001 году на Всемирной театральной олимпиаде к теме площадного театра впервые обратился Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. По словам представителей фестиваля, зрительская аудитория двухнедельной программы исчислялась сотнями тысяч и даже миллионами посетителей. В 2018 году Чеховский фестиваль вновь вышел на улицы, чтобы познакомить зрителей со сценическими номерами тайваньского «Ю-Театра», бразильско-немецкой карнавальной группы «Фуриоза», французского женского духового оркестра «Танцующие музы», «Модерн Тэйбл» из Южной Кореи и других.
Но главный фестиваль уличных театров России находится на ее северо-западе. Архангельский Международный фестиваль уличных театров — один из старейших в нашей стране, существует с 1990 года и стоит у истоков этого движения. Организован он Архангельским молодежным театром Виктора Панова. В 1992 году этот фестиваль включили в программу ЮНЕСКО «Всемирное десятилетие развития культуры». В 2024 году в нем приняли участие 17 приглашенных коллективов из разных городов России, а также из Колумбии, и шесть архангельских театров. Открылся смотр карнавальным шествием.

По мнению Виктора Панова, сейчас в России появляется все больше независимых коллективов, работающих в жанре уличного театра, из-за чего интерес к этому виду сценического искусства у зрителей также усиливается. Гастроли — хлеб любого уличного театра, но в большинстве городов спектакли можно играть только летом. Поэтому фестивали проводятся в теплое время года, а театры активно по ним путешествуют, отмечает эксперт.
Уличный театр в России теперь не только развлечение, но и средство коммуникации, форма общения в разнородной городской среде. Панов подчеркивает, что все уличные театры разные не только по жанровому наполнению, но и по уровню профессионализма. Безусловно, в России есть уличные театры, которые существуют не один десяток лет, и у них есть своя традиция, свой жанр и свой зритель. Но таких театров немного, остальные — еще в поиске своих традиций и пути.
Автор Юлия Фролова
Свежие комментарии