На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    Контрольная на 4 часа? Так не бывает.Первокурсникам МФ...
  • Eduard
    Зачем?Накормите ее печеньем!Жительница Тирасп...
  • ММ
    Короче, она хочет Тамагочи!Вопль души психол...

Устроили балаган: краткая история площадного театра

Отпраздновав Масленицу, в Никола-Ленивце сожгли арт-объект Николая Полисского — "Мельницу", вдохновленную образом Дон Кихота. Этот выбор отсылает к традициям уличного театра, ярмаркам и балаганам. «Сноб» разбирался как они появились в России, чем связаны с commedia dell’arte и где сегодня увидеть их лучшие постановки.

От Древней Греции к сommedia dell'arte

Одеон Герода Аттика, зрительный зал
Одеон Герода Аттика, зрительный зал

Строго говоря, площадной, или, как его сейчас называют, уличный театр существует столько же, сколько и классическое театральное искусство. Он возник в Древней Греции — уже тогда актеры развлекали зрителей на площадях и рынках искусством пантомимы, передавая сюжет и эмоции с помощью танца и жестов. Разумеется, пантомима не ограничивалась лишь подражанием животным или человеческому поведению, а включала элементы античной комедии. На ум сразу приходит образ поэта и драматурга Фесписа, отца аттической трагедии, играющего на колеснице посреди рынка в Афинах еще в VI веке до нашей эры. Но то были зачатки. Действительно важной частью народной жизни и культуры площадной театр стал в Средние века и эпоху Ренессанса. И дело было не только в развлечении публики, благодаря чему театр добывал средства для существования, но и в острой сатире на окружающую действительность. Площадной театр — это еще и форма социального манифеста, поэтому в Средние века такие представления проходили не только на центральных площадях городов, но и разыгрывались прямо на папертях церквей. Разумеется, это не прибавляло им симпатии со стороны власть имущих. Однако именно этот остросоциальный эффект достигался за счет выхода за рамки классических театральных подмостков — к широкой публике, которая, как правило, не имела возможности посещать традиционные постановки.

В те времена в Европе каждая городская ярмарка сопровождалась уличными выступлениями бродячих трупп гистрионов. Правда, во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями и вагантами, в Испании на улицах выступали хугляры, гангарильи и бохиганги, а в Германии они были больше известны как шпильманы. Но правила бал Италия, подарившая миру commedia dell'arte, которая возникла в XVI веке из традиций карнавальных шествий и народных представлений (отсюда шуты, мимы и маски). Для нее были характерны путанные сюжеты, балаган и, как полагается любой комедии, юмор. Но больше всего commedia dell'arte славится своими персонажами, которые действительно носили маски. Господа Панталоне, Капитано, Доктор и слуги Арлекино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла — костяк героев, каждый из которых имеет характерный внешний вид и даже диалект. Каждый актер использовал одну и ту же маску всю свою карьеру. Даже речевые особенности персонажей задавались маской.

Неизвестный художник, «Комедия дель арте: Итальянские и французские комедианты играют в паре», около 1670 года
Неизвестный художник, «Комедия дель арте: Итальянские и французские комедианты играют в паре», около 1670 года

В центре постановки почти всегда была история молодых влюбленных (эти герои как раз маски не носили), счастью которых всегда кто-то препятствовал. В перерывах между сценами актеры разыгрывали лацци — буфонные трюки-вставки, с сюжетом никак не связанные. Пьесы commedia dell'arte, малопригодные для традиционной театральной сцены, писал даже такой серьезный философ и политический деятель, как Никколо Макиавелли, а исполняли их странствующие актеры под открытым небом. В этом случае грань между зрителем и исполнителем-актером будто бы исчезает. Цель актеров уличного театра — сделать зрителя соучастником, но не при помощи эпатажа, а взаимообмена. И актер, и зритель переживают эмоции сообща, поэтому элементы импровизации и иммерсивности были важными составляющими, окрашивающими местами довольно примитивные сюжеты.

Балаганы, «Балаганчик» и крупнейшие фестивали

Франц Рисс, «Скоморохи в деревне», 1857 год
Франц Рисс, «Скоморохи в деревне», 1857 год

В России элементы театрального искусства встречались еще в древних языческих обрядах, где подмостками служили естественные природные условия. В XI веке эстафетную палочку приняли скоморохи, благодаря которым уличные забавы собирали много людей. Вдохновение для своих сценок скоморохи искали в реальной жизни, поэтому русская церковь подобные уличные представления тоже не одобряла. Самых популярных скоморохов знать держала при себе: придворные шуты были и у Ивана Грозного, и у Алексея Михайловича. Странствующие актеры ходили и развлекали народ от поселения к поселению до XVII века, когда вместе с петровскими реформами в России начали появляться стационарные театры. Тогда же и произошло разделение на театр классический и театр для народа — балаганы.

«Там, — отвечает, — у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там», — писал про балаган в своих «Уральских сказах» Павел Бажов. Балаганом называли как театральные и цирковые представления, так и сами временные постройки — легкие дощатые строения или большие тканевые купола, прикрепленные над столбом в центре площади. На этих импровизированных театральных подмостках публику развлекали несложными спектаклями, прибаутками, номерами с дрессированными медведями и шутками Петрушки. Звездой любого балагана был «дед» — как правило, отставной солдат, зазывавший публику на представление в балаган: «Эй, народ честной! Не спеши! Постой! Эй, честные господа! Собирайтесь все сюда! Гляньте налево — лавки с товаром! Гляньте направо — веселье даром!»

Первый государственный публичный театр появился в России в 1702 году на Красной площади по указу Петра I. Император любил светские забавы и, поскольку часто бывал в Европе, считал важным развивать театральное искусство и в своей стране. Постановки в этом театре играли странствующие немецкие артисты под руководством Иоганна Кунста. Этот театр просуществовал четыре года и в 1706 году закрылся. Немецкие актеры покинули Россию, продолжив свой путь дальше. А уже во времена Анны Иоанновны отечественная публика познакомилась с commedia dell'arte. Тогда в Россию приехала труппа итальянского актера Антонио Саки, ставшая здесь невероятно популярной. Считается, что драматург Александр Сумароков в своем раннем творчестве соединял традиции русского балагана и итальянской комедии, но в 1750-х годах уже полностью сосредоточился на высоком театральном искусстве.

Валерий Якоби, «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 год
Валерий Якоби, «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 год

Балаганы продолжали устраивать на ярмарках и гуляньях вплоть до XIX века, но к концу столетия эта традиция ушла в репертуарные театры, а декорации строили уже непосредственно на сцене. Например, Всеволод Мейерхольд 30 декабря 1907 года представил публике постановку «Балаганчик» по одноименному произведению Александра Блока. Местом действия стал сказочный кукольный мир, а вместо живых людей — маски все тех же Пьеро, Коломбины и Арлекина. Спектакль стал законченным воплощением символизма в формах сценического искусства: в любовном треугольнике героев легко можно было считать отношения самого Блока, его жены Любови и поэта Андрея Белого, а в сцене «Мистическое собрание» угадывались конкретные персоны петербургской творческой интеллигенции. Критики в своих рецензиях не оставили от Мейерхольда живого места, однако зал на «Балаганчике» был полным всегда. Мейерхольда в целом можно считать отцом профессионального площадного театра в России. В своих постановках в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда (до этого существовал под названиями РСФСР-1 и ТИМ) режиссер выходил за рамки ставшего привычным театрального действия. Его сценой становились городские улицы и цирки, а актерами могли быть группы матросов, солдат и просто отдельные зрители.

В 1930-х годах в Советском Союзе площадные театры стали терять свою популярность, а в годы Великой Отечественной войны постановки превратились в агитационные концерты и спектакли во временных павильонах на фронте и в тылу. Уже после войны развитию уличного театра в стране поспособствовало проведение Международного театрального фестиваля в Авиньоне. Этот смотр, основанный французским режиссером и актером Жаном Виларом в 1947 году, проводится до сих пор и считается одним из самых престижных. В Авиньоне собираются уличные театры со всего мира, постановки проходят на открытых подмостках в глубине двора бывшего Папского дворца, а сам двор служит зрительным залом. Все спектакли играют под открытым небом без занавеса и декораций.

Парад актеров во время церемонии открытия 66-го театрального фестиваля в Авиньоне, 2012 год
Парад актеров во время церемонии открытия 66-го театрального фестиваля в Авиньоне, 2012 год

По мнению президента Международного фестиваля уличных театров Виктора Панова, площадной театр — так же, как и драматический, — нуждается в профессиональном подходе. Спектакли должны создаваться специально для улицы, а не переноситься туда со сцены.

«Уличный театр — это все-таки театр, в нем тоже есть свои законы. Не любой может им заниматься. Сейчас складывается ощущение, что этого понимания у многих пока нет. Уличный театр — это отдельный серьезный вид искусства, и это не просто “спектакль на улице”, безусловно. Это совершенно другой стиль существования артиста. Легко удерживать внимание зрителя в зрительном зале. А что мы видим на улице? Много отвлекающих факторов — шум, особенности погоды, площадки. Зритель не всегда подготовлен к спектаклю (предположим, он просто шел мимо), плюс это совершенно бесплатное представление. Здесь удержать внимание артисту уже будет гораздо сложнее. На мой взгляд, хороший уличный артист зачастую гораздо профессиональнее и пластичнее, чем артист драматический», — сказал он в беседе со «Снобом».

В 2001 году на Всемирной театральной олимпиаде к теме площадного театра впервые обратился Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. По словам представителей фестиваля, зрительская аудитория двухнедельной программы исчислялась сотнями тысяч и даже миллионами посетителей. В 2018 году Чеховский фестиваль вновь вышел на улицы, чтобы познакомить зрителей со сценическими номерами тайваньского «Ю-Театра», бразильско-немецкой карнавальной группы «Фуриоза», французского женского духового оркестра «Танцующие музы», «Модерн Тэйбл» из Южной Кореи и других.

Но главный фестиваль уличных театров России находится на ее северо-западе. Архангельский Международный фестиваль уличных театров — один из старейших в нашей стране, существует с 1990 года и стоит у истоков этого движения. Организован он Архангельским молодежным театром Виктора Панова. В 1992 году этот фестиваль включили в программу ЮНЕСКО «Всемирное десятилетие развития культуры». В 2024 году в нем приняли участие 17 приглашенных коллективов из разных городов России, а также из Колумбии, и шесть архангельских театров. Открылся смотр карнавальным шествием.

Архангельский Международный фестиваль уличных театров, 2024 год
Архангельский Международный фестиваль уличных театров, 2024 год

По мнению Виктора Панова, сейчас в России появляется все больше независимых коллективов, работающих в жанре уличного театра, из-за чего интерес к этому виду сценического искусства у зрителей также усиливается. Гастроли — хлеб любого уличного театра, но в большинстве городов спектакли можно играть только летом. Поэтому фестивали проводятся в теплое время года, а театры активно по ним путешествуют, отмечает эксперт.

Уличный театр в России теперь не только развлечение, но и средство коммуникации, форма общения в разнородной городской среде. Панов подчеркивает, что все уличные театры разные не только по жанровому наполнению, но и по уровню профессионализма. Безусловно, в России есть уличные театры, которые существуют не один десяток лет, и у них есть своя традиция, свой жанр и свой зритель. Но таких театров немного, остальные — еще в поиске своих традиций и пути.

Автор Юлия Фролова 

 

Ссылка на первоисточник
наверх